Светлана Ивановна Колесникова
Формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице через проектный метод
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников на улице через проектный метод
Колесникова Светлана Ивановна
МБДОУ детский сад №10 «Светлячок»-
Центр развития ребенка
г. Старый Оскол
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста безопасного и осознанного поведения на улице через проектный метод» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Ежедневно в нашей стране происходят около тысячи ДТП, в которых погибают до ста тысяч человек, около тысячи получают ранения и увечия. Почти 40% пострадавших дети, и эта цифра из года в год растет. Улица прочно занимает первое место среди печальной статистики детского дорожно-транспортного травматизма. Мы много даём детям теоретических знаний, а как до практического применения теории дело доходит – так все знания мгновенно улетучиваются. А практики нашим детям и не хватает. [1,стр5] Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада.
Проблему обучения дошкольников навыкам безопасного поведения считаю актуальной, в связи с современными условиями интенсивно развивающейся транспортной среды, высокими статистическими данными о ДТП с участием детей. Профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире. И всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, навыкам безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.
По данной проблеме в отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В., Саулиной Т. Ф., Черепановой C.H., О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой и др. Изучив и проанализировав труды следующих авторов: Саулиной Т. Ф., Черепановой C.H., Даниловой Т., Баряевой Л. Б., я определила их основой моей практической деятельностиПроектная деятельность одно из ведущих и эффективных направлений в современной действительности. Работая с детьми в пределах проекта, мы формируем умение самостоятельно получать знания и практически применять их в жизни. [12,стр. 23]
Цель опыта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
- формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидение опасных ситуаций.
-закреплять знания детей о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно–транспортном процессе
Длительность работы над опытом
Исследование рассчитано на три года, с 2009года по 2012 год.
1 этап. Аналитико-диагностический. Проводились анализ литературы,
сбор информации по проблеме, диагностика, анкетирование.
2 этап. Практический. В единой системе проводились непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей.
3 этап. Аналитико-обобщающий. Подводился итог работы с детьми по
проблеме, обобщался опыт.
Мною была определена основная идея моей исследовательской деятельности: сформировать навык безопасного поведения на улице с помощью метода проекта.
Новизна педагогического опыта заключается в разработке проекта «Самая безопасная дорога», через который осуществляется процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улице, на основе интеграции всех образовательных областей. Свою работу в данном опыте я не выделяю как самостоятельный раздел. Задачи формирования представлений о правилах дорожного движения решаются комплексно со всеми разделами программы.
Для достижения цели я использовала многообразие форм, методов и приемов работы с детьми. Согласно Федеральным Государственным требованиям образовательную деятельность по данной теме я осуществляла в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Мною были определены следующие принципы, которые легли основу идеи опыта:
1. Принцип целенаправленности.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
5. Принцип прочности.
Также я широко использовала принцип интеграции. Например, в образовательной области "Чтение художественной литературы" – я активно использовала самые разные художественные произведения (стихи, рассказы, сказки и т. д.) для формирования основ безопасности на дорогах. В книжных уголках регулярно оформляются выставки детской литературе по этой тематике. Или, например: ОО "Коммуникация" - через развитие свободного общения со взрослыми и детьми идет процесс освоения способов безопасного поведения на дорогах, способов оказания самопомощи и помощи другому, правил поведения в каких-либо опасных ситуациях, которые могут возникнуть на дороге по вине пешехода или водителя и др.
Свою деятельность по формированию детей правилам безопасного поведения я начала со среднего возраста и проводила по принципу «от простого к сложному». Совместно с родителями и детьми мы разработали проект «Самая безопасная дорога», который был направлен на достижение поставленной цели.
На первом этапе мы вместе с детьми и родителями изготовляли дорожные знаки, пополняли предметно-игровую развивающую среду. Занимались созданием эскизов одежды для регулировщика, играли в Сюжетно-ролевые игры: «Механики», «Водители и пешеходы», «Дорожное движение», рассматривали плакаты по безопасности дорожного движения, что позволило систематизировать знаний детей и их родителей по правилам дорожного движения. Важно было сделать ознакомление детей правилам безопасного поведения на улицах и в транспорте увлекательным и эффективным, для этого я старалась использовать игровые приёмы, создавала проблемную ситуацию.
Для закрепления знаний и практической отработки навыков, проводила игры-тренинги «Мы пешеходы», «Ловкий пешеход». Для этого на площадке или в группе обозначаем проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок осуществляет переход по правилам, остальные дети наблюдают и оценивают его действия.
На втором этапе была разработана игра-экспериментирование-«Фантастический город» - с архитектурными объектами, моделирование. Она активизировала творческого мышления, способствовала развитию сотрудничества в игре, воспитывает у детей интерес к родному городу, развивала конструктивные способности.
Знакомство дошкольников со знаками дорожного движения помогает детям овладевать знаково-символическими средствами общения в виде пиктограмм. Для закрепления навыка самостоятельных действий на основе использования полученных знаний о правилах дорожного движения, самостоятельную ориентировку в системе предлагаемых знаков я проводила следующие упражнения: выкладывала перед детьми пиктограмму с изображением знака «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», картинку «Автомобиль», «Железнодорожные рельсы» и говорю: «Перед железной дорогой стоит знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Автомобиль остановился перед этим знаком». Дети должны разложить картинки и пиктограмму в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.
Необходимо было донести до сознания детей понимание опасности, которую представляет собой автомобиль, дорога. Поэтому во время наблюдений и экскурсий выявляли:
- свойства объектов и отношений, существующих в реальном пространстве.
-временные ориентиры в естественных условиях улицы, соответствую-
щих тому или иному времени года, части суток и особенности движе-
ния транспорта и пешеходов по дороге в различные временные периоды. Теоретические знания дети отражали в практических работах – рисунках, моделировании улицы.
Для проверки и закрепления знаний, отработки практических навыков в группе созданы необходимые условия: подобрана картотека подвижных и дидактических игр, имеются настольные игры, набор дорожных знаков, шапочки, фартуки с изображением различных транспортных средств, макет улицы, светофора.
С целью эффективности работы в непосредственно образовательной деятельности использую технические средства обучения: DVD, магнитофон, детские комплекты дисков: «Правила безопасности для малышей».
Чтобы навыки и знания были прочными, они должны закрепляться не только в детском саду, но и дома с родителями Для этого разработала следующие консультации: «Безопасный пешеход начинается с детства», «Жизнь ребёнка в наших руках» и др., свои рекомендации помещала в ежеквартальную газету «Светофорик». Также в работе с родителями проводила родительские собрания, семейный конкурс макетов «Любимые уголки родного города», организовала работу детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено», что способствовала закреплению знаний по правилам дорожного движения у детей и их родителей.
Работая по теме «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников на улице через проектный метод» с использованием проекта
«Самая безопасная дорога» по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения значительно повышает уровень сформированности у детей навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте. Он поставил каждого ребенка в позицию активного участника.
После завершения проекта дети умеют :
-Безопасно ориентироваться в пределах близлежащего микрорайона.
-Соблюдать правила дорожного движения
-Самостоятельно приводить исследования и анализировать полученные результаты
-Дети узнали алгоритм перехода проезжей части улицы.
-У детей сформированы представления об опасности, которую представляет автомобиль.
-Дети научились самостоятельно выбирать способ перехода проезжей
части дороги, различают пешеходные переходы (наземный, подземный, над-
земный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорож-
ного движения (светофор, регулировщик, а также дорожные знаки.
Таким образом, итоги наблюдений, осуществлённых в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы.
Проведённая мною работа поможет будущим школьникам своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения, чувствовать себя на улице и дорогах уверенно и безопасно.
Опыт по теме «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников на улице через проектный метод» был обобщен на совете педагогов МБДОУ д/с №10 «Светлячок» №4 от 12 февраля 2013 года
Список литературы:
1. АвдееваН. Н. Князева Н. Л, Стеркина Р. Б Безопасность//-СПб. :Детство- Пресс,2002
2. Виноградова Н. Ф. Безопасность на дорогах. //М. Просвещение, 2007.
3. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. // Санкт-Петербург. Детство-Пресс,2008 .
4. Дошкольное воспитание. №3,2009.
5. ИзвековаН. А. Правила дорожного движения для детей. // Волгоград. «Корифей»,2008.
6. Клименко В. Р. Обучайте детей правилам дорожного движения. //.Москва, 1999.
7. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. //.М. Сфера, 2008.
8. КозловаА. В. Работа с семьей. // М. Сфера,2005.
9. Маркин Н. М. Спасибо светофор. // М. Этнас-класс,2007.
10. Маркин Н. М. Пешеходы вездеходы. // М. Этнас-класс,2007.
11. Малыгина Н. В. Удивительные приключения маленького почемучки. // Курск. 1997.
12. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. /Л. Б. Поддубная. -Волгоград. Корифей,2008.
13. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам// -М. :Скрипторий 2003, 2008.
14. Яшина С. В. Я исследую мир// Кинель, 2010