Формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре Южного Урала

лариса Ширинкина
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре Южного Урала

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре Южного Урала

ормирование интереса у детей дошкольного возраста к народной культуре Южного Урала приобрело особую актуальность, так как в последнее время возникла необходимость вернуться к лучшим традициям своего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В. Лободин отмечает, что «…от нашей российской духовности, нашей доброты мало что осталось, а с их потерей мы потеряли и силу, и здоровье. Мы почти вымирающая нация, поэтому возвращение к своей, именно своей духовности – для нас жизненно важная задача». Этому способствует система современного отечественного образования, которая призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Этому способствует система современного отечественного образования, которая призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Об этом говорится в Законе Российской Федерации № 273-ФЗ от 28.12.2012 года «Об образовании в РФ». В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

А также Приказом Министерство образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» были определены основные целевые ориентиры для развития успешной личности дошкольника, для формирования у дошкольников различных компетенций.

Исходя из вышесказанного, следует отметить следующие образовательные проблемы:

- недостаточно сформированное представление детей дошкольного возраста о своей малой родине; о ее истории, культуре, красоте природы родного края;

- затрудненное осознание ребенком дошкольного возраста величия и представлений о малой родине;

- зачастую неуважительные отношения внутри семьи.

В соответствии с обозначенной выше проблемой нами были выделены задачи:

1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность и структурно – содержательную характеристику понятия «патриотического воспитания детей дошкольного возраста»;

3. Определить способы формирования патриотических качеств личности.

4. Описать условия формирования патриотических компетенций у детей дошкольного возраста.

5. Обобщить и предоставить полученные результаты.

Решение выше перечисленных задач привело нас к мысли о том что, формирование интереса у детей дошкольного возраста к народной культуре Южного Урала будет эффективным, если процесс происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста таких как:

1) занятия различными видами народных искусств и игр;

2) освоение фольклора;

3) чтение детской литературы;

4) слушание и воспроизведение народной музыки.

На практике мы использовали разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей дошкольного возраста:

• беседы о родном городе, стране;

• показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

• прослушивание аудиозаписи. (Гимн страны; птичьи голоса, звуки родного леса и пр.);

• наблюдение (за изменениями в облике родного города; за трудом взрослых в детском саду; за сезонными изменениями в природе и пр.)

• использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, потешек);

народные подвижные игры («Чай-чай-выручай», «Гуси-лебеди», «Кандалы», «Кошки-мышки», «Вышибалы», «Ручеек», «Мигалки» и др.)

• знакомство с творчеством писателей и поэтов (Нина Пикулева, Нина Рыжикова, Галина Юрасова, Александр Куницын, и конечно же, Павел Бажов, художников, композиторов;

• организация тематических выставок детских рисунков («Люблю березу русскую», «Праздничный салют», «» и пр.)

• участие в календарных праздниках (Масленица, Пасха, Покровские посиделки, Рождество и др.);

Участие в различного рода акциях («Кормушка для птиц», «Дом для скворца»)

создание мини-музеев («Народные промыслы Южного Урала», «Стелла памяти участников ВОВ», «Камни родного края»);

создание мини-макетов («Вот моя деревня, вот мой дом родной.», «Русская изба», «По следам Серебряного копытца»).

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в группе также сформировалась атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал, что позиция родителей, как воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и индивидуальные беседы с родителями показывает: родители регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, принимают активное участие в организации образовательной деятельности, а также в оценивании результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Сто процентов родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 70% выросло количество родителей-исполнителей.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Публикации по теме:

«Формирование интереса и уважения к традициям и культуре народов Оренбургской области у детей старшего дошкольного возраста» Данные о носителе опыта: 1. Фамилия, имя, отчество: Никифорова Татьяна Алексеевна 2. Год рождения: 1989 3. Должность: Воспитатель 4.

Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля»Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.

Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста. Мой педагогический опыт. Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи. Приобщая.

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивными технологиями Аннотация: Познавательный интерес - это один из важнейших для педагога мотивов развития дошкольников. Под его влиянием занятия даже у слабых.

Формирование интереса детей дошкольного возраста к художественному творчеству в процессе занятий изодеятельностью Тезисы по теме: «Формирование интереса детей дошкольного возраста к художественному творчеству в процессе занятий изодеятельностью». Сегодня.

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с легендами, преданиями и сказами народов Южного Урала Сентябрь Автор и название легенды Задачи. Методы и приёмы. Работа с родителями. 1. Пермяк Евгений Андреевич Легенда о Змее – Полозе. Познакомить.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной игровой культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Каневской район Материал для.

Проект «Фольклор Южного Урала»Проект «Фольклор Южного Урала» Актуальность: Дошкольный возраст, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений.

Программа активизации интереса детей дошкольного возраста к музыке и музыкальной культуре Путь в королевство музыки “Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать.

Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы на тему «Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Спорт и физкультура
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к народной культуре Южного Урала
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 05:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наша первая выставка детских работ в технике оригами
Дети очень любознательны и активны, им постоянно нужно что-то делать. Лучший способ им помочь – это направить энергию в правильное русло. В своей группе я...
«Масленица шумная, весёлая, озорная!» Фотоотчет о празднике в детском саду
«Масленица — мокрохвостка! Приезжай домой со двора, Отошла твоя пора! У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху!...
Работы учащихся по программе «Начальное техническое моделирование и конструирование»
Программа «Начальное техническое моделирование и конструирование» имеет техническую направленность. Современная научно-техническая революция и...
Конспект занятия по аппликации «На прогулке»
Программные задачи:продолжать учить детей пользоваться разными материалами при выполнении аппликации, упражнять детей в вырезывании силуэтов, развивать...
Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»
Развитие ребенка через игру «Марблс» 21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не...