Опыт работы ДОУ «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД»

Ольга Чернышева
Опыт работы ДОУ «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом детский сад «Улыбка» особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

В рамках реализации работы в этом направлении в ДОУ создан долгосрочный проект по теме: “Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения”.

Цель проекта: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи проекта:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Этапы реализации проекта:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);

II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);

III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);

IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Участники проекта:

дети;

педагоги;

музыкальный руководитель;

специалисты ДОУ;

инспектор ГИБДД;

родители.

Основные направления работы с детьми:

диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);

организованные формы обучения на занятиях;

совместная деятельность взрослого и ребенка;

самостоятельная деятельность ребенка;

экскурсии и наблюдения;

ознакомление с окружающим;

развитие речи;

художественная литература;

викторина, КВН по ПДД;

конструирование;

изобразительная деятельность;

игра;

выступления агитбригады отряда ЮИД;

встречи с инспектором ГИБДД;

досуги и развлечения.

Принципы реализации проекта (по Е. А. Козловской, С. А. Козловского):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Модель реализации проекта:

В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

картотека подвижных игр по ПДД;

картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;

подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;

конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;

цикл консультаций для воспитателей “Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД”.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:

анкетирование;

памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

консультационный материал “Дошкольник и дорога”;

папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);

встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);

конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок “Дородного движения” в групповом помещении.

2. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- видеокассеты по ПДД;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;

- дорожные знаки.

4. Методический инструментарий.

5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.

Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Литература:

1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.

2. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

3. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Составитель Т. Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

Школа юных инспекторов движения

Сценарий

Данный урок по ОБЖ поможет учащимся в изучении правил дорожного движения и усвоении навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, научит правильному поведению при ДТП, будет способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных ситуаций. Этот урок рекомендуется проводить в конце четверти с использованием элементов спортивных эстафет.

Цели:

привлечь внимание учащихся к изучению правил дорожного движения;

научить учащихся правильно вести себя на улицах и дорогах города;

профилактика дорожно-транспортного травматизма на дорогах;

Метод проведения: спортивные соревнования сочетаются с теоретическими заданиями по ПДД.

Подготовка к мероприятию:

Формирование 3 команды по 6 человек из каждого класса.

Команды придумывают название, готовят визитку, рисуют эмблемы.

Готовится оформление спортивного зала: плакаты по профилактике ДТП, музыкальное сопровождение “Спортивные марши”, спортивные флаги, шары, 3 кроссворда, оценочные листы для приёмной комиссии, табло для оценок, заготовки для пешеходного, транспортного светофоров.

Готовятся нагрудные знаки всем участникам команд, призы победителям.

Содержание игры:

Построение команд, участников игры (под музыкальное сопровождение)

Слова ведущего: “Здравствуйте, уважаемые участники, приёмная комиссия, болельщики! Мы рады вас приветствовать в детском саду «Улыбка». К передали факс, в котором сообщается: “Школа юных инспекторов дорожного движения проводит дополнительный набор учащихся на 2011--2012 учебный год по результатам предварительного отбора. Условия приёма:

1. Крепкое физическое здоровье.

2. Хорошая физическая подготовка.

3. Знание и вождение велосипеда.

4. Знание ПДД.

Сегодня присутствует очень строгая приёмная комиссия, которая определит, достойны ли вы быть юными инспекторами дорожного движения (представление приёмной комиссии). Помогать будут и судьи. Ребята, вы готовы пройти наши испытания и стать юными инспекторами движения? На каждом этапе вам предстоит продемонстрировать свои знания, умения и навыки в знаниях ПДД, медицинской и физической подготовки.

А теперь познакомимся с будущими инспекторами дорожного движения. (Каждая команда представляет свою визитку).

I КОНКУРС “Подключи светофор”

Звучит тихая музыка.

Ведущий: Из штаба ГИБДД поступило сообщение о выходе из строя светофоров. Ваша задача пройти полосу препятствий и подключить светофоры.

Задания: первый участник, проходя полосу препятствий, получает пакет. Его задача: выложить из пакета цветные круги и разложить их на столике судьи, после чего возвратиться обратно и встать последним в колонку, передав эстафету следующему.

3, 4, 5 и 6 участники составляют пешеходный и транспортный светофоры. В этом конкурсе побеждает команда, правильно составившая светофор и затратившая меньше времени на полосу препятствий. Приёмная комиссия оценивает конкурс по 5-ти бальной шкале.

Полоса препятствий:

Кувырок вперёд

Преодоление “брёвна”

Ходьба, перетягивая “верёвочку”

II КОНКУРС “Знаток дорожных знаков”

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы знаете дорожные знаки!

Задание: первые участники, проходя полосу препятствий, получают пакеты, в которых находятся по 6 дорожных знаков. Их задача: назвать, к какой группе знаков они относятся, как называются и в каких местах устанавливаются. После выполнения задания возвращается обратно, передавая эстафету следующему. Задание выполняют все участники.

Побеждает команда, затратившая меньше времени на прохождение полосы препятствий, показала правильные знания. Результаты судья отдаёт приёмной комиссии. Конкурс оценивается по 5 бальной шкале.

Полоса препятствий:

“Тоннель”

Ведение теннисного мяча, гимнастической палочкой обводя стойки.

III КОНКУРС “ Разгадай кроссворд”

Ведущий: Каждый юный инспектор дорожного движения должен быстро и правильно принять решение, для этого он должен быть эрудирован в знаниях ПДД. В этом конкурсе мы проверим ваши знания, эрудицию. Ваша задача: выполнить оперативно зашифрованное задание.

Задание: по команде судьи первый участник начинает проходить полосу препятствий, по её прохождению знакомится с кроссвордом и отвечает на один вопрос. Затем возвращается, передаёт эстафету следующему и т. д. вся команда, отвечает на 6 вопросов. Приёмная комиссия оценивает правильность ответов, за каждый ответ – 1 балл. Отмечается время прохождения командой полосы препятствий.

Полоса препятствий:

“Змейка”

Ведение баскетбольного мяча, обводя стойки.

3 кроссворда:

Вопросы кроссворда для I команды:

Помогает установить порядок дорожного движения и обеспечить безопасность водителя и пешехода.

Транспортное средство, двигающееся по вертикали внутри большого дома.

Место, где временно стоит транспорт.

Устройство для открытия и закрытия пути на железнодорожных переездах.

Вид спорта, допускающий множество вариантов. На них можно просто кататься, а можно заниматься акробатическим фристайлом или играть в хоккей.

Разметка пешеходного перехода без светофора.

Ответы:

Разметка

Лифт

Стоянка

Шлагбаум

Роллинг

Зебра

Вопросы кроссворда для II команды:

Велосипед с мотором.

Участок дороги, где пересекаются пути транспорта и пешеходов.

Устройство для обогрева кабины автомобиля.

Дорожное происшествие.

Группа знаков, которые сообщают о расположении необходимых в пути объектов.

Дорога с твёрдым покрытием.

Ответы:

Мопед

Перекрёсток

Печка

Авария

Сервиса

Шоссе

Вопросы кроссворда для III команды:

Участник дорожного движения.

“Дирижёрская палочка” регулировщика.

Дорога для скоростного автомобильного движения.

Изменение направления движения.

Боковая часть, край дороги.

Расстояние, путь, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полноты его остановки.

Ответы:

Пешеход.

Жезл.

Автострада.

Поворот.

Обочина.

Тормозной.

IV КОНКУРС “Оказание медицинской помощи”

Ведущий: В каком положении надо транспортировать пострадавшего с переломами рёбер, грудины, задних конечностей? Сидячем или полу сидячем состоянии. Ваша задача быстрей доставить пострадавшего к пункту скорой помощи.

Задание: перенести пострадавшего до судьи, выбрать билет и дать правильный ответ на вопрос. Задание выполняется втроём. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы:

Остановка артериального давления.

Перелом верхних конечностей.

Остановка венозного кровотечения.

Оказать I помощь при остановке дыхания, сердечной деятельности.

Оказать I помощь при травме мягких тканей.

Оказание I помощи при ушибах.

V КОНКУРС “Вождение велосипеда”

Ведущий: Юный инспектор дорожного движения должен отлично уметь выполнять вождение, знать техническую часть транспорта. В этом конкурсе мы это проверим. Школа предоставляет нам велосипед.

Задание: от каждой команды выступает капитан. По команде судьи, он начинает выполнять задание. Судьи и комиссия оценивают лучшее выступление по 5-ти бальной шкале. Капитаны выполняют вождение, а команды отвечают на вопросы тестов.

Тест

(даётся трём командам, которые отвечают на 11 вопросов):

1. Как надо переходить проезжую часть?

Идти медленно, осматриваясь по сторонам.

При переходе не задерживаться и без необходимости не останавливаться.

Бегом.

2. Где должен остановиться пешеход, если не успел закончить переход?

На том месте, где его застал красный сигнал светофора.

На островке безопасности.

Вернуться на тротуар.

3. Велосипедисты, едущие группой по шоссе, могут ехать:

В два ряда.

Только по одному, друг за другом.

В три ряда.

4. Если шлагбаум на железнодорожном переезде начинает опускаться или если подаётся звуковой сигнал:

Можно с повышенной осторожностью пересечь переезд, но только в том случае, если не слышно и не видно подъезжающего поезда.

Можно быстро проехать переезд.

Нельзя въезжать на переезд.

5. При движении по шоссе велосипедист:

Может ехать, не держась за руль, лишь в том случае, если вблизи нет ни одного транспортного средства.

Ни в коем случае не имеет права ехать, не держась за руль.

Может не держаться за руль, но обе ноги должны быть всё время на педалях.

6. Когда на улице есть велосипедная дорожка и висит знак “Велосипедная дорожка”, велосипедист:

Должен ехать по ней.

Может ехать по проезжей части.

7. Управлять велосипедом при движении по улицам городов, населённых пунктов, велосипедным дорожкам разрешается:

Не моложе 14 лет.

Не моложе 16 лет.

8. Сотрудник милиции в форме имеет право остановить велосипедиста:

Только в том случае, если он нарушает правила дорожного движения.

Только в том случае, если велосипед технически неисправен.

При этих и любых других обстоятельствах.

9. Если друг за другом в тёмное время суток едут 2 велосипедиста:

Достаточно, если у обоих велосипедистов сзади имеется красный отражатель света.

Велосипедист, едущий первым, должен включить переднюю фару, едущий вторым, должен включить задний фонарь, и сзади велосипедиста должны быть красные отражатели света.

Оба велосипедиста должны иметь включенные фары, задние фонари и сзади красные отражатели света.

10. Велосипедист, который попал в ДДП:

Может продолжать движение, если ни один из участников происшествия не получил серьёзной травмы.

Обязан всегда немедленно остановиться.

11. Предупредительный сигнал об изменении направления движения влево велосипедист падаёт:

Спокойным поднятием руки.

Взмахом руки.

Чётким выбрасыванием левой руки в сторону.

Полоса препятствий для велосипедиста:

“Змейка”

“Коридор”

“Качели”

“Прыжок через препятствие”

VI КОНКУРС “Дорожная ситуация”

Ведущий: Инспекторам дорожного движения приходиться выезжать на ДТП и разбираться в сложившейся ситуации. Вот и вам придётся грамотно принять решение.

Задание: судья выдаёт каждой команде конверт с заданием. Задача команды: в течение 1 минуты разобраться в дорожной ситуации и принять правильное решение. Судьи выслушивают ответы команд и оценивают по 5-ти бальной шкале.

Ситуации из “Дорожной азбуки”:

Ситуация 1.

Вы забыли купить хлеб, а до закрытия магазина осталось несколько минут. Выскочив на улицу, нехватку времени вы стараетесь перекрыть быстротой ног. Вот перекрёсток, загорелся зелёный свет. Слева поворачивает автомобиль, но вы уже на дороге, наезд неизбежен. Как нужно было поступить?

Ситуация 2.

Вы собрались переходить через дорогу, видите – приближается машина, но она пока ещё далеко и едет медленно. Вы явно успеваете. Можно ли переходить?

Ситуация 3.

Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделён от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми. Забыв обо всём на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своём мяче. Ещё мгновение – ребёнок окажется под колёсами тяжёлой машины. Это понял водитель. Не теряя время, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону, чтобы хоть как-то смягчить удар. Но всё же наезд произошёл.

– Что же должен был знать мальчик в подобной ситуации?

Ведущий: Вот и закончились наши испытания. Сейчас судьи с приёмной комиссией подведёт итоги и примет решение, справились ли вы с условиями приёма в школу “Юных инспекторов движения”. Если да, то вам выдадут нагрудный знак ЮИД.

А пока приёмная комиссия подводит итоги, ребята, задайте вопросы по ПДД зрителям и болельщикам.

Слово приёмной комиссии. Награждение команд.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения посредством ознакомления с ПДД С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно - транспортных.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения»Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения» МАДОУ Детский сад с. Уральск. Воспитатель Маннанова Римма Шамилевна. Путь в детский сад многих детей переходит через проезжую часть. Дошкольники.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с ПДД» Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.

Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Привлечение родителей к обучению этим навыкам» Опыт работы «Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Привлечение родителей к обучению этим навыкам.» Подготовила:.

Опыт работы на тему «Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников на дорогах» Опыт работы на тему: «Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников на дороге» Только при систематическом изучении.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге через использование макетов безопасного маршрута Цель: Формирование основ безопасного поведения детей на дороге; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Задачи Образовательные:.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Опыт работы ДОУ «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД»
Опубликовано: 20 марта 2018 в 20:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 января. Праздник логоритмики на МААМ

В 1932 году советским психиатром В.А.Гиляровским для коррекции заикания у детей была применена новая методика. Ученый предложил решать задачи логопедического оздоровления с помощью системы упражнений и...

21 января. День картин из лоскутков на МААМ

Рисовать картины шелком, а не красками, придумали в Японии. Техника «кинусайга» или «пэчворк без иголки» появилась совсем недавно — в 1987 году. Ее создательница — профессор Нагойского университета,...

«Как у ребенка воспитывать самоуважение?» Консультация для родителей
Самоуважение – это уважение к самому себе. Это признание рождается от собственных достоинств. Ребенок чувствует удовлетворение, если он делает что-то...
Фотоотчет «Озеленение участка»
Благоустройство и озеленение участка детского сада способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале...
Детский мастер-класс по конструированию из бросового материала «Новогодний подарок»
Программные задачи:Учить детей использовать при конструировании бросовый материал, совершенствовать работу с ножницами при вырезывании различных форм,...