Формирование у детей мотивации на здоровый образ жизни посредством музыкального воспитания

Татьяна Лапшенкова
Формирование у детей мотивации на здоровый образ жизни посредством музыкального воспитания

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей.

Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт и другие факторы агрессивно воздействуют на хрупкие детские организмы. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка; подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровье сбережения.

Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно - оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образы жизни.

Валеология- это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни.

Главная задача-научить человека формировать и беречь своё здоровье.

Музыкально- валеологическое воспитание- это организованный педагогический процесс, целью которого является:

- укрепление психического и физического здоровья,

- развитие музыкальных и творческих способностей,

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Музыкально — валеологическая работа является одной из составляющих здоровье сберегающего пространства дошкольного учреждения - интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения.

Музыкально - валеологические занятия носят интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания.

Такие занятия побуждают детей активно на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя.

Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных и имеют следующую структуру.

1. Валеологическая песенка - распевка.

2. Создание проблемной ситуации;

3. Решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия.

4. Закрепление полученных знаний, умений на практике (песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, рисование, аппликация, дидактическая игра, выставка и др.)

Что представляет собой валеологические песенки распевки?

Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.

Также для формирования навыков здорового образа жизни на занятиях применяются:

Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского учреждения для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Игровой массаж нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы

Речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.

Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.

Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

В результате внедрения системы музыкально-валеологического воспитания можно наблюдать тенденцию

- к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ,

- повышение показателей общего физического развития детей,

- развития дыхательной системы детей;

- улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве,

- музыкальности; совершенствование вокальных навыков и умений.

Исследование современных ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности:

- звучание ударных инструментов придает человеку физические силы и уверенность в себе;

- звуки духовых инструментов оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы;

- развитию интеллектуальной сферы способствует клавишная музыка;

- струнная музыка развивает у человека чувство сострадания;

- регулярные занятия вокалом согласовывают ритмы организма с ритмами окружающей среды (С. А. Шушаржан) .

Музыкально-валеологические занятия (чаще всего, интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка. Занятия следует проводить примерно 1 раз месяц во всех возрастных группах детского учреждения совместно с воспитателями, на них необходимо пригласить медицинских работников, инструктора по физкультуре.

Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Здесь необходима согласованная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени нужно уместить всю самую важную информацию по теме.

Музыкально-физкультурные досуги проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в физкультурном зале или на спортивной площадке. Время проведения 35 – 40 минут.

Досуги включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровье сберегиющие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетная линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.

Таким образом, благодаря внедрению системы музыкально-валеологического воспитания в дошкольное учреждение можно увидеть,что музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, использование здоровье сберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии) на занятиях музыкой, помогает развитию музыкальных способностей дошкольников, способствует снижению заболеваемости детей ОРЗ, способствует повышению творческого потенциала, развитию речи, памяти, внимания. Валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Использование приёмов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.

Публикации по теме:

Программа по формированию здорового образа жизни «Наш выбор — здоровый образ жизни» .

Акция «Мы за здоровый образ жизни!»Акция «Мы за здоровый образ жизни!» 1 сентября в нашем детском саду "Солнышко" состоялась акция "Мы за здоровый образ жизни!". Акция была направлена на привлечение родителей.

Консультация для родителей и педагогов «Здоровый образ жизни детей» Консультация для родителей и педагогов "Здоровый образ жизни детей" Родителям и педагогам, заботящимся о здоровье ребенка, при организации.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни детей» Свой дар – здоровье нужно беречь и всеми доступными средствами укреплять его с раннего детства. Ведение здорового образа жизни поможет.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ваших детей» Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни ваших детей». Здоровый образ жизни значимый фактор не только в жизни взрослого человека,.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ваших детей» Консультация для родителей «здоровый образ жизни ваших детей» В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ваших детей» Здоровый образ жизни Ваших детей Уважаемые родители! Чтобы забота о собственном здоровье у детей стала их естественной формой поведения,.

Проект «Здоровый образ жизни»Проект «Здоровый образ жизни» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-игровой Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.

Сообщение из опыта работы «Здоровый образ жизни детей — забота общая» Ребенок до 7 лет проходит огромный путь развития. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем.

Стенгазета «Мы за здоровый образ жизни»Стенгазета «Мы за здоровый образ жизни» Дошкольный возраст является важным периодом для функционирования разных систем организма. В этот период следует побуждать детей на ведение.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование у детей мотивации на здоровый образ жизни посредством музыкального воспитания
Опубликовано: 21 октября 2016 в 19:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о выставке работ совместного творчества родителей и детей «Зимние забавы»
Фотоотчет с выставки работ совместного творчества родителей и детей "Зимние забавы" Ах ты, зимушка-зима, Ты пришла с морозами, Нам сугробы намела...
Новогодняя ёлочка. Аппликация из пластилина
Перед Новогодними праздниками проведено много различных поделок: из пластилина, бумаги, бросового материала, различных игрушек новогодних. Рассказать...
Проект «В ожидании Новогоднего чуда». Средняя группа дошкольного возраста
2018 год Проект подготовили: Кучина Т. В, Савина С. Л. - воспитатели, Кузнецова М. Р. - музыкальный руководитель. Актуальность. Всем известно, что самый...
Брошюра для родителей «Делать и не делать»
2016 В воспитании ребенка очень важно делать или не делать каких-то вещей. Родители не всегда поступают верно, по отношению к ребенку, делая этого не из...
Нетрадиционная техника рисования. Коллективная работа «Зимний лес»
Рисование для детей всегда интересный и увлекательный процесс! А рисование нетрадиционным способом дает детям возможность раскрыть свой творческий потенциал,...