Получи документы

Формирование у детей средней группы представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр

Кондратьева Татьяна
Формирование у детей средней группы представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр

Знакомство с геометрическими фигурами, у ребенка начинается с младенческого возраста. Геометрические фигуры следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка.

Публикация «Формирование у детей средней группы представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр» размещена в разделах

К среднему дошкольному возрасту многие дети правильно показывают форму предметов, имеющих форму круга, прямоугольника и т. д. Однако уровень обобщения понятий еще невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребенка приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур : иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или маленькие размеры фигур. Название фигур дети часто смешивают или заменяют их.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, которое выполняет важнейшую функцию подготовки детей к школе, к жизни. Образовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечивать «познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)» [1]

А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева считают, что формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

М. Н. Перова считает, что главное место в жизни ребенка занимает игра. Это ведущая деятельность ребенка непременный спутник жизни, поскольку первоисточником знаний детей о действительности является ощущение, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений о форме предметов и о геометрических фигурах.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей дошкольного возраста, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно может отражаться на детской познавательной деятельности в процессе интеграции образовательных областей, режимных моментах, что является основополагающим принципом ФГОС ДО.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями. Знание геометрических фигур и форм предметов представляет собой в известном смысле высший уровень знаний, поскольку в них сконцентрированы в отвлеченном виде наиболее общие свойства формы реальных предметов. Для полноценного развития геометрических представлений важно задействовать все основные формы восприятия : зрительное, тактильно и слуховое. Для этого можно использовать дидактические игры на плоскостное моделирование. Для освоения дошкольниками формы, размерных отношений разрабатывались познавательно-игровые пособия, ориентированные на обогащение опыта, интегрированного освоения дошкольниками представлений и умений. Яркими примерами являются пособия «Дары» Ф. Фребеля, «Доска-дюймовка» Е. И. Тихеевой, игры с лучинами и на плоскостное моделирование, серия игр «Кубики для всех», «Прозрачный квадрат», разнообразные конструкторы (например, «Лего» и др.).

А. В. Запорожец называл игру специфически детской деятельностью, а Л. С. Выгодский считал игру "девятым валом" в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя). Он повторяет, что игра - ведущая деятельность дошкольника, забывая, что она именно поэтому ведущая, что в ней, как отмечал А. Н. Леонтьев, "развиваются новые психологические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника - нет интереса к учебе у школьника".

Игра и учеба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что "школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организаторскую роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы". В качестве таковых и выступают дидактические игры. Эта своеобразная форма деятельности - учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. К. Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим.

Современные условия характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

В связи с выше перечисленными фактами остро встает проблема: при каких условиях формирование у детей представлений о геометрических фигурах через дидактическую игру будет наиболее успешным?

Объектом исследования стал процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является влияние дидактических игр и упражнений на формирование представлений о геометрических фигурах у детей средней группы.

Целью данного исследования стало теоретическое обоснование и практическая проверка условий эффективности применения дидактических игр в процессе формирования представления о геометрических фигурах у детей средней группы.

Была выдвинута гипотеза: формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета будет происходить более эффективно, если:

• воспитатель будет организовывать дидактические игры в соответствии с уровнем сформированности у детей представлений о геометрических фигурах;

дидактические игры будут включены в занятия по формированию элементарных математических представлений в свободной самостоятельной деятельности детей;

• с родителями будут проведены консультации по изготовлению дидактических игр с геометрическими фигурами в домашних условиях;

Для достижения цели и доказательства гипотезы в исследовании необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть содержание и особенности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы.

2. Определить значение дидактических игр и упражнений в математическом развитии детей 5 года жизни.

3. Обозначить условия организации дидактических игр по формированию у детей средней группы представлениях о геометрических фигурах.

4. Выявить уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы МДОУ «Детский сад № 125.»

5. Разработать технологические карты занятий по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы.

6. Провести анализ опытной работы и разработать методические рекомендации для воспитателей по организации дидактических игр.

Методы исследования:

- анализ,

- синтез,

- индукция и дедукция,

- анализ педагогической и методической литературы,

- анализ понятийно – терминологической системы,

- наблюдение,

- диагностическая беседа,

- опытная работа,

- метод экспертных оценок,

- метод математической обработки информации,

- изучение и обобщение педагогического опыта.

Тип работы: опытно – практический

Ожидаемый результат:

- уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей средней группы повысился.

- разработаны и реализованы технологические карты с включением дидактических игр по формированию представлений о геометрических фигурах у детей средней группы.

- разработана картотека дидактических игр по формированию геометрических фигурах у детей средней группы.

- представлены консультации для родителей по изготовлению дидактических игр в дошкольных условиях.

- разработаны методические рекомендации для воспитателей по организации дидактических игр.

Базой проведения исследования является средняя группа МБДОУ «Детский сад Яблонька № 125» г. Дзержинск.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование знаний о геометрических фигурах Образование — лицо разума. Кей-Кавус Формирование знаний о геометрических фигурах в старшей группе Математическому развитию отводится значительное.

Конспект НОД в средней группе «Обобщение знаний о геометрических фигурах»Конспект НОД в средней группе «Обобщение знаний о геометрических фигурах» Цель. Обобщение знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи. Формировать умению находить геометрические фигуры в окружающем.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей средней группы представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр
Опубликовано: 24 марта 2020 в 13:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД