Лучший педагог года

Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?»

людмила анискина
Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?»

Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическими проблемами в развитии речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.

Публикация «Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей „Где звук живет?“» размещена в разделах

Анализ коррекционной работы по вопросу развития фонематических процессов у дошкольников с недостатками речевого развития показал, что несовершенства произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте. Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.

Руководствуясь индивидуальным подходом для совершенствования навыков звукового анализа и синтеза слов и профилактики возможных нарушений письма и чтения я разработала авторские рабочие тетради «Где звук живет.

Цель рабочих тетрадей : формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников.

Актуальность использования этих тетрадей заключается в следующем. Традиционные и современные формы работы по формированию звукового анализа и синтеза слов, безусловно, полезны и увлекательны. Однако проследить успехи или трудности каждого ребёнка при формировании представлений о звуковом анализе и синтезе слов очень сложно без анализа достижений ребёнка в сжатой, наглядной форме. Для этого предлагаются рабочие тетради, которые дают возможность реальной оценки знаний, умений и навыков каждого ребёнка.

Рабочие тетради «Где звук живет представлены двумя частями, отличием которых является усложнение материала во второй части (увеличено количество слов в карточке на звук и в некоторых словах заданный звук встречается дважды (эти слова в перечне картинок подчеркнуты, например: слово соска содержит два звука «С» - в начале и в середине слова). Вниманию детей с недостатками речи предложены интересные, занимательные карточки в картинках, которые помогут ребенку ориентироваться в мире звуков и научат определять место звука в слове. Ребенок карандашом соответствующего цвета: красным (гласный звук, синим (согласный, твердый звук) и зеленым (согласный, мягкий звук) прорисовывает дорожку от картинки к схеме.

Где находится звук «О» в названии картинок (в начале, середине или конце слова?

Необходимо добиваться, чтобы ребенок четко произносил, интонируя определяемый звук в слове, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за взрослым.

Где находится звук «Дь» в названии картинок (в начале или середине слова?

В каждой карточке ребенок называет картинки, выделяя общий звук.

Где находится звук «Ч» в названии картинок (в начале, середине или конце слова?

Определяет место звука в слове и соединяет линией картинку с соответствующей схемой. После ребенок раскрашивает картинки. Так же для усложнения задания можно предложить ребенку разделить слова на слоги и обвести в кружок слова с заданным количеством слогов. После – ребенок составляет предложения с этими словами.

Рабочие тетради дают возможность реальной оценки знаний, умений и навыков каждого ребёнка. Заявленные тетради использую в своей практике последние пять лет. Авторские тетради представила на районном методическом объединении учителей-логопедов дошкольных организаций, результатом чего стали многочисленные положительные отзывы коллег- логопедов.

Систематическая работа по формированию звукового анализа и синтеза слов с использованием рабочих тетрадей в практической работе с дошкольниками учит ребенка не только слышать, но и «видеть» звуки и слова. Это обеспечивает будущему первокласснику «успешный старт» для дальнейшего обучения, облегчая тем самым переход дошкольников к систематическому обучению в школе и, обеспечивают успешное усвоение ими учебного материала начальных классов.

Публикации по теме:

Игры для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза слов Игра «Пройди по буквам» Цель: научить детей слышать звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение.

Формирование звуко–буквенного анализа и синтеза у дошкольников с использованием игровых технологий. 1 Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют.

Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов Картотека игр на развитие навыка звукового анализа слов Составитель: учитель-логопед Семерюк О. А. Цепочка слов. Цель. Упражнять.

Конспект занятия по разделу «Совершенствование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте» Конспект занятия по разделу: «Совершенствование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте» в подготовительной к школе группе.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза» РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между.

Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Консультация для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Подготовила: учитель-логопед.

Разработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализаРазработка игр на развитие и усвоение навыков полного звукового анализа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Развитие анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры Цели: • Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука. • Развивать фонематический анализ и синтез.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте Звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ Цель: Закрепить навыки различения звуков р, р'~ л, л ' в слогах, словах и фразах; Задачи: Учить различать и называть.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и синтеза, дифференциации свистящих и шипящих посредством игр Воскобовича "Малыш Гео в цирке" Цель: развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, ориентировку в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?»
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 19:40
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД