Получи документы

Формирование у дошкольников представлений о форме предмета

Семенко Ирина
Формирование у дошкольников представлений о форме предмета
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, свойства поверхности и др. Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают в процессе игр и практической деятельности. Они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.

Публикация «Формирование у дошкольников представлений о форме предмета» размещена в разделах

К завершению дошкольного периода многие дети правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте.

Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.

Цель проекта: формирование у дошкольников представлений о форме предмета.

Задачи:

• Изучить содержание понятия «форма предмета».

• Рассмотреть особенности восприятия дошкольниками формы предметов.

• Изучить основные моменты методики формирования у дошкольников представлений о форме предмета.

• Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности.

Ожидаемые результаты:

o Формирование у детей понятия о форме предмета.

o Развитие математических представлений, сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений.

o Развитие логического мышления.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Участники проекта: дети от 3 до 4 лет, воспитатели, родители.

Создание условий: предметно-развивающая среда, программно-методическое и дидактическое обеспечение.

ПРАКТИКА

Перспективное планирование по формированию у дошкольников представлений о форме предмета (младший возраст)

Сентябрь:

1 неделя. НОД: Формирование представлений о шаре

Режимные моменты: Д/и «Найди предмет такой же формы»

Сотрудничество с родителями: анкетирование

2 неделя. НОД: Закреплять умение различать и называть шар (шарик) независимо от цвета и размера фигур

Режимные моменты: Рисование: «Солнышко»

3 неделя. НОД: Формирование представлений о кубе

Режимные моменты: Развивающее упражнение: построй башню из кубиков

Сотрудничество с родителями: индивидуальные беседы

4 неделя. НОД: Закреплять умение различать и называть куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур

Режимные моменты: Д/и «Найди предмет такой же формы»

Октябрь:

1 неделя. НОД: Формирование умения различать шар и куб

Режимные моменты: Игра «Шар – кубик»

2 неделя. НОД: Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик)

Режимные моменты: Игра «Шар – кубик»

Сотрудничество с родителями: Консультация «Формирование у детей представления о форме предметов через игровые упражнения

3 неделя. НОД: Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем

Режимные моменты: Игра «Найди круг»

4 неделя. НОД: Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру - большой, маленький

Режимные моменты: Аппликация «Большой мяч и маленький мяч»

Сотрудничество с родителями: индивидуальные беседы

Ноябрь:

1 неделя. НОД: Познакомить с квадратом

Режимные моменты: Д/и «Найди предмет такой же формы»

2 неделя. НОД: Учить различать круг и квадрат

Режимные моменты: Игра «Круг – квадрат»

3 неделя. НОД: Продолжать учить различать и называть круг и квадрат

Режимные моменты: Д/и «Узнай форму предмета»

Сотрудничество с родителями: Родительское собрание «Домашний опыт по использованию дидактических игр и упражнений»

4 неделя. НОД: Упражнять в умении находить предметы определенной формы в окружающей обстановке

Режимные моменты: Д/и «Назови предмет данной формы»

Декабрь:

1 неделя. НОД: Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру

Режимные моменты: Игра «Найди треугольник»

Сотрудничество с родителями: Индивидуальные беседы

2 неделя. НОД: Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом

Режимные моменты: П/и «Найди свой домик»

3 неделя. НОД: Продолжать учить различать и называть треугольник и квадрат

Режимные моменты: Игра «Треугольник – квадрат»

Сотрудничество с родителями: Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала

4 неделя. НОД: Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Режимные моменты: Аппликация «Бусы из геометрических фигур»

Январь:

1 неделя. НОД: Формирование умения сравнивать два предмета по форме и размеру (треугольник – квадрат)

Режимные моменты: Д/и «Что лежит в мешочке?»

Сотрудничество с родителями: «День открытых дверей»

2 неделя. НОД: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по форме и размеру (треугольник – квадрат)

Режимные моменты: Геометрическое лото

3 неделя. НОД: Формирование умения сравнивать два предмета по форме и размеру (круг – квадрат)

Режимные моменты: П/и «Найди свой домик»

4 неделя. НОД: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по форме и размеру (круг – квадрат)

Режимные моменты: Рисование: «Снеговик»

Сотрудничество с родителями: Мастер-класс

Февраль:

1 неделя. НОД: Совершенствовать умение составлять группу предметов из одинаковых предметов

Режимные моменты: Домино фигур

Сотрудничество с родителями: Индивидуальные беседы

2 неделя. НОД: Закреплять умение составлять группу предметов из одинаковых предметов

Режимные моменты: Рисование: «Нарисуй предметы одинаковой формы»

3 неделя. НОД: Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник

Режимные моменты: Д/и «Назови геометрическую фигуру»

4 неделя. НОД: Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник

Режимные моменты: Геометрическое лото

Сотрудничество с родителями: Консультация «Способы и приемы формирования математических представлений в домашних условиях»

Март:

1 неделя. НОД: Совершенствовать в различении и нахождении геометрических фигур

Режимные моменты: Д/и «Что лежит в мешочке?»

2 неделя. НОД: Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника

Режимные моменты: Д/и «Найди предмет такой же формы»

Сотрудничество с родителями: Индивидуальные беседы

3 неделя. НОД: Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры

Режимные моменты: П/и «Найди свой домик»

4 неделя. НОД: Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник

Режимные моменты: Д/и «Найди то, что я покажу»

Сотрудничество с родителями: Беседа «Роль игры в развитии математических представлений у детей»

Апрель:

1 неделя. НОД: Совершенствовать умение делить предметы на группы по форме

Режимные моменты: П/и «Найди свою форму»

2 неделя. НОД: Упражнять в умении делить предметы на группы по форме

Режимные моменты: Д/и «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»

Сотрудничество с родителями: Индивидуальные беседы

3 неделя. НОД: Совершенствовать умение делить предметы на группы по форме и цвету

Режимные моменты: Д/и «Выбери из коробки пуговицы одинаковой формы и цвета»

4 неделя. НОД: Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры

Режимные моменты: Аппликация «Домик»

Сотрудничество с родителями: Мастер-класс

Май:

1 неделя. НОД: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб

Режимные моменты: Геометрическое лото

Сотрудничество с родителями: Индивидуальные беседы

2 неделя. НОД: Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб

Режимные моменты: Д/и «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»

3 неделя. НОД: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры

Режимные моменты: Д/и «Гусеница»

Сотрудничество с родителями: Анкетирование

4 неделя. НОД: Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры

Режимные моменты: Домино фигур

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделейФормирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей Занятие по ФЭМП. Подготовительная группа. Тема: Формирование представлений о составе чисел от 1 до 5 с помощью моделей. Задачи: • формировать.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Формирование элементарных математических представлений с детьми раннего возрастаФормирование элементарных математических представлений с детьми раннего возраста ФЭМП- Это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Поэтому уже с самого.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников представлений о форме предмета
Опубликовано: 3 октября 2022 в 19:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников представлений о форме предмета» (включая файлы) размещена пользователем Семенко Ирина (УИ 2003393) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД