Семенко Ирина
Формирование у дошкольников представлений о форме предмета
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, свойства поверхности и др. Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают в процессе игр и практической деятельности. Они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
Публикация «Формирование у дошкольников представлений о форме предмета» размещена в разделах
К завершению дошкольного периода многие дети правильно показывают предметы, имеющие форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте.
Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т. д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Цель проекта: формирование у дошкольников представлений о форме предмета.
Задачи:
• Изучить содержание понятия «форма предмета».
• Рассмотреть особенности восприятия дошкольниками формы предметов.
• Изучить основные моменты методики формирования у дошкольников представлений о форме предмета.
• Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности.
Ожидаемые результаты:
o Формирование у детей понятия о форме предмета.
o Развитие математических представлений, сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений.
o Развитие логического мышления.
ОРГАНИЗАЦИЯ
Участники проекта: дети от 3 до 4 лет, воспитатели, родители.
Создание условий: предметно-развивающая среда, программно-методическое и дидактическое обеспечение.
ПРАКТИКА
Перспективное планирование по формированию у дошкольников представлений о форме предмета (младший возраст)
Сентябрь:
1 неделя. НОД: Формирование представлений о шаре
Режимные моменты: Д/и «Найди предмет такой же формы»
Сотрудничество с родителями: анкетирование
2 неделя. НОД: Закреплять умение различать и называть шар (шарик) независимо от цвета и размера фигур
Режимные моменты: Рисование: «Солнышко»
3 неделя. НОД: Формирование представлений о кубе
Режимные моменты: Развивающее упражнение: построй башню из кубиков
Сотрудничество с родителями: индивидуальные беседы
4 неделя. НОД: Закреплять умение различать и называть куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур
Режимные моменты: Д/и «Найди предмет такой же формы»
Октябрь:
1 неделя. НОД: Формирование умения различать шар и куб
Режимные моменты: Игра «Шар – кубик»
2 неделя. НОД: Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик)
Режимные моменты: Игра «Шар – кубик»
Сотрудничество с родителями: Консультация «Формирование у детей представления о форме предметов через игровые упражнения
3 неделя. НОД: Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем
Режимные моменты: Игра «Найди круг»
4 неделя. НОД: Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру - большой, маленький
Режимные моменты: Аппликация «Большой мяч и маленький мяч»
Сотрудничество с родителями: индивидуальные беседы
Ноябрь:
1 неделя. НОД: Познакомить с квадратом
Режимные моменты: Д/и «Найди предмет такой же формы»
2 неделя. НОД: Учить различать круг и квадрат
Режимные моменты: Игра «Круг – квадрат»
3 неделя. НОД: Продолжать учить различать и называть круг и квадрат
Режимные моменты: Д/и «Узнай форму предмета»
Сотрудничество с родителями: Родительское собрание «Домашний опыт по использованию дидактических игр и упражнений»
4 неделя. НОД: Упражнять в умении находить предметы определенной формы в окружающей обстановке
Режимные моменты: Д/и «Назови предмет данной формы»
Декабрь:
1 неделя. НОД: Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру
Режимные моменты: Игра «Найди треугольник»
Сотрудничество с родителями: Индивидуальные беседы
2 неделя. НОД: Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом
Режимные моменты: П/и «Найди свой домик»
3 неделя. НОД: Продолжать учить различать и называть треугольник и квадрат
Режимные моменты: Игра «Треугольник – квадрат»
Сотрудничество с родителями: Привлечение родителей к изготовлению дидактического материала
4 неделя. НОД: Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
Режимные моменты: Аппликация «Бусы из геометрических фигур»
Январь:
1 неделя. НОД: Формирование умения сравнивать два предмета по форме и размеру (треугольник – квадрат)
Режимные моменты: Д/и «Что лежит в мешочке?»
Сотрудничество с родителями: «День открытых дверей»
2 неделя. НОД: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по форме и размеру (треугольник – квадрат)
Режимные моменты: Геометрическое лото
3 неделя. НОД: Формирование умения сравнивать два предмета по форме и размеру (круг – квадрат)
Режимные моменты: П/и «Найди свой домик»
4 неделя. НОД: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по форме и размеру (круг – квадрат)
Режимные моменты: Рисование: «Снеговик»
Сотрудничество с родителями: Мастер-класс
Февраль:
1 неделя. НОД: Совершенствовать умение составлять группу предметов из одинаковых предметов
Режимные моменты: Домино фигур
Сотрудничество с родителями: Индивидуальные беседы
2 неделя. НОД: Закреплять умение составлять группу предметов из одинаковых предметов
Режимные моменты: Рисование: «Нарисуй предметы одинаковой формы»
3 неделя. НОД: Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник
Режимные моменты: Д/и «Назови геометрическую фигуру»
4 неделя. НОД: Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник
Режимные моменты: Геометрическое лото
Сотрудничество с родителями: Консультация «Способы и приемы формирования математических представлений в домашних условиях»
Март:
1 неделя. НОД: Совершенствовать в различении и нахождении геометрических фигур
Режимные моменты: Д/и «Что лежит в мешочке?»
2 неделя. НОД: Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника
Режимные моменты: Д/и «Найди предмет такой же формы»
Сотрудничество с родителями: Индивидуальные беседы
3 неделя. НОД: Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры
Режимные моменты: П/и «Найди свой домик»
4 неделя. НОД: Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник
Режимные моменты: Д/и «Найди то, что я покажу»
Сотрудничество с родителями: Беседа «Роль игры в развитии математических представлений у детей»
Апрель:
1 неделя. НОД: Совершенствовать умение делить предметы на группы по форме
Режимные моменты: П/и «Найди свою форму»
2 неделя. НОД: Упражнять в умении делить предметы на группы по форме
Режимные моменты: Д/и «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»
Сотрудничество с родителями: Индивидуальные беседы
3 неделя. НОД: Совершенствовать умение делить предметы на группы по форме и цвету
Режимные моменты: Д/и «Выбери из коробки пуговицы одинаковой формы и цвета»
4 неделя. НОД: Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры
Режимные моменты: Аппликация «Домик»
Сотрудничество с родителями: Мастер-класс
Май:
1 неделя. НОД: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб
Режимные моменты: Геометрическое лото
Сотрудничество с родителями: Индивидуальные беседы
2 неделя. НОД: Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб
Режимные моменты: Д/и «Из каких геометрических фигур состоит предмет?»
3 неделя. НОД: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры
Режимные моменты: Д/и «Гусеница»
Сотрудничество с родителями: Анкетирование
4 неделя. НОД: Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры
Режимные моменты: Домино фигур