Формирование у дошкольников пространственно-временных отношений

Ирина Антонова
Формирование у дошкольников пространственно-временных отношений

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

И. В. Антонова, МБДОУ Д/С № 42

городского округа город Воронеж.

Приучая детей к точности во времени, необходимо строго соблю-дать намеченные сроки, так как всякие отступления от намеченного времени воспринимаются ими особенно остро.

В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5-30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем случае в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не пропадало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени.

У детей 4-5 лет происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего мира, как пространство и время, количество и качество, движение и покой, изменение и развитие, причина и следствие, живое и неживое и др.

Положительное влияние на интеллектуальное развитие детей ока-зывает решение задач на установление пространственных и временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий. Особое значение для интеллектуального развития имеет деятельность, направленная на объединение объектов в группы на основе сходства (классификация) и их упорядочивание на основе различия (систематизация). Прямые от-ношения (сходство) следует изучать в единстве с обратными (различия).

Понятия «пространство» и «время» являются неотъемлемой со-ставной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание вре-мени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени.

Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т. д. Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, является одной из предпосылок развития логического мышления.

Особую трудность вызвала методика по выполнению трех заданий за одну минуту. Наилучший результат показан детьми в усвоении ори-ентировки детей по дням недели и временам года.

Дети устанавливали временную последовательность между звень-ями, связанными разнообразными отношениями. Но во всех видах вы-полняемых заданий были обнаружены однотипные виды ошибок при нарушении детьми последовательности. Так, прежде всего, нарушался выбор точки отсчета. На первом месте располагалось то звено, которое сильнее всего эмоционально воздействовало на ребенка. Этот вид оши-бок чаще всего приводил к нарушению последовательности всех остальных звеньев.Выводы следующие:

1. Дети старшего дошкольного возраста уже могут установить по-следовательность,в основе которой лежат более глубокие связи и от-ношения: развитие явления, изменение предмета или логические и при-чинно-следственные связи. Они способны проанализировать взаимо-связь уже 5-8 звеньев, а затем практически установить порядок их сле-дования и объяснить данную последовательность.

2.Наиболее доступными для установления действий последова-тельности во времени являются:

- знакомый детям материал, о котором у них есть определенный запас знаний;

- выделяемые в нем звенья, если они значимы для данного содер-жания и несут в себе определенную информацию, и эмоциональная зна-чимость выделенных звеньев примерно равнозначна;

- звенья, связанные пространственными отношениями (где лошадка стояла раньше, где потом) или временными отношениями (что было сначала, что потом, где можно проследить начало, продолжение, конец.

Временную последовательность ряда звеньев ребенок может по-стигнуть тогда, когда он будет практически действовать с предложен-ными для упорядочивания звеньями.

Он должен одновременно сопоставить наличное состояние с пред-шествующим и последующим, тогда каждое звено будет воспринимать-ся не само по себе, а в системе. Для этого надо создать модель последо-вательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами материализуются в символы и удобно располагаются от начала до кон-ца.

При обучении детей установлению последовательности звеньев во времени необходимо дать им направление ряда. Оно может быть задано, с одной стороны, четкой формулировкой, как надо раскладывать временные звенья (от чего к чему). С другой стороны, время – однонаправленная величина, поэтому расположение звеньев лучше всего дать на прямой в виде стрелы (в философии известен образ времени в виде летящей стрелы). Это может быть вытянутый брус из картона с нарисованной слева направо стрелой по всей его длине. В верхней его части в прорези расставляются звенья в виде карточек-символов или сами предметы.

В условиях детского сада воспитатель также может вместе с деть-ми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашива-ется в оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попро-щаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует пе-реходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослых. Это очень важно, ибо не человек опреде-ляет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время оказывает влияние на повседневную жизнь людей.

Публикации по теме:

Формирование детско — родительских отношенийФормирование детско — родительских отношений Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как.

Формирование доброжелательных отношений к сверстнику в среднем и старшем дошкольном возрасте Формирование доброжелательных отношений к сверстнику в среднем и старшем дошкольном возрасте Неумение видеть и воспринимать сверстника (.

Формирование дружеских отношений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр Формирование дружеских отношений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Подготовила воспитатель: Лунина Марина Владимировна.

Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений. «ГЛУХОЙ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ОСТАНЕТСЯ ГЛУХИМ К САМОМУ СЕБЕ: ЕМУ БУДЕТ НЕДОСТУПНО.

Формирование временных понятий у детей старшего дошкольного возрастаФормирование временных понятий у детей старшего дошкольного возраста .

Формирование временных представлений и ориентировки в пространстве с помощь дидактических игр Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с.

Использование педагогической технологии «Наглядное моделирование» при формировании временных отношенийИспользование педагогической технологии «Наглядное моделирование» при формировании временных отношений Каких детей ждёт от детского сада школа? Конечно же, любознательных с развитым логическим мышлением, психологически готовых к «школьному».

Конспект индивидуального занятия по развитию временных представлений у дошкольников 4–5 лет Цель: формирование временных представлений, познавательных процессов, мелкой и общей моторики. Задачи: -образовательная - сформировать представления.

Консультация для родителей «Формирование временных и пространственных представлений у детей 5 лет»Консультация для родителей «Формирование временных и пространственных представлений у детей 5 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 комбинированного вида Консультация для родителей «Формирование.

Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №619 Калининского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Математика
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников пространственно-временных отношений
Опубликовано: 7 октября 2019 в 22:38
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки