Елена Гуреева
Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Гуреева Елена Анатольевна воспитатель.
Высшая квалификационная категория.
Структурное подразделение МОУ СОШ №12
Детский сад №65 «Якорёк».
Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края.
Что значит субъектное отношение? Исходя из философского толкования слова «субъект» - познающий, действующий человек, относящийся к внешнему миру как объекту познания, определяем субъектное отношение как познавательное, формирующее знания о внешнем мире в процессе исследовательских действий человека.
Публикация «Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Избрав темой своей деятельности «Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края», определила для себя цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познавательного восприятия природы, истории и культуры родного края средствами педагогически организованной совместной деятельности с детьми.
Теоретическое обоснование своей работы почерпнула из статьи старшего преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского ГПУ Максимовой М. Ю. в которой автор пишет о том, что, «согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, в структуре экологической культуры личности главную позицию занимает эмоционально-чувственный компонент. Однако в реальном образовательном процессе продолжает доминировать знаниевая модель. Поэтому необходимы такие воспитательные технологии, которые опирались бы на психологические механизмы развития ценностного отношения к природе (интеллектуализация эмоций, идентификация с природным объектом, рефлексия природо-ориентированной деятельности).» Автор рассматривает в чисто теоретическом плане формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, я думаю, что в практической педагогической деятельности ознакомление с природой должно включать в себя и региональный компонент.
Рассмотрим предложенные технологии в более широком контексте.
Механизм интеллектуализации эмоций, основанный на подмене аффективных переживаний их рассмотрением и трактовкой с интеллектуальных позиций, направлен на пробуждение у детей познавательного интереса к природным объектам и явлениям, объектам историко-культурного наследия и коррекцию отрицательного отношения к живому, культурно-экологической неграмотности. Например, изменить отношение к волку, как кровожадному хищнику позволяют знания о стадном образе жизни этих животных, принципах охоты (волк – санитар леса). В этом могут помочь рассказы о животных, написанные писателями – натуралистами. В формировании объективного отношения к местным явлениям природы (поздняя весна, ранняя осень, холодные дни в летний период и др.) поможет знакомство с особенностями климатической зоны нашего региона. Примером пробуждения познавательного интереса к истории родного края, её культурному наследию может служить знакомство с местным фольклором, походы в музеи, экскурсии по историческим местам.
Механизм идентификации, заключающийся в «постановке человеком себя на место того или иного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых тот находится» используется в организации занятий и повседневной деятельности детей (во время утренней гимнастики, прогулок, укладывания на сон и др.).
Целенаправленная экологическая идентификация стимулирует восприятие состояний растений или животных, что углубляет представления детей, развивает способность к сопереживанию с природными объектами и переживанию собственных эмоций по этому поводу (сочувствие).
Особое значение в этом процессе имеют игры, предполагающие внешнюю и внутреннюю имитацию состояния животного или растения. Они обогащают детей эмоциями и чувствами, возникающими от ощущений, связанных с движениями, жестами, позами, а также от проживания состояния и условий, в которые попадает объект природы. На первых этапах проводятся игры-имитации, формирующие умение ставить себя на место различных природных объектов и передавать образ при помощи жестов и движений. При этом уточняются и расширяются представления ребёнка об особенностях строения растений, способах передвижения и повадках животных, а использованные в ходе игры музыка, художественное слово и другие виды искусства помогают постичь красоту и неповторимость живой природы, вызывают глубокую эмоциональную отзывчивость на образ.
В дальнейшем игры усложняются. Их целью становится формирование способности понимать и передавать эмоциональные состояния объектов природы. Можно предложить детям превратиться в ягодку – клюковку: «Вот с наступлением осени маленький цветок превратился в спелую красную ягоду. Что она может чувствовать?» Затем можно предложить детям представить, как к ягодке подошёл человек. «Что подумала ягодка? Какое у неё может быть настроение? У кого ещё может быть такое настроение? В каких случаях?» При этом дети самостоятельно приходят к выводу, что всё живое может испытывать разные эмоции.
Этот же механизм идентификации можно применить и в процессе изучения истории родного края, его исторических и культурных традиций. Здесь можно предложить детям игры – драматизации по сказкам северных авторов (Степан Писахов, Борис Шергин и др., обыгрывание народных поверий, обычаев, знаменитых исторических событий. Погружаясь в мир сказочных героев, представляя себя тем или иным историческим персонажем, используя в игре слов-определений каких-либо явлений, соответствующее местному диалекту, дети получают представления об особенностях местной культуры, делают выводы о взаимосвязи явления и места, где оно происходило, испытывают гордость за достижения своих земляков.
Механизм рефлексии – это анализ человеком своих переживаний и поступков, направленных на окружающий его мир.
В экологическом образовании наибольший воспитательный потенциал имеет организация трудовой деятельности, которая рассматривается как процесс создания оптимальных условий для жизнедеятельности живых существ, имеющий определё нную последовательность:
1) анализ фактического состояния животного или растения и условий его содержания;
2) планирование и осуществление действий, улучшающих состояние обитателя уголка природы;
3) заключительное кратковременное наблюдение за природным объектом во вновь созданных благоприятных условиях.
Развивая у дошкольников навыки ухода за комнатными растениями и домашними животными, важно учитывать, что основой для проявления заботы о живых объектах должно служить ярко выраженное эмоционально – чувственное отношение к природе, поскольку, взаимодействуя с обитателями уголка природы, ребёнок сначала испытывает восхищение, жалость и др., и только затем понимает необходимость трудовых операций. Также немаловажен выбор технологий работы с природным объектом, он обуславливается знаниями о его особенностях. Например, представления о естественной среде обитания конкретного комнатного растения помогают детям осознанно выбрать место его размещения и приёмы ухода за ним. Ухаживая за живыми объектами, ребёнок не только общается с ними, но и постоянно рефлексирует свои действия, формируя самооценку : «Я умный – понял, что растению не хватает воды. Я заботливый – полил растение. Я хороший – поступаю правильно, я горжусь собой». Поэтому при организации индивидуальных трудовых поручений и дежурств в уголке природы в первую очередь необходимо стимулировать эмоциональный отклик детей на встречу с растениями и животными, желание помогать им, получая от этого радость.
Экологическое образование постоянно перекликается с гражданским воспитанием. Выходя за рамки работы в групповом помещении, в уголке природы, перенося свою деятельность на улицы родного города, педагог учит дифференцировать явления окружающей жизни, оценивать исторические и культурные события прошлого и настоящего в нравственном контексте. Это способствует формированию зачатков гражданской позиции, любви к своей малой родине, отношения к родному краю как к одной из составляющих большой страны в которой живёшь.
Технологии работы в этом направлении могут быть весьма разнообразны: получение знаний об истории через посещение специализированных занятий в музеях и библиотеках города, посещение художественных тематических выставок в галереях и выставочных залах, организация походов и экскурсий, поездок к памятным местам, совместная работа педагога и родителей группы для организации экскурсий на предприятия города.
Хорошие результаты дают этические беседы, на которых обсуждаются различные поступки людей по отношению к природе (сломанные ветви берёзы, сорванные и выброшенные цветы мать-и-мачехи, посаженный в коробку жук, к памятникам культуры и истории (возложение венков в местах боевой славы горожан, сохранение исторических зданий, акты вандализма, некультурного отношения к объектам города, при этом воспитательный аспект превалирует над познавательным. Сложился определё нный алгоритм такой беседы: рассказ воспитателя или чтение отрывка из литературного произведения – анализ описанного поступка – рефлексия своих действий – поиск вариантов правильного поведения. Этические беседы формируют у детей представления о нормах взаимоотношений с миром природы, этических нормах общественной жизни, развивают способность давать мотивированную оценку действиям литературных героев, сверстников, взрослых и своим собственным.
Особое значение в процессе формирования осознанно-правильного отношения к объектам познания имеют обобщающие беседы и тематически связанные с ними акции различного характера (экологические, этические и др.). Так, наблюдая за осенними изменениями в природе, дети обнаружили и зафиксировали в календаре факты постепенного исчезновения насекомых и перелёта птиц. Соответственно была проведена обобщающая беседа о птицах: уточнялись представления детей о причине миграции насекомоядных птиц, развивались умения правильно строить рассуждения, прогнозировать и делать выводы, формировалась мотивация природо-ориентированной деятельности. Во время подкормки зимующих птиц дошкольникам можно задать вопрос, активизирующий экологическую рефлексию: «Что синицы (воробьи, голуби ит. д.) подумали о нас?». Анализируя свою деятельность с точки зрения птиц, дети характеризуют себя как заботливых, добрых, ответственных. Аналогично проводятся исследования и беседы на нравственные темы, посвящённые знакомству с культурными традициями. Так, к примеру, проводя ознакомительные прогулки по улицам города и изучая их названия, педагог даёт детям представление о традиции называть улицу в честь прославленного жителя родного города. Дети, анализируя поступки своих сограждан, получают представление о возможных вариантах сохранения в народной памяти имён героев, их почитания. Таким образом, основываясь на эмоциональных впечатлениях от знакомства с малой родиной, воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к своему историческому наследию. Формированию правильной патриотичной гражданской позиции и экологической грамотности помогают такие акции: «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Чистый город», «Друзья леса» и др.
Механизмы интеллектуализации аффективных переживаний, идентификации и рефлексии способствуют решению следующих задач:
Расширение представлений детей о многообразии природных явлений и явлений общественной жизни, получение детьми элементарных географических представлений.
Формирование экологической и нравственной культуры личности посредством эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира.
Развитие наблюдательности, любознательности, умения делать выводы и умозаключения посредством рефлексии своих эмоций и чувств в отношении изучаемого предмета или явления.
Формирование положительной самооценки личности в процессе познавательной исследовательской деятельности.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, умения взаимодействовать с ним.
Для осуществления практической работы, основываясь на данных диагностики сформировала систему педагогического воздействия которая включает в себя:
- предметно-развивающую среду;
- организованное обучение;
- совместную деятельность взрослого с ребёнком;
- самостоятельную деятельность детей.
Работа над предметно-развивающей средой включает в себя:
- подбор и разработку дидактических игр, иллюстративного материала;
- создание экологического центра «Я познаю мир»,
библиотеки «Мой край»;
-создание коллекций предметов северного быта, открыток,
природного материала и др. ;
- совместную деятельность с родителями.
Развивающую среду строила, основываясь на следующих принципах:
- принцип информированности, обогащённости и наукоёмкости;
- принцип активности;
- принцип эмоциональной насыщенности;
- принцип статичности – подвижности;
- принцип системности;
- принцип обеспечения половых различий.
Соблюдала следующие требования к содержанию и оформлению развивающей среды :
- многофункциональность;
- рациональность;
- системность;
- обновляемость;
- вариативность.
В организованную форму обучения включила :
- занятия познавательного цикла;
- наблюдение явлений в природе, знакомство с явлениями
общественной жизни;
- формирование эмоционального восприятия явлений;
- обучение формам и видам исследовательской деятельности.
Под совместной деятельностью подразумеваю:
- игры-имитации, игры-драматизации, обыгрывание событий;
- чтение познавательной исторической и художественной литературы;
- беседы с детьми о явлениях окружающего мира;
- работа с моделями;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций;
- работа с родителями.
Самостоятельная деятельность детей включает
со стороны педагога:
- создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений, стимулирование самостоятельной деятельности;
со стороны детей:
- самостоятельное наблюдение, обсуждение и оценка явлений;
- разные виды игр;
- работа с литературой.
Изучение теоретических материалов по данной теме, формирование системы педагогического воздействия и практическая деятельность меня как педагога позволяет сделать следующий вывод:
Целенаправленное и адекватное возрасту воспитанников использование в образовательном процессе воспитательных технологий, опирающихся на психологические механизмы развития ценностного отношения к природе, истории и культуре родного края даёт детям возможность приобретения знаний об окружающем мире, освоения способов его познания. Оно базируется на живом интересе и любознательности, эмоционально-чувственном восприятии, присущих детям, что соответствует современным психолого-педагогическим исследованиям.
Данная работа с детьми способствует формированию нравственной и экологической культуры личности, воспитанию чувства гражданского патриотизма, любви к родному краю.