Получи документы

Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края

Елена Гуреева
Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Гуреева Елена Анатольевна воспитатель.

Высшая квалификационная категория.

Структурное подразделение МОУ СОШ №12

Детский сад №65 «Якорёк».

Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края.

Что значит субъектное отношение? Исходя из философского толкования слова «субъект» - познающий, действующий человек, относящийся к внешнему миру как объекту познания, определяем субъектное отношение как познавательное, формирующее знания о внешнем мире в процессе исследовательских действий человека.

Публикация «Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края» размещена в разделах

Избрав темой своей деятельности «Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края», определила для себя цель: создание условий для формирования основ целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познавательного восприятия природы, истории и культуры родного края средствами педагогически организованной совместной деятельности с детьми.

Теоретическое обоснование своей работы почерпнула из статьи старшего преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского ГПУ Максимовой М. Ю. в которой автор пишет о том, что, «согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, в структуре экологической культуры личности главную позицию занимает эмоционально-чувственный компонент. Однако в реальном образовательном процессе продолжает доминировать знаниевая модель. Поэтому необходимы такие воспитательные технологии, которые опирались бы на психологические механизмы развития ценностного отношения к природе (интеллектуализация эмоций, идентификация с природным объектом, рефлексия природо-ориентированной деятельности).» Автор рассматривает в чисто теоретическом плане формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, я думаю, что в практической педагогической деятельности ознакомление с природой должно включать в себя и региональный компонент.

Рассмотрим предложенные технологии в более широком контексте.

Механизм интеллектуализации эмоций, основанный на подмене аффективных переживаний их рассмотрением и трактовкой с интеллектуальных позиций, направлен на пробуждение у детей познавательного интереса к природным объектам и явлениям, объектам историко-культурного наследия и коррекцию отрицательного отношения к живому, культурно-экологической неграмотности. Например, изменить отношение к волку, как кровожадному хищнику позволяют знания о стадном образе жизни этих животных, принципах охоты (волк – санитар леса). В этом могут помочь рассказы о животных, написанные писателями – натуралистами. В формировании объективного отношения к местным явлениям природы (поздняя весна, ранняя осень, холодные дни в летний период и др.) поможет знакомство с особенностями климатической зоны нашего региона. Примером пробуждения познавательного интереса к истории родного края, её культурному наследию может служить знакомство с местным фольклором, походы в музеи, экскурсии по историческим местам.

Механизм идентификации, заключающийся в «постановке человеком себя на место того или иного объекта, погружения себя в пространство, ситуацию, обстоятельства, в которых тот находится» используется в организации занятий и повседневной деятельности детей (во время утренней гимнастики, прогулок, укладывания на сон и др.).

Целенаправленная экологическая идентификация стимулирует восприятие состояний растений или животных, что углубляет представления детей, развивает способность к сопереживанию с природными объектами и переживанию собственных эмоций по этому поводу (сочувствие).

Особое значение в этом процессе имеют игры, предполагающие внешнюю и внутреннюю имитацию состояния животного или растения. Они обогащают детей эмоциями и чувствами, возникающими от ощущений, связанных с движениями, жестами, позами, а также от проживания состояния и условий, в которые попадает объект природы. На первых этапах проводятся игры-имитации, формирующие умение ставить себя на место различных природных объектов и передавать образ при помощи жестов и движений. При этом уточняются и расширяются представления ребёнка об особенностях строения растений, способах передвижения и повадках животных, а использованные в ходе игры музыка, художественное слово и другие виды искусства помогают постичь красоту и неповторимость живой природы, вызывают глубокую эмоциональную отзывчивость на образ.

В дальнейшем игры усложняются. Их целью становится формирование способности понимать и передавать эмоциональные состояния объектов природы. Можно предложить детям превратиться в ягодку – клюковку: «Вот с наступлением осени маленький цветок превратился в спелую красную ягоду. Что она может чувствовать?» Затем можно предложить детям представить, как к ягодке подошёл человек. «Что подумала ягодка? Какое у неё может быть настроение? У кого ещё может быть такое настроение? В каких случаях?» При этом дети самостоятельно приходят к выводу, что всё живое может испытывать разные эмоции.

Этот же механизм идентификации можно применить и в процессе изучения истории родного края, его исторических и культурных традиций. Здесь можно предложить детям игры – драматизации по сказкам северных авторов (Степан Писахов, Борис Шергин и др., обыгрывание народных поверий, обычаев, знаменитых исторических событий. Погружаясь в мир сказочных героев, представляя себя тем или иным историческим персонажем, используя в игре слов-определений каких-либо явлений, соответствующее местному диалекту, дети получают представления об особенностях местной культуры, делают выводы о взаимосвязи явления и места, где оно происходило, испытывают гордость за достижения своих земляков.

Механизм рефлексии – это анализ человеком своих переживаний и поступков, направленных на окружающий его мир.

В экологическом образовании наибольший воспитательный потенциал имеет организация трудовой деятельности, которая рассматривается как процесс создания оптимальных условий для жизнедеятельности живых существ, имеющий определё нную последовательность:

1) анализ фактического состояния животного или растения и условий его содержания;

2) планирование и осуществление действий, улучшающих состояние обитателя уголка природы;

3) заключительное кратковременное наблюдение за природным объектом во вновь созданных благоприятных условиях.

Развивая у дошкольников навыки ухода за комнатными растениями и домашними животными, важно учитывать, что основой для проявления заботы о живых объектах должно служить ярко выраженное эмоционально – чувственное отношение к природе, поскольку, взаимодействуя с обитателями уголка природы, ребёнок сначала испытывает восхищение, жалость и др., и только затем понимает необходимость трудовых операций. Также немаловажен выбор технологий работы с природным объектом, он обуславливается знаниями о его особенностях. Например, представления о естественной среде обитания конкретного комнатного растения помогают детям осознанно выбрать место его размещения и приёмы ухода за ним. Ухаживая за живыми объектами, ребёнок не только общается с ними, но и постоянно рефлексирует свои действия, формируя самооценку : «Я умный – понял, что растению не хватает воды. Я заботливый – полил растение. Я хороший – поступаю правильно, я горжусь собой». Поэтому при организации индивидуальных трудовых поручений и дежурств в уголке природы в первую очередь необходимо стимулировать эмоциональный отклик детей на встречу с растениями и животными, желание помогать им, получая от этого радость.

Экологическое образование постоянно перекликается с гражданским воспитанием. Выходя за рамки работы в групповом помещении, в уголке природы, перенося свою деятельность на улицы родного города, педагог учит дифференцировать явления окружающей жизни, оценивать исторические и культурные события прошлого и настоящего в нравственном контексте. Это способствует формированию зачатков гражданской позиции, любви к своей малой родине, отношения к родному краю как к одной из составляющих большой страны в которой живёшь.

Технологии работы в этом направлении могут быть весьма разнообразны: получение знаний об истории через посещение специализированных занятий в музеях и библиотеках города, посещение художественных тематических выставок в галереях и выставочных залах, организация походов и экскурсий, поездок к памятным местам, совместная работа педагога и родителей группы для организации экскурсий на предприятия города.

Хорошие результаты дают этические беседы, на которых обсуждаются различные поступки людей по отношению к природе (сломанные ветви берёзы, сорванные и выброшенные цветы мать-и-мачехи, посаженный в коробку жук, к памятникам культуры и истории (возложение венков в местах боевой славы горожан, сохранение исторических зданий, акты вандализма, некультурного отношения к объектам города, при этом воспитательный аспект превалирует над познавательным. Сложился определё нный алгоритм такой беседы: рассказ воспитателя или чтение отрывка из литературного произведения – анализ описанного поступка – рефлексия своих действий – поиск вариантов правильного поведения. Этические беседы формируют у детей представления о нормах взаимоотношений с миром природы, этических нормах общественной жизни, развивают способность давать мотивированную оценку действиям литературных героев, сверстников, взрослых и своим собственным.

Особое значение в процессе формирования осознанно-правильного отношения к объектам познания имеют обобщающие беседы и тематически связанные с ними акции различного характера (экологические, этические и др.). Так, наблюдая за осенними изменениями в природе, дети обнаружили и зафиксировали в календаре факты постепенного исчезновения насекомых и перелёта птиц. Соответственно была проведена обобщающая беседа о птицах: уточнялись представления детей о причине миграции насекомоядных птиц, развивались умения правильно строить рассуждения, прогнозировать и делать выводы, формировалась мотивация природо-ориентированной деятельности. Во время подкормки зимующих птиц дошкольникам можно задать вопрос, активизирующий экологическую рефлексию: «Что синицы (воробьи, голуби ит. д.) подумали о нас?». Анализируя свою деятельность с точки зрения птиц, дети характеризуют себя как заботливых, добрых, ответственных. Аналогично проводятся исследования и беседы на нравственные темы, посвящённые знакомству с культурными традициями. Так, к примеру, проводя ознакомительные прогулки по улицам города и изучая их названия, педагог даёт детям представление о традиции называть улицу в честь прославленного жителя родного города. Дети, анализируя поступки своих сограждан, получают представление о возможных вариантах сохранения в народной памяти имён героев, их почитания. Таким образом, основываясь на эмоциональных впечатлениях от знакомства с малой родиной, воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к своему историческому наследию. Формированию правильной патриотичной гражданской позиции и экологической грамотности помогают такие акции: «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Чистый город», «Друзья леса» и др.

Механизмы интеллектуализации аффективных переживаний, идентификации и рефлексии способствуют решению следующих задач:

Расширение представлений детей о многообразии природных явлений и явлений общественной жизни, получение детьми элементарных географических представлений.

Формирование экологической и нравственной культуры личности посредством эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира.

Развитие наблюдательности, любознательности, умения делать выводы и умозаключения посредством рефлексии своих эмоций и чувств в отношении изучаемого предмета или явления.

Формирование положительной самооценки личности в процессе познавательной исследовательской деятельности.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, умения взаимодействовать с ним.

Для осуществления практической работы, основываясь на данных диагностики сформировала систему педагогического воздействия которая включает в себя:

- предметно-развивающую среду;

- организованное обучение;

- совместную деятельность взрослого с ребёнком;

- самостоятельную деятельность детей.

Работа над предметно-развивающей средой включает в себя:

- подбор и разработку дидактических игр, иллюстративного материала;

- создание экологического центра «Я познаю мир»,

библиотеки «Мой край»;

-создание коллекций предметов северного быта, открыток,

природного материала и др. ;

- совместную деятельность с родителями.

Развивающую среду строила, основываясь на следующих принципах:

- принцип информированности, обогащённости и наукоёмкости;

- принцип активности;

- принцип эмоциональной насыщенности;

- принцип статичности – подвижности;

- принцип системности;

- принцип обеспечения половых различий.

Соблюдала следующие требования к содержанию и оформлению развивающей среды :

- многофункциональность;

- рациональность;

- системность;

- обновляемость;

- вариативность.

В организованную форму обучения включила :

- занятия познавательного цикла;

- наблюдение явлений в природе, знакомство с явлениями

общественной жизни;

- формирование эмоционального восприятия явлений;

- обучение формам и видам исследовательской деятельности.

Под совместной деятельностью подразумеваю:

- игры-имитации, игры-драматизации, обыгрывание событий;

- чтение познавательной исторической и художественной литературы;

- беседы с детьми о явлениях окружающего мира;

- работа с моделями;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций;

- работа с родителями.

Самостоятельная деятельность детей включает

со стороны педагога:

- создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений, стимулирование самостоятельной деятельности;

со стороны детей:

- самостоятельное наблюдение, обсуждение и оценка явлений;

- разные виды игр;

- работа с литературой.

Изучение теоретических материалов по данной теме, формирование системы педагогического воздействия и практическая деятельность меня как педагога позволяет сделать следующий вывод:

Целенаправленное и адекватное возрасту воспитанников использование в образовательном процессе воспитательных технологий, опирающихся на психологические механизмы развития ценностного отношения к природе, истории и культуре родного края даёт детям возможность приобретения знаний об окружающем мире, освоения способов его познания. Оно базируется на живом интересе и любознательности, эмоционально-чувственном восприятии, присущих детям, что соответствует современным психолого-педагогическим исследованиям.

Данная работа с детьми способствует формированию нравственной и экологической культуры личности, воспитанию чувства гражданского патриотизма, любви к родному краю.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры у детей старшего возраста посредством приобщения к природе родного края Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение. В дошкольном детстве ребенок проходит самый духовный и интеллектуальный.

Приобщение детей к культуре родного края Задачи: 1. Формировать представления о культуре чувашского народа. 2. Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашей. 3. Активизировать.

Актуальность воспитания гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения природы родного края В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края .

Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Югры В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является учет национальных ценностей и традиций, которые восполняют.

Интеллектуально-творческая игра-викторина «Знатоки народной культуры России и истории родного края» «Уметь воспитывать детей - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький) Во многом эти знания.

Консультация для родителей «О формировании гуманного отношения к природе у старших дошкольников» О формировании гуманного отношения к природе у старших дошкольниковУважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить.

Опыт работы по теме «Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Актуальность данной проблемы Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком.

Отчет о работе по первой годовой задаче по теме «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края»Отчет о работе по первой годовой задаче по теме «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края» Отчёт по теме «Приобщение младших дошкольников к истории и культуре родного края» «Любить свой край, знать его богатства, его историю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 12:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников субъектного отношения к природе, истории и культуре родного края» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гуреева (УИ 94915) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД