Получи документы

Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности

Бельченкова Марина Павловна
Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности

Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности

1. Решаются следующие задачи: — дети учатся внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; — включаются в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием живых объектов природы; — пробуждаю потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения. Наблюдение — один из главных методов научного познания, я начала эту работу с организации восприятия. Моя задача заключается в том, чтобы развивать органы чувств детей, расширять круг чувственных представлений, воспитывать произвольное внимание и все виды памяти.

Публикация «Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Сформированность наблюдательности как свойства личности — показатель умственного и творческого развития ребенка. 2. Приобщаю детей к исследовательской деятельности : формирую исследовательскую активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. В процессе этой работы дети знакомятся с дальнейшими этапами исследования. Свою задачу я вижу в создании таких условий для обучения, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера. С чего я начинаю? Организовываю серию познавательных игр: «Загадайкино», «Вопрошайка», «Угадайка», они учат выявлять главные признаки объекта, его функции, формируют умение давать полную характеристику предмету, определять его место в этом мире, развивают умение ставить вопросы с тем, чтобы угадать предмет. Понятно, сколь высока эффективность подобной работы, ведь игра — ведущая деятельность детей этого возраста. Более сложна для детей работа с «закрытыми» и «открытыми» вопросами — ее я применяю, изучая познавательные и художественные тексты. Одна из главных ситуаций, в которую ставлю ребенка, чтобы развивать у него умение ставить вопросы исследовательского характера, — проблемная. Опыт свидетельствует: наиболее эффективно процесс протекает в тех случаях, когда ребенок исследует именно такую ситуацию. На этом этапе очень важно научить выдвигать доказательства. Чтобы обучение стимулировало творческое развитие ребенка, важно озадачить его и включить в поисковую деятельность. Поэтому я говорю: для ответа на эти вопросы необходимо найти в научной литературе дополнительные сведения о том, как питаются эти животные. Вместе с родителями дети собирают сведения по вопросу.

Формы и методы организации педагогической деятельности. В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения. Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности : учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Методы стимуляции и мотивации:

• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.»В какую ситуацию попала галка);

• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

• метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»

Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. В работе использую разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д ; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д. ; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители», «Тонет – не тонет», «Хотела галка пить.» и т. д.

Практические:

Действия с лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов, опыты «Свойства воды», «Солнечные,зайчики,», «Мы фокусники» с магнитом и т. д.) позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности

Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.

Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

Словесный метод обучения:

Рассказы воспитателя («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик;», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.)

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.) Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д.)

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности использую наблюдения разного вида:

• схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

• распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (опыты «Горит - не горит», «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)

• за изменением и преобразованием объектов (лед–вода, вода –пар, семечко –росток и т. д.)

Структура проведения занятий экспериментирований :

Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).

Целеполагание (что нужно сделать).

Выдвижение предложений (гипотез, (как, с помощью чего, что получилось).

Проверка гипотез (отбор нужных средств, реализация в действии).

Подтвердилась Не подтвердилась

Возникновение новой гипотезы (предположения).

Реализация в действии.

Подтвердилась.

Формулирование выводов (как получилось).

Фиксация результатов.

Вопросы детей.

На занятиях использую следующие формы организации учебной деятельности : индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (беседа, подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

Публикации по теме:

Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности Актуальность: На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

Формирование навыков безопасного поведения старших дошкольников на дороге Ф1. Тельнова Светлана Юрьевна воспитатель "МАДОУ Детский сад № 11 «Семицветик» Сормовского района. Ф2"Формирование навыков безопасного.

Формирование навыков игровой деятельности дошкольников Формирование навыков игровой деятельности в развитии ребёнка Воспитатель: Лукошкина Т. А. Игра является обязательным видом деятельности для.

Формирование навыков сотрудничества у старших дошкольников посредством квест-технологий На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с воспитанниками.

Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений. «ГЛУХОЙ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ ОСТАНЕТСЯ ГЛУХИМ К САМОМУ СЕБЕ: ЕМУ БУДЕТ НЕДОСТУПНО.

Содержание уголка по экспериментальной деятельности старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУСодержание уголка по экспериментальной деятельности старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ Автор: Шилова Ольга Валентиновна Организация: МБДОУ "Детский сад №171" г. Иваново Детское экспериментирование – один из методов познавательного.

Формирование у дошкольников навыков толерантных отношений Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №619 Калининского района Санкт-Петербурга.

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников». Самообразование Cодержание I. Актуальность…. 3 II. Цель, задачи…. 4 Предполагаемый результат.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем.

Конспект квест-игры по опытно-экспериментальной деятельности «Поможем старику Хоттабычу» для старших дошкольников Конспект Квест – игры по опытно – экспериментальной деятельности для старших дошкольников Тема: «Поможем старику Хоттабычу» Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у старших дошкольников навыков экспериментальной деятельности
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 14:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД