Формирование установок толерантного сознания у детей в конфликтогенном пространстве полиэтнического региона

Мелана Аюбова
Формирование установок толерантного сознания у детей в конфликтогенном пространстве полиэтнического региона

Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. Опасные для существования человечества явления современного мира: бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы; уже окрещенный ”чумой ХХI столетия” терроризм; распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипом – вызвали к жизни понятие толерантности. [1]

Распад СССР и последующие межэтнические конфликты, как по периметру России, так и внутри ее показал, что самой уязвимой сферой межчеловеческих отношений в трансформирующем поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы.

Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидация общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействия и конструктивная профилактика всех видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. [3]

Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и меж конфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в 1998-1999 годах в действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма.

Проблема изучения формирования толерантности среди детей и молодежи рассматривалась в значительном количестве работ (Е. Н. Бондаревская, О. Н. Дуничева, Ю. М. Жуков, Е. В. Васильев, З. Т. Гасанов, Н. М. Лебедева, М. Х. Дзейтова и др.).[2]

Результаты проведенного нами теоретического анализа позволили нам прийти к выводу, что социокультурная компетентность – это важнейшая основа адекватности и успешности человека в поликультурном мире. Основными критериями оценки уровня социокультурной компетентности как в общении внутри своей группы, так и с представителями других групп, признаются соответствие поведения человека конкретной ситуации и социальному контексту в целом и определяемая этим его эффективность – достижение в процессе коммуникации желаемых результатов. [3]

Оптимальный уровень социокультурной компетентности можно определить как наличие у человека специальной системы знаний, умений и навыков, позволяющих строить позитивные отношения с различными людьми, в том числе и не похожими на него по самым разным параметрам: этнокультурным, религиозным, расовым, социальным и мировоззренческим.

Исследование проводилось на базе МОУ Лицея №5 г. Махачкалы. Возрастной состав участников - от 10 до 11 лет. Всего в исследовании принимало участие 60 школьников. Группы были составлены из учащихся 4-х классов. Контрольная и экспериментальная группы были выбраны произвольным образом. Все ребята, принимавшие участие в эксперименте ранее не участвовали в тренинге.

В основе психолого-педагогической работы полученные данные из анализа содержания анкет, выявили первоначально достаточно высокий уровень развития социокультурной компетентности. Но, также были замечены и некоторое противоречие в ответах. На вопросы, носящие скорее теоретический характер, младшие школьники давали больше положительных ответов. Однако там, где речь заходила о конкретных действиях, например, о дружбе и учебе с представителями других культур и религий, общий сдвиг уровня положительных ответов был заметно ниже. Многие дети демонстрировали наибольшую толерантность и миролюбие еще до начала тренинга. Мы считаем, что это связано с тем, Дагестан является самой многонациональной республикой на Северном Кавказе. Этнический состав школ весьма разнообразен и дети с первых дней общаются с представителями других национальностей и конфессий.

Анализ стенограмм фокус-групп показал, что дети не четко представляют себе разницу между стереотипами, предрассудками, предубеждениями и проявлениями дискриминации. Эти понятия им первоначально были совсем не понятны, что не скажешь о последнем занятии, где дети уже могли привести и примеры к каждому понятию.

В основе формирующего эксперимента лежал социально-психологический тренинг. При разработке методики формирования толерантности у школьников мы выделили основные составляющие тренинговой групповой работы: принципы организации тренингового взаимодействия; требования к ведущему; структура тренинга.

Тщательно разработанная тренинговая программа благотворно повлияла на формирование понятий миротворчества и развитие черт толерантной личности.

Отчеты из повторно проведенного предварительно дискуссионного исследования, позволили сделать вывод, что ребята из экспериментальной группы имели достаточно четкое представление об основных понятиях миротворчества и толерантности. В качестве мер по устранению стереотипов ими было предложено, прежде всего, наладить взаимосвязь родителей, учителей, психологов. Особенно подчеркивалась необходимость работы с родителями. Была признана необходимость разработки специальной программы, в которой участвовали бы и государственные структуры, и общественные организации.

Таким образом, результаты эксперимента наглядно представили изменения, произошедшие в экспериментальной группе. Социально–психологический тренинг, проводимый в формирующей серии исследования, повлиял на повышение уровня эмпатии к представителям иноэтнических групп, преодолению предубеждений по отношению к ним; повышению готовности к взаимодействию с представителями других этнических групп, формированию толерантного отношения к ним, стремления к мирному, ненасильственному разрешению противоречий.

Литература

1. Бажукова О. А. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания// Материалы II Международной научно-практичной конференции «Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения»– М.: Издательский центр СМУР «Academa», 2009.- С. 44-49

2. Дзейтова М. Х. Культура мира в фольклоре народов Кавказа. Назрань:Пилигрим, 2006.- 238 с.

3. Маллаев Д. М., Бажукова О. А. Причины возникновение молодежных субкультур в современном обществе и методология работы с ними в образовательных системах//Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции «Молодежная политика: опыт и перспективы». – М.: Парнас, 2012.- С. 19-27

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие детей» МДОУ «Ц. р. р-д/с№135» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое.

Консультация для родителей «Формирование моральных установок мальчиков и девочек» 1. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения.

Формирование гражданско-патриотического сознания дошкольников посредством песенного наследия нашей страныФормирование гражданско-патриотического сознания дошкольников посредством песенного наследия нашей страны Литературно-музыкальная композиция "Я люблю тебя Россия, дорогая моя Ру ь!"МУЗ. РУК. : Уважаемые педагоги! Формирование и воспитание любви.

Методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» .

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Математика
Автор публикации:
Формирование установок толерантного сознания у детей в конфликтогенном пространстве полиэтнического региона
Опубликовано: 21 октября 2019 в 21:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

Отчет о проведении Недели ресурсосбережения
Мы с детьми второй год участвуем в Международной Неделе Ресурсосбережения. Каждое утро начинала с беседы о сохранении тепла, воды или электроэнергии....
Мастер-класс изготовления поделки из солёного теста «Новогодний домик» для детей от...
Осень подходит к своему логическому завершению. Скоро декабрь и новогодние праздники. Мы с ребятами решили заранее готовить сувениры и памятные подарки к...
Мастер-класс «Поделка «Птичка с поздравлением»
Мастер-класс предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаю сделать такую поздравительную птичку с детьми и поздравить наших...