Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста

Надежда Васильева
Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста

Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.

Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка. Первой ступенькой, формирующей этнокультурные ценности, является дошкольное воспитание. Наш детский сад является инновационной площадкой по этнокультурному развитию дошкольников. В нашем дошкольном учреждении ведется большая работа по этому направлению.

Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы.

По этнокультурному развитию детей я наметила следующие задачи

Задачи:

• воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формировать бережное отношение к природе родного края и всему живому;

• развивать интерес к народным традициям и промыслам своего народа

Для реализации всех вышеперечисленных задач мы в группе создали предметно-развивающую среду (обновили природный, этнокультурный, театральный уголки, уголок ряженья, собрали картотеку дидактических игр и подобрали музыкальные и художественные произведения для приобщения детей к народной культуре

В соответствии с комплексно-тематическим планированием нашего ДОУ мы наметили темы по этнокультурному развитию детей в группе

Мы используем разные формы работы, по приобщению детей к культуре родного края. Непосредственно на занятиях дети узнают о своем родном крае. Они учатся составлять небольшие рассказы по картинкам: «Наша семья», «Я помогаю бабушке», «Мой дедушка», «Национальная посуда», «Кукла Салика» «Наш поселок» и другие.

Через сюжетно-ролевые игры знакомятся с традициями и обычаями народа: «Семья», «Укладывание в колыбель». Драматизация, организация сюжетно-ролевых игр воспитывает в детях творческие способности, пробуждает интерес к народным традициям, особенностям национальных культур, существующих в пределах нашей Республики.

Важное место отводим и народным подвижным играм «Пурса велын», «Кече ден тылзе», «Ручеек», «Золотые ворота» и др., которые привлекают внимание и как жанр устного народного творчества.

В ДОУ создан музей «Изба. -Порт» – центр в котором сосредоточены материалы по изучению родного края, его хозяйства, особенностей населения, истории, культуры. Здесь представлены разнообразные экспонаты: альбомы с историческими фотографиями прошлого, предметами быта старины (утюги, кувшины, посуда, одежда (рубашки с вышивкой, лапти, платки) печка с дровами, стол со скамейками и караваем, куклы в национальных костюмах, подвесная старинная люлька. Занятия с детьми проводим в мини-музее ДОУ, где можно наглядно познакомиться с предметами народного быта: покрутить прялку, подхватить ухватом чугунок и поставить его в печь, надеть лапти.

Многие экспонаты нашего музея используются для оформления музыкального зала как декорации на праздниках и различных мероприятиях.

Как итогом проделанной работы по определенной теме в нашей группе проводятся праздники, такие как: «Посиделки» «В русской горнице», «В гостях у матрешки», «Марий кас», «Уарня» («Масленица», «Рошто», «День Рождения Республики Марий Эл».

Со второй младшей группы я веду кружок «Умелые пальчики». Целью работы данного кружка: развитие речи и мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства и изучение основ марийского языка.

На занятиях кружка с детьми мы знакомимся с животным и растительным миром нашего края, с орнаментом, с национальными костюмами, с предметами народно-декоративного искусства, с национальными народными песнями, сказками, пословицами, поговорками. Также занимаемся творчеством: изготавливаем из природного материала различные поделки, рисуем орнаменты.

Привлечение родителей даёт возможность не только добиться единства воспитательных действий, но и существенно обогащает содержание работы по данному направлению.

Проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду. Родители изучают свою родословную, совместно с ребёнком составляют генеалогическое древо семьи. Также реализуем совместные проекты, например «Русские матрешки», «Моя семья».

Таким образом, значимость использования истоков национальной культуры в учебно-воспитательном процессе несомненна. Сформировалось ли уважительное отношение к культуре своего народа, об этом говорить пока рано, но крупинки уважительного отношения к своим предкам, культуре малой родины, к истории поселка появились.

Публикации по теме:

Формирование эмоционально положительного отношения у детей младшего возраста к окружающему миру через народное творчество "Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю". Народная мудрость На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых.

Формирование эмоционального отношения к продукту изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре Вавилова Алена ВалентиновнаИнструктор по физической культуре ДОУ детский сад 52 кировского района Санкт-Петербурга Формирование здорового.

Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста Группа 1 младшего возраста ставит перед собой задачу формировать способность к пониманию окружающей речи. Также закладываются основы для.

Конспект игры-опыта для детей младшего и среднего дошкольного возрастаКонспект игры-опыта для детей младшего и среднего дошкольного возраста КОНСПЕКТ ИГРЫ – ОПЫТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА. Тема: «Волшебная водичка». Цель: Продолжать знакомство со свойствами воды,.

Формирование гуманного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ. Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем. Бездумное потребительство природных.

Пальчиковые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой.

Посещение краеведческого музея. Приобщение к истории и культуре своего народаПосещение краеведческого музея. Приобщение к истории и культуре своего народа Посещение краеведческого музея! Музей — место, где встречаются настоящее и прошлое. У народа, который не помнит своего прошлого, нет будущего.

Проект «Формирование уважительного отношения к детскому саду у детей и взрослых» Цель: Формирование уважительного отношения к истории о прошлом и настоящем детского сада. Социальное партнерство с родителями всех возрастных.

Проект «Классическая музыка детям», направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре Участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители. Тип проекта: долгосрочный, творческий, практико.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Спорт и физкультура
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 сентября 2017 в 09:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Подарок папе своими руками». Часть 8
Поделки из бросового материала Пластиковые бутылки относятся к ненужным предметам, от которых мы избавляемся практически каждый день. В тоже время –...
Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему»,...
Приложение № 3 к положению о конкурсе грантов члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р. Э. Гольдштейна для молодежных авторских...
Наблюдение за первыми всходами цветов
В нашем регионе, Крым, еще не закончилась зима, природа уже проснулась. Появляется везде первая зелень. Первые всходы цветов на клумбе и стали объектами для...
Опытно-экспериментальное занятие в группе раннего возраста «Лук — мой друг от ста...
Участники совместной работы детского сада с. Прохоры: дети группы раннего возраста, воспитатель МБДОУ №3 «Рябинка». Данный проект называется «Лук - мой друг...
Календарно тематическое планирование на Февраль в средней группе
Дата «1» февраля 201 9г. День недели пятница. Тема деятельности «Произведения советских писателей » Цель: Продолжать знакомить детей с авторами детских книг,...