Лучший педагог года

Проект «Формирование временных представлений у детей с ЗПР» в подготовительной группе (5 фото)

наташа наумова
Проект «Формирование временных представлений у детей с ЗПР» в подготовительной группе

Проект

по развитию временных представлений

у дошкольников с ОВЗ (ЗПР) подготовительной к школе группы

"Путешествие в страну времени"

Проект разработала :

учитель – дефектолог

Наумова Наталья Анатольевна

2016 год

Содержание

I Пояснительная записка

1.1. Обоснование необходимости проекта

1.2. Цели и задачи проекта

1.3. Участники проекта

Публикация «Проект „Формирование временных представлений у детей с ЗПР“ в подготовительной группе» размещена в разделах

1.4. Краткое описание проекта : стратегия и механизмы достижения поставленных целей

1.5. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

1.6. Механизмы оценки эффективности реализации проекта

1.7. Дальнейшее развитие проекта

II Рабочий план

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют задержку психического развития. Дети с ЗПР имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Особенно следует отметить большие пробелы в формировании временных представлениий. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения, последовательность происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, для данной категории детей затруднительно, а порой и невозможно. При сопоставлении программных требований по формированию у детей временных представлений общеобразовательных групп и детей с ЗПР выявляются следующие закономерности: дети массовых групп 5-6 лет называют времена года и их особенности, а дети с ЗПР данного возраста могут указать зиму и лето по описанию, но назвать не могут или называют неверно. Некоторые из детей с ЗПР не могут даже верно указать зиму и лето.

Вопросы изучения особенностей формирования временных представлений и понятий у детей с задержкой психического развития были освещены в работах С. Г. Шевченко, Н. Ю. Боряковой, И. А. Морозовой, М. А. Пушкаревой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т. А. Шорыгиной и ряда других авторов.

Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений и накопления жизненного опыта. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, времени года, дней недели и повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления.

Дети с задержкой психического развития смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года дети с ЗПР определяют зиму и лето, как наиболее отличительные времена года, при этом они опираются лишь на 2-3 признака. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жару и т. д. ; часто забывают названия времен года. При этом они могут указать времена года по названию. Осень и весну указывают неустойчиво.

Почему это происходит? У детей с ЗПР, отмечается низкий уровень восприятия. Представление об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойства предметов. Испытывают трудности в принятии и переработке информации, целостности восприятия, в пространственном восприятии. Детям с ЗПР характерно недоразвитие высших психических функций: внимание, память, восприятие, мышление. Они быстро утомляются, невнимательны, имеют неустойчивый интерес. В поведении наблюдается повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность, или наоборот заторможенность, апатичность.

У детей с ЗПР наблюдается сужение объема внимания, неспособность воспринимать в определенный отрезок времени необходимое количество информации, в связи, с чем их деятельность осуществляется в более медленном темпе и продуктивность выполнения заданий значительно ниже. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности. Особенно явно отставание детей с ЗПР заметно при анализе их мыслительных процессов.

Часто дети с ЗПР не выполняют задания из-за неумения организовать свою деятельность, хотя по уровню интеллектуальных возможностей могли бы легко справиться с ним. В условиях индивидуальной работы, когда взрослый организует их деятельность, с тем же заданием справляется.

Рассказ-описание для детей с ЗПР недоступен. Они перечисляют предметы на сюжетной картине и им необходимы наводящие вопросы. Часто при составлении рассказа дети с ЗПР используют перечисления предметов или действий. Преобладающий словарь - существительные, глаголы. Поэтому понимание и употребление временных представлений для них сложно, непонятно.

Без специальной помощи со стороны коррекционных педагогов формирование временных представлений затруднено.

1.2 Для решения данной проблемы, мной были поставлены следующие цели и задачи:

Задачи:

Развивающие:

- Развивать представление о времени.

- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (год, месяц, неделя, день недели, названия месяцев и дней недели, сутки, название частей суток, час, минута)

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».

- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

- Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

Воспитывать желание «беречь» время.

1. 3 Участники : дети, родители, педагоги.

1.4 Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому дети категории ЗПР не понимают и сомневаются в его существовании.

Анализ научных работ показал, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств, для формирования временных представлений у особенно у дошкольников с ЗПР. Временные представления это один из видов математических представлений, развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной “картины мира”. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Т. Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени три различных аспекта временных представлений :

- адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);

- понимание обозначающих время слов (от более простых “вчера-сегодня - завтра” до более сложных “прошлое-настоящее-будущее” и т. д.);

- понимание последовательности событий, действий, явлений.

При знакомстве с временами года я использую модель времен года :

- Модель «Время года» в виде плоскостной фигуры яблока (понятие «круглый год» - как яблоко). Каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – белый цвет, лето красивое, знойное, жаркое – красное, осенью листья на деревьях жёлтые – жёлтый цвет, весной ручейки и молодая зелень – зелёный цвет.

- Кукла «Фея природы», которую в начале каждого сезона дети переодевают в соответствующий плащ (всего 4 наряда)

- Каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т. п.

Для того чтобы дети лучше запомнили месяцы,

- В начале каждого месяца я читаю детям главу книги «Синичкин календарь» Виталия Бианки, с соответствующим названием месяца. Из этой книги дети узнают, что такое месяц, название месяца, характерные природные явления происходящие в этом месяце, понятие «хвостик года» - конец года и «клювик года» - начало года и другую информацию, формирующую познавательный кругозор.

- В декабре мы заводим «Календарь ожидания», где ежедневно дети приклеивают один день (эти календари могут быть различными, например: на разлинованный лист наносятся полоски с числами месяца, а затем от разрезанной картинки приклеивается одна часть (день) или на бороде Деда мороза числа месяца и т. д.) В период таких активных упражнений, дети хорошо закрепляют понятия «вчера» - день, который прошёл, «сегодня» - день, который идёт, «завтра» - день, который будет. Также хорошо запоминают дни недели и понятие «неделя». Поэтому с 2017 года я приняла решение ежемесячно вести такой календарь.

- Также, я использую пословицы и поговорки, народные приметы.

Для запоминания последовательности дней недели использую

- Стихотворение Я. Бжехва «Муха – Чистюха», чтение стихотворения сопровождается одновременным показом цветовых символов дней недели действиями героини стихотворения.

- В кабинете дефектолога находится дидактическое пособие «Неделькин дом» (это семь разноцветных куколок с номерами от 1 до 7, дети самостоятельно определяют «какой день сегодня дежурит». Каждый «день недели «имеет свою «шкатулку», где спрятаны части суток (4 квадрата разного цвета).

- «Волшебные круги» (с одной стороны круг разделён на 4 части, это части суток, а с другой на 12 частей, это месяцы).

Также формированию временных представлений помогает рассматривание различных репродукций, картин великих художников, чтение художественных произведений, слушание музыки.

Таким образом, формированию временных представлений у дошкольников подготовительной группы с ЗПР способствуют различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др., которые используются в процессе образования в детском саду.

Данный проект является ДОЛГОСРОЧНЫМ, ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ, ГРУППОВОЙ, рассчитан на детей подготовительной к школе группе с ЗПР.

1. 5 Результативность:

- У воспитанников развито представление о времени.

- Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

- Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

- Имеют представления : «Части суток», календарь «Дни недели», «Месяц года», «Время года».

- Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год).

- Дети умеют отражать абстрактные понятия о времени, в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

- Понимают значение выражения «беречь» время.

1.6 Для оценки эффективности реализации проекта, в конце 2016 – 2017 учебного года планируется разработать инструментарий и педагогическую диагностику уровня сформированности представлений о временных представлениях у ребёнка подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического развития.

1.7 Любые занятия с детьми по развитию связной речи, в том числе, формированию временных представлений, будут наиболее продуктивными при активном участии родителей в процессе обучения. При этом родители должны быть не наблюдателями, а активными участниками игры.

Для этого необходимо:

1. Создать базу коррекционно-развивающей литературы и методических пособий по данной теме.

2. Организовать развивающую площадку по временным представлениям.

3. Оснастить необходимыми играми «Игротеку».

4. Создать картотеку литературы и пособий с аннотациями.

5. Подготовить консультации для родителей на тему «Временные представления у детей с ЗПР» (см. приложение).

6. Проводить регулярные совместные занятия для родителей с участием детей на тему «Формирование временных представлений у детей с ЗПР».

Групповые занятия парной педагогики, которые проводят совместно с родителями дефектолог; индивидуальные занятия, проводимые дефектологом в конце недели при объяснении выполнения домашнего задания по развитию временных представлений, позволят, помочь родителям не только наблюдать за занятием, но и обучать проведению коррекционной работы дома. Также родители смогут получать консультации о приобретении необходимой литературы и игрового материала по теме. Родителям предлагаются варианты использования игр.

II РАБОЧИЙ ПЛАН

Подготовительный этап :

Сентябрь

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Поиск адекватных учебной задаче действий

3. Принятие учебной задачи

4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"

5. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.

6. Подбор игр.

Основной этап

Октябрь

Знакомство с уголком времени.

Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»

Игра «Лови, бросай времена года называй»

Ноябрь

Знакомство детей с приборами для определения времени : различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.

Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Дидактическая игра: «Закончи предложение»

Декабрь

«Календарь ожидания»

Чтение книги «Двенадцать месяцев» и просмотр мультфильма.

Январь

Повторение и получение новых знаний о величинах времени.

Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.

Познакомить с песочными часами и упражнять в том, что можно сделать за это время (2 мин)

Учить определять число, месяц и день недели.

Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Закрепить понятия о частях суток.

Февраль

«Календарь ожидания» (23 февраля)

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Закрепить понятия о временах года.

Закрепить изучение последовательности дней недели.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Март

«Календарь ожидания» (8 марта)

Беседа «Немного истории о часах»

Чтение Й. Змай «Часы»

Игра «Заяц, заяц сколько время

Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол - часа и за 1 минуту)

Занятие «Учимся определять время с помощью часов»

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»

Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»

Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.

Апрель

Конкурс «Сделай часы своими руками» (части суток)

Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

Учить определять время с помощью часов

Закрепить понятие времени.

Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.

Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории

Развивать интерес к математике, представление о времени.

«Календарь ожидания» (к 9 мая)

Заключительный этап

Май

1. Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками

2. Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»

3. Беседа: «Что такое время

4. Итоговое занятие по изучению времени.

5. Подведение итогов реализации проекта : сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».

Проект «Формирование временных представлений у детей с ЗПР» в подготовительной группе

Список литературы:

1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.

2. Рихтерман, Т. Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991.

3. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду/Т. Н. Доронова,

4. В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; Сост. Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1997.

5. Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»

6. И. В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»

7. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 3- 5 ти лет» г. Киров.

Фото «Формирование временных представлений у детей с ЗПР»
Проект  в подготовительной группе - фото
Фото №1 Проект по развитию временных представлений у дошкольников с ОВЗ ЗПР Фото №2 Подготовительная группа подготовительной к школе группы Путешествие в страну времени Проект разработала учитель дефектолог Наумова Наталья Анатольевна год Содержание Пояснительная записка
Публикации по теме:

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с использованием моделирования Введение Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Индивидуальная работа по развитию временных представлений в старшей группе Индивидуальная работа по развитию временных представлений у детей старшей группы Дни недели Виды деятельности Содержание работы I неделя.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Содержание. У каждого.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений в старшей группе 1.«Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Содержание. У каждого.

Картотека игр в подготовительной группе на формирование у детей пространственных представлений ГДЕ СИДЕЛ ВОРОБЕЙ? Дидактическая задача: формировать у детей понятия, характеризующие положение предмета в пространстве. Оборудование:.

Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Солнышко» г. Нолинска Кировской области» (613441, Кировская.

Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста «Мудрое распределение времени.

Отчет учителя-дефектолога «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР» «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР» У детей с ЗПР наблюдаются трудности в процессе восприятия, недостаточно.

Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в моделирующей деятельности Аннотация: В статье рассматривается технология моделирования как способ формирования временных представлений у дошкольников. Показано, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование временных представлений у детей с ЗПР» в подготовительной группе
Опубликовано: 15 января 2019 в 18:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД