Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Формирование взаимодействия ребенка первого года жизни со взрослым»

Татьяна Морева
Консультация для воспитателей «Формирование взаимодействия ребенка первого года жизни со взрослым»

Детство - время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных первых встреч с этим миром. Детство имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного.

Детство определяет всю нашу жизнь? И первые годы жизни - один из наиболее важных этапов в жизни человека. Особенностью детей 1 -го года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Общение со взрослыми - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование взаимодействия ребенка первого года жизни со взрослым“» размещена в разделах

Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление 1- го года жизни на качественно различные периоды, выделение в каждом из них умений, имеющих существенное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения названы ведущими, и именно на них должно быть направлено воспитательное воздействие взрослых. Итак, у ребенка есть первейшая потребность в прикосновении. Ребенок нуждается в постоянном телесном контакте, в поглаживаниях, укачиваниях, похвалах.

Особенностью детей 1 - года жизни является большая зависимость развития от воздействия взрослого человека. Общение с взрослыми - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни, источник их развития.

Важно помнить, что вся двигательная активность ребенка должна осуществляться не по принуждению, а благодаря интересу к этой активности, эмоциональной наполненности. Общение с взрослыми, похвалы и поддержка взрослых не дадут угаснуть интересу даже к сложным упражнениям.

В первые недели жизни такой интерес стимулируют с помощью двигательных рефлексов, вызванных раздражением стоп, пяток, пальцев, ладошек. Необходимо помнить, что прикосновения, поглаживания невероятно важны в первые месяцы жизни, чем дольше взрослый держит ребенка на руках, касается его, гладит и укачивает, тем здоровее, сильнее и успешнее он будет.

Д. В. Винникот писал: «Ребенок не знает, что окружающее его пространство поддерживаете вы. Как вы заботитесь, чтобы мир не обрушился на него; пока он сам откроет мир! Покоем непрерывного дыхания вы «подключаете» жизнь ребенка к своей жизни и ждете от него ответного жеста, означающего, что он вас открыл. И это «открытие» происходит достаточно быстро».

Игры взрослого с младенцем показали, что ребенок уже участвует в них как активный партнер, управляя поведением взрослого с помощью взгляда и улыбки. Он то смотрит на взрослого, показывающего «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит, помогая тем самым определить темп и ритм игры. Такая синхронизация взаимодействия в первых играх становиться возможной благодаря развитию умения фиксировать взглядом лицо взрослого и появлению первой улыбки в ответ на эмоциональное обращение к нему.

Первая улыбка у малыша появляется, как правило, в конце 1- го - начале 2-го месяца жизни. Мы знаем, что она возникает при непосредственном эмоциональном контакте взрослого с ребенком. Физическое соприкосновение с взрослыми - поглаживание, нежное прижатие к груди, покачивания, яркая игрушка, ласковый разговор с ребенком, настраивают его на первые положительно эмоциональные ответные реакции, которые, как правило, сопровождаются взглядом в глаза близкого человека. Малыш в это время учится выражать свое положительное эмоциональное отношение к взрослому. Поэтому ему нужно постоянное присутствие взрослого, его внимание и любовь.

К 2-3 месяцам ребенок уже уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивает голову на знакомый звук голоса взрослого, сосредоточенно рассматривает лицо, прислушивается к речи. В ответ на эмоциональное обращение начинает улыбаться, смотрит в глаза взрослого, оживленно двигает ручкам и ножками, издает звуки гуления. Такое радостное поведение малыша в ответ на обращение взрослого названо «комплексом оживления».

Мы знаем, «комплекс оживления» способствует проявлению двигательной, голосовой и познавательной активности ребенка. У малыша, когда он радуется, выпрямляются, руки в локтевом суставе, разжимаются пальчики, и он как бы случайно наталкивается на предмет, захватывает его и может длительно удерживать. Звуки гуления приобретают напевность и мелодичность, а его «трели» звучат подолгу.

В ответ на обращение взрослого четырехмесячный малыш начинает громко смеяться, оживленно двигаться, если видит знакомое лицо.

Благодаря тому, что мы, взрослые, подкрепляем инициативу ребенка, отзываясь улыбкой и ласковыми обращениями на призывы, малыш получает возможность обмениваться положительными эмоциями, вариативно использовать все доступные ему средства (мимику, движения ручек, ножек и т. д.) для привлечения внимания взрослого. Например, для стимулирования первой мимолетной улыбки мы используем игры с малышами «Потягунушки», «Кто у нас хороший», и др. окружая малышей любовью и нежностью, мы создаем атмосферу эмоционального общения, что способствует развитию психической активности.

К 4 - 5 месяцам у малыша откладывается дифференцированное отношение к окружающим близким взрослым. Ребенок учится различать знакомых и незнакомых близких людей, эмоционально реагируя на их желание вступить с ним в общение.

Во втором полугодии жизни ребенка общение приобретает иной характер, становясь общением по поводу действий с предметами. Ребенок больше не соглашается просто обмениваться со взрослым ласками. Ему теперь нужно, чтобы мы «сотрудничали с ним в игре». Основные интересы малыша сосредоточены уже на окружающих его предметах и игрушках. Ребенок в этом возрасте с огромным удовольствием наблюдает и пытается подражать тому, как мы действуем с конкретным предметом. Например, на осваивание первых предметных действий в общении с детьми возможны игры «Сюрпризная коробочка», «Музыкальная игрушка» и др.

Ближе к возрасту одного года развитие общения выражается в желании ребенка действовать вместе с взрослым. Это желание малыш демонстрирует позами, жестами. Дети протягивают предметы, изображают желаемое действие движениями звуками, указывают на заинтересовавшую игрушку и т. п. Малышам становится очень важно отношение взрослого к их действиям, поступкам, успехам и неудачам. Положительная оценка и поддержка взрослого помогают им ощущать свою самостоятельность и активность.

Каждый раз, беря малыша на руки и разговаривая с ним, мы устанавливаем доверительную связь между ним и собой, мы помогаем малышу осознать себя полноправным партнером по общению.

Окружая маленьких детей любовью и нежностью, создавая положительную атмосферу эмоционального общения, мы стимулируем в дальнейшем познавательную активность ребенка, направленную на окружающие предметы и игрушки.

Публикации по теме:

Формирование игровых умений в сюжетной игру у детей третьего года жизни Для определения уровня сформированности игровых умений в сюжетной игре у детей третьего года жизни были использованы материалы программы.

Формирование сюжетной игры детей четвертого года жизни Формирование сюжетной игры детей четвёртого года жизни. (консультация для молодых специалистов) К трём годам дети овладевают условными.

Консультация «Гимнастика для детей первого года жизни» Гимнастика для детей первого года жизни Гимнастика прекрасно развивает все органы и системы, оказывает укрепляющее действие на весь детский.

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность в домашнем воспитании ребенка второго года жизни» Изобразительная деятельность в домашнем воспитании ребенка второго года жизни Многие родители считают: главное - восхищаться любыми детскими.

Консультация для родителей «Особенности второго года жизни ребенка» В кругу семьи. Уважаемые, родители, второй год жизни ребенка это период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно,.

Особенности отношения ребенка 3-го года жизни к семье Как отмечает И. С. Кон, при всех кросс-культурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет.

Консультация «Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка» Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка Значительная часть воспитанников домов ребёнка имеет органические.

Родительское собрание «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни» Материал для родительского собрания по теме: «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни». Ход основной части собрания:.

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–го года жизни» Родительское собрание на тему «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2–го года жизни» Гр. «Непоседы» Воспитатели: Бонь.

Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания» Рассмотрим проблему взаимодействия общественного и семейного воспитания в историко-педагогическом аспекте. После установления в России советской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование взаимодействия ребенка первого года жизни со взрослым»
Опубликовано: 12 октября 2015 в 12:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД