Ольга Романова
Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 3)
Также немаловажным условием становления положительных взаимоотношений является семья, которая начинает воспитание ребенка.
Публикация «Формирование взаимоотношений старших дошкольников в подвижной игре (часть 3)» размещена в разделах
Цель работы педагога заключается в организации деятельности детей таким образом, чтобы она была содержательной, была направлена на формирование и развитие навыков, это такая деятельность, которая привела к самостоятельности детей.
Педагог, применяя в своей работе различные средства, методы, формируют у дошкольника нравственное поведение, знания и культуру поведения. При этом важно использовании педагогики сотрудничества, признание в ребенке полноправного члена общества. Благодаря этому подходу с одной стороны развивается чувство общности с социумом, а с другой стороны формируется индивидуальность и свобода личности каждого ребенка. Таким образом, сотрудничество и взаимодействие педагога с дошкольника – это важнейшее условие образования и воспитания в детском саду.
Современные данные психологии говорят о том, что полноценное взаимодействие ребенка с социумом, окружающим миром способствует активному онтогенетическому формированию психики, т. е. ребенок научается подстраиваться к различным организуемым условиям, изменяется его деятельность, что говорит о более интенсивном его развитии.
Для всех видов деятельности детей важны условия при которых возможно положительное общение педагога с детьми и детей с детьми, а поскольку их совместная деятельность занимает практически все время пребывания в детском саду, то категория общения становится во главе вопроса.
Общение чаще всего осуществляется в виде диалога, но педагогу важно так организовать общение, чтобы дети научились слышать и других.
К образовательной совместной деятельности относятся следующие формы :
1) закрытая совместная деятельность. Педагог определяет цель, содержание, правила;
2) обращенная совместная деятельность. Цель и содержание определяется педагогом, в процессе реализации используется опыт детей;
3) открытая совместная деятельность. Цель, содержание, реализация обсуждаются педагогом совместно с детьми.
К особенностям открытой совместной деятельности относится следующее:
• инициативность детей, их активное взаимодействие друг с другом;
• децентрация, зоновость пространства;
• ориентация на развитие чувства эмпатии, разработка способов взаимодействия (договор, обмен, распределение действий).
Роль педагога в процессе организации совместной деятельности с детьми неоценима. Например, организуя дидактические, сюжетно-дидактические игры при условии совместной деятельности педагога и дошкольника, важно соблюдать некоторые условия:
1. Отбор знаний, которые были получены в процессе НОД.
2. Обеспечение преемственности знаний и применения их в игре.
3. Знакомство детей с видами деятельности взрослых.
4. Организация игр на уровне коллектива.
Педагог дошкольного образовательного учреждения не только принимает активное участие в игре, но и выполняет функцию режиссера, контролирует соблюдение правил, игровых действий, участвует в распределение ролей, подсказывает варианты действий, а также создает новые ситуации, стимулирует инициативность, поддерживает положительный эмоциональный фон.
5. Педагог применяет в работе с детьми индивидуальный подход.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль педагога в развитии взаимоотношений детей в группе огромна, а взаимодействие педагога и ребенка – есть главное условие достижения дошкольниками высокого уровня владения различными навыками, знаниями, поскольку педагог подбирает определенные роли, которые наиболее полно соответствуют возможностям, потребностям и интересам дошкольника, что приводит к развитию личности, активности, самостоятельности, повышению уровню взаимодействия с социумом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баландин В. А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособие. - Краснодар, 1999. - 104 с.
2. Воспитание детей в игре // Воспитатель. ру. - Режим доступа по: https://www.vospitateli.ru/igri2.php.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь: сборник. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. - 637 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. - Москва: Эксмо, 2004. - 508 с.
5. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 10-14.
6. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении. - Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.
7. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. – 190 с.
8. Куприянов Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – 2001. – № 2. – С. 101–104.
9. Лисина Т. В., Морозова Г. В. Подвижные тематические игры для дошкольников. М. : Сфера, 2014. - 128 с.
10. Мухина B. C. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1985. – 229 с
11. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов. – М. : Просвещение, 1998. – 588 с.
12. Развитие творчества в подвижных играх. - Режим доступа по: https://pedagog.us/?p=16.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 713 с.
14. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.