Формирование взглядов на жизнь старшеклассников средствами художественной литературы

олеся логунова
Формирование взглядов на жизнь старшеклассников средствами художественной литературы

Формирование взглядов на жизнь старшеклассников средствами художественной литературы (на примере 3 взвода 2 роты УГСВУ)

Содержание литературного образования старшеклассников характеризуется некоторой вариативностью и содержательной перегруженностью. Это можно объяснить сложностью литературного материала, недостатками в разработке содержания литературного материала 9-11 классов, а также пока еще не устоявшихся оценок литературных явлений 20 века. Негативными последствиями всего вышеперечисленного может быть эмоциональная перегрузка детей, которая, в свою очередь, будет препятствовать адекватному восприятию действительности, ее осмыслению, оценке, что влечет за собой негативное восприятие мира. Чтобы предотвратить это, литературное образование должно рассматриваться в системе УГСВУ как один из неотъемлемых компонентов системы воспитания. Только после этого мы сможем говорить о влиянии средств художественной литературы на формирование мировоззрения обучающихся. Таким образом, ведущей целью каждого урока литературы и всего литературного образования в целом должно быть формирование мировоззрения старшеклассников.

Следовательно, чтобы реализовать эту цель, урок литературы должен рассматриваться как урок общения с искусством, с чем-то высоким, прекрасным, к чему следует неустанно стремиться и что следует обязательно постичь. Чтение должно восприниматься как особый вид деятельности, не просто диалог автора с читателем, а диалог читателя с самим собой на основе осмысления прочитанного материала. Высокое искусство слова может быть постижимо только при соответствующем литературном и речевом развитии учащихся. Это необходимое условие для полноценного постижения искусства слова.

Среди суворовцев 3 взвода 2 роты (9 класс) был проведен небольшой эксперимент, характеризующий читательские интересы детей, на формирование которых оказывают влияние следующие показатели:

1. Требование школьной программы

2. Индивидуальное предпочтение детей определенных жанров и авторов

3. Советы и мнение авторитетных для ребенка лиц

4. Влияние родителей, СМИ

Чтобы наиболее полно раскрыть влияние средств художественной литературы на мировоззрение обучающихся, суворовцам 3 взвода 2 роты было предложено написать отзыв о поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ребята должны были высказать свое мнение о произведении (понравилось - не понравилось и почему, охарактеризовать главного героя (черты характера, тип героя, как он ведет себя в той или иной ситуации, что б я сделал на его месте и др., раскрыть роль пейзажа в поэме, описать, какие показаны ценности в произведении. Обучающиеся могли пропускать какие-то пункты, на которые они затруднялись ответить. Заметим, что опрос проводился в неформальной обстановке, дети были предупреждены об отсутствии оценивания данной работы. Это позволило наиболее раскрепостить опрашиваемых, так как мысль об оценивании неизбежно заставляет ребенка загонять себя в рамки «правильно-неправильно» и зачастую не дает волю воображению и не позволяет наиболее полно высказать свое мнение или мысли.

Анализ работ старшеклассников позволил выявить уровень способности к рефлексии, самоанализу. Отзывы детей были проникнуты жалостью к герою, сочувствием. Дети так охарактеризовали Мцыри:

«Бедный ребенок, прожил в заточении всю свою жизнь, свои лучшие годы, мне очень жаль его, потому что человеку всегда нужна свобода, он должен быть свободен в своих действиях и помыслах. А герою ничего не дано: ни свободы общения с родными, ни так называемой свободы души, ни любви. Заточение физическое есть заточение душевное» (Козлов Максим 8В).

«Ребенку всегда нужны родители, в первую очередь, материнская ласка, без нее человек не может жить. Мцыри не мог жить без этого, поэтому он и сбежал из монастыря»(Кичаев Олег 8В).

«Мцыри был глубоко одинок в монастыре, мне жалко его, потому что я не люблю одиночество»(Петров Михаил 8В).

«Я бы хотел иметь такого друга, как Мцыри, потому что он доказал, что может добиваться того, чего хочет»(Кутмухамедов Нурлан 8В).

Особо поразил детей пейзаж, его роль в раскрытии образа Мцыри. Суворовцы писали о пейзаже:

«Природа за стенами монастыря – это то, что напоминает герою о его родине…»

(Кутмухамедов Нурлан 8В).

«Именно природа заставляет сильнее биться сердце Мцыри, так как этот мир солнца и полей является олицетворением для героя мира свободы» (Кичаев Олег 8В)

«Даже сбежать из монастыря помогает герою природа: началась гроза. Гроза звучала в унисон с бурными чувствами Мцыри, придавала сил в побеге»(Чернов Иван 8В)

«Природа способствует возникновению воспоминаний у героя»(Пимахин Иван 8В)

В отзывах детей выявлены элементы восприятия, ярко выражены те или иные эмоции, показано осмысление содержания, видны работа воображения суворовцев, внимание к эстетической форме текста.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной компонент содержания литературного произведения представляет собой ценностный потенциал для реализации мировоззренческих функций, в частности, то или иное отношение к человеку (жалость, желание видеть его своим другом, сочувствие и проч., воспитание любви к природе (природа может помогать).

Для того чтобы мировоззренческие функции были реализованы, необходимо выполнение следующих условий. Во-первых, урок литературы должен рассматриваться как урок общения с искусством, отсюда вытекает множество метапредметных связей (в частности с такими науками, как история, искусствоведение, география и проч.). Особенности взаимодействия с учеником должны вытекать из его возрастных и личностных качеств, ведь, прочитав то или иное произведение в одном возрасте, он может не понять его так, как если бы он его прочел значительно позже.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что цель литературного образования должна рассматриваться как формирование мировоззрения ребенка.

Публикации по теме:

Развитие речи детей средствами художественной литературы Актуальность темы: Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению. Мы живем в мире технологий и новаций,.

Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков.

Игры по нравственному воспитанию средствами художественной литературы Словесная игра Цель: Активизация словаря: согласование слов в предложении,пополнение словаря прилагательными; делать выводы и умозаключения;.

Доклад «Приобщение детей к чтению художественной литературы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 57 детский сад «Ладушки» г. Подольска ТЕМА: «Приобщение детей к чтению художественной.

Формирование нравственного образовательного пространства дошкольника средствами художественной литературы Кризисное состояние духовно – нравственной сферы общества и семья, безусловно, отражаются на духовно – нравственном здоровье современных.

Консультация для воспитателей «Использование художественной литературы в математике». Консультация для воспитателей «Раз – два, раз – два, раз – два – три! Всю считалку повтори! Формирование элементарных математических представлений.

НОД итогового занятия по чтению художественной литературыНОД итогового занятия по чтению художественной литературы Подготовила воспитатель средней группы МБДОУ№23 Макарова Снежана Сергеевна Цель: закрепить представления детей о сказках (вспомнить названия.

Проект «Информационная защищенность детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» 1. Введение. Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания ребенка посредством приобщения его к.

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами детской художественной литературыПроект по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами детской художественной литературы Актуальность проекта обусловлена проблемой патриотического воспитания в наши дни. Детская художественная литература как нельзя более подходит.

Восприятие художественной литературы в старшей группе 1 неделя: «Как на тоненький ледок», «Николенька- Гусачок»,»Уж я колышки тешу», «Как у бабушки козел», «Ты мороз, мороз, мороз». 2 неделя:.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Формирование взглядов на жизнь старшеклассников средствами художественной литературы
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 14:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по аппликации с зайчиком «Большое и маленькое яблочко на тарелочке» во...
Задачи. • Формировать умение детей раскладывать готовые формы и наклеивать круглые предметы. • Закрепить представление о различии предметов по величине...
Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Мастер-класс «Аквариум с рыбками»
Есть у нас стеклянный дом, Поселились рыбки в нем. Даже рыбка золотая В нем живет, забот не зная. ( Аквариум) Наблюдать за красотой рыбок, всегда...