Получи документы

Формирование экологических представлений у детей старшего возраста

Надежда Шуряева
Формирование экологических представлений у детей старшего возраста

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатст-вом явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разу-ма»

В. А. Сухомлинский

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Публикация «Формирование экологических представлений у детей старшего возраста» размещена в разделах

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания ос-новано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать ус-воение их воспитанниками.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс образования, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования, в котором появляется образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокуль-турных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенности её природы, многообразии стран и народов мира.

Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально - нравственного и действенного отношения к миру.

Опыт работы показал, что важно учить детей любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы. Приобщаю детей к богатому и разнообразному миру природы через их чувства, затрагивая сердце и душу ребёнка.

Формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в центре природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, игры (дидактические, настольно-печатные, инсценировки, сюжетно-ролевые, подвижные, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, литературных персонажей, труд, художественное творчество.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворить детскую любозна-тельность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра (дидактическая, подвижная, строительная, музыкальная и т. д.). В своей работе с детьми использую экологические игры типа " Сад - огород ", " Кто прилетел на кормушку "; подвижные игры, например, " У медведя во бору ", " Гуси-лебеди"; строительные игры: «Строим мост через речку".

Активно использую в своей работе игровые обучающие ситуаций. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия.

В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждаю отдельные явления действительности, акцентирую внимание на взаимосвязь всего живого, на рациональное использование природных богатств, гуманное отношение к природе. Продуманная организация тематических бесед развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда. На территории детского сада провожу с детьми наблюдения за объектами живой и неживой природы, свои впечатления дети заносят в: дневники наблюдения, отмечают изменения в календаре природы. На участке дети знакомятся с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев, применяют свои знания на практике. Наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, аппликации.

На прогулке организовываю экскурсии по экологической тропе детского сада. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте мира природы. Кроме того, хорошей традицией на прогулках стала забота о птицах, особенно зимой. Ухаживая за растениями и птицами, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним.

Провожу с детьми экологические развлечения : «Праздник цветов», «Птицы - наши друзья», «День земли» и т. д. Эти развлечения направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного, заботливого отношения к ней. Конкурсы, праздники («Осень», турниры («Знатоки природы», театрализованные представления своей яркостью, всплеском эмоций привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Участвуя дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

В своей работе с детьми по экологическому воспитанию использую, прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, объектами и явлениями не живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг и с музыкальной деятельностью.

Провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями нашего уголка природы. Постоянные обитатели уголка природы – комнатные растения. В процессе ухода дети овладевают несложными умениями: поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, обтирать кисточкой, черенковать, пересаживать. При отборе растений для уголка природы учитываю требования, предъявляемые СаНПин и основной общеобразовательной программой детского сада.

Совместно с детьми разрабатываем правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков) запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими, жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц).

В конце весны – начале лета высаживаем вместе с детьми посадки на ого-роде, расположенном на территории нашего детского сада: морковь, капусту, помидоры, лук, свеклу и др. В течение лета дети с удовольствием проводят наблюдения, ухаживаем за ними (поливают, рыхлят почву, рвут траву).

Ежегодно проводим различные экологические акции «Помоги дереву», «Посади ёлочку», «Трудно птицам в день морозный…» и др. Проводим рыхление почвы вокруг деревьев и кустов, чтобы им легче дышалось, готовим кустарники к зиме, подвязываем ветки. Вместе с родителями делаем кормушки. Конкурс семейного творчества «Птичья столовая» (на самую оригинальную кормушку) стал традиционным.

В группе находятся разные энциклопедии познавательного содержания («Энциклопедия животных», «Я познаю мир», «Насекомые» и др., художественная литература (произведения В. Бианки, Е. Чарушина, иллюстрированный материал по темам, для формирования представлений детей о растениях, животных, неживой природе, пищевых связях и т. д.

В результате работы по данному направлению наблюдается следующее: неравнодушное эмоционально- целостное отношение к природе, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, дети проявляют умение экспериментировать, анализировать и делать выводы, общаясь с природой отражают свои впечатления через различные виды деятельности, у детей приходит понимание бережного отношения к природе, основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимание.

Кроме того, постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряжённость, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение. Важно вместе с ребёнком подходить к растениям и каждый раз удивляется, восхищаться их красотой.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира расте-ний и животных, способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие.

Публикации по теме:

Формирование представлений о правах человека у детей дошкольного возраста Материалы из опыта работы воспитателей логопедической группы №10 Беззуб Галины Викторовны и Зайцевой Татьяны Ивановны на тему : «Формирование.

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения.

Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста Для человека естественно любить. Это и любовь к родителям, к милой сердцу улочке, к родному городу и, конечно же, к России. Чувство Родины,.

Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений. Дошкольный.

Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Все что происходит в жизни, совершается во времени и в пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.

Игра для обогащения экологических представлений «Путешествие в природу» для детей старшего дошкольного возраста Цели: познакомить детей с экологической пирамидой - цепочкой. Убедить в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их.

Конспект НОД по формирование экологических представлений с помощью использования сказки «Путешествие в город чистоты» Цель: Формировать у детей осознанно – правильного отношения к растительному и животному миру и окружающей среде. Обучать детей беречь экологию.

НОД по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Весна красна» Тема: «Весна Красна» Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Образовательные: - Закрепить представления.

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр Автор - С. Ю. Гришатова воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №452 «Родничок» города Нижнего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у детей старшего возраста
Опубликовано: 12 ноября 2015 в 14:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД