МААМ-картинки

Формирование экологического развития детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)

Марина Поморцева
Формирование экологического развития детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Публикация «Формирование экологического развития детей дошкольного возраста, (Из опыта работы)» размещена в разделах

Актуальность проблемы воспитания экологических знаний детей дошкольного возраста вызвана тем, что экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей новых экологических знаний, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения в совокупности с духовным опытом взаимодействия человечества с природой обеспечивает его выживание и развитие.

Задачи экологического воспитания :

1. Ознакомление детей с природой через различные технологии на основе нового экологического подхода;

2. Воспитывать осознанно-правильное отношение дошкольников к природе;

3. Выявить уровень экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

В течении нескольких лет мною ведется работа по экологическому воспитанию дошкольников. Данная работа началась с изучения новых методов воспитания детей, апробации и внедрения программ «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой; «Юный эколог» С. Н. Николаевой; и т. д.

Особое внимание в моей работе сосредоточено на нескольких направлениях. Одно из которых – создание самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. Это направление подразумевает экологизацию всех видов деятельности и организацию развивающей предметной среды.

Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Чтобы предметный материал, который стал стимулятором, поисковой деятельности сформировал минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. В моей группе экологическая развивающая среда организована как традиционный уголок природы. В уголке природы имеются комнатные растения, огород, мини-лаборатория, глобус, карта мира, календарь погоды. Уголок содержит собрание природных достопримечательностей: природный материал (шишки, коллекции семян, камни, почва и т. д.) и многие другие мелочи, которые привлекают детей, а также дидактические игры («Зоологическое лото», «Биологическое лото», «Собери грибы», «Родина животных»); книги («Тайны леса», «Мир животных», энциклопедии); атрибуты к играм (шапочки, «домашние животные», «животные жарких стран»,); театрализованной деятельности и другое оборудование.

Организуя деятельность в развивающей среде, стараюсь поощрять инициативу детей, не давая прямых ответов на их вопросы, создаю проблемныо- поисковые ситуации, помогающие детям организовать опыты в мини-лаборатории, чтобы найти решение («Знакомство со свойствами воздуха» и т. п.) Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность, любознательность.

Другими средствами формирования экологических знаний детей являются – слушание музыкальных произведений, посвященных природным явлениям сезона; рассматривание полотен великих художников-пейзажистов, знакомство со сказками, стихами, рассказами о природе.

Следующим направлением в моей работе является освоение и внедрение методов экологического воспитания и технологий в работе с детьми разного возраста. Работа с детьми по экологическому воспитанию представляет развернутую систему воспитательно-образовательных мероприятий, которые реализуются на протяжении учебного года через перспективное планирование основных видов деятельности, таких как: ОД с экологическим содержанием; введение в художественную литературу; изобразительная деятельность; игровая деятельность, проектная деятельность. Систематически спланированная работа в этом направлении обеспечивает результативность процесса, т. е. повышение уровня образованности и воспитанности детей в данном направлении на всех возрастных этапах дошкольного детства.

В дошкольной педагогике игра всегда имела большое значение при ознакомлении с природой. За последние годы мною были изучены и внедрены ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании, и внедрены три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр. По содержанию и правилам экологические игры можно отнести к нескольким группам, некоторые из этих групп взяты мной для системной работы. Сюжетно-ролевые игры на мой взгляд предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. В рамках программы я использую ряд таких игр, которые помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами.

Значительная роль отводится труду в природе. Трудовая жизнь дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослого в процессе труда в природе дети учатся подчинять свою деятельность, свои желания своим общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных, растения.

В процессе труда дошкольники имеют возможность применять на практике свои знания, приобрести новое, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные – окружающая среда). У детей формируются необходимые навыки ухода за живыми организмами, чувство ответственности за них. Еще одно дело, которое проводится ежедневно и сочетается с наблюдениями – это заполнение календаря погоды. Мы с детьми регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. Детям средней группы помогаю после прогулки найти картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе одеваем куклу по сезону. Со старшими детьми учимся в календаре находить и определять дни недели, месяцы, обозначать погодные явления

Следующим шагом в моей работе по экологическому воспитанию дошкольников являются праздники, досуги, педагогический смысл которых заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание. Эмоции рождают отношения, воздействуют на личность в целом, поэтому праздники и досуги мы с музыкальным руководителем проводим регулярно, завершая ими сезон или какой-либо блок. В сценариях этих мероприятий используем тот материал, который детям хорошо знаком

Следующим направлением является создание благоприятной атмосферы и внедрение принципов личностно-ориентированной педагогики в работу с детьми. Данный принцип проявляется в моей деятельности, прежде в выборе гуманистической модели воспитания, которая подразумевает переход с авторитарного обучения и воспитания на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не обучаемым. Такая модель способствует развитию личности ребенка его готовности к школе. В процессе экологического образования я отдаю предпочтение не механическому воспроизведению знаний, а формированию у ребенка способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе взаимосвязи. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказать любые точки зрения. Создаю ситуации, побуждающие дошкольников высказывать свои гипотезы, проверять их на практике, делать выводы. На занятиях и в повседневной деятельности я, как воспитатель стараюсь располагаться на уровне детей (сижу вместе с детьми за столиками, становлюсь активным участником игр).

Следующим направлением в моей работе является эколого–оздоровительная работа и экологическое просвещение родителей. Данное направление подразумевает формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработку навыков здорового образа жизни.

Направление предусматривает систему эколого-оздоровительной работы, которую мы осуществляем в детском саду, включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мнение, как правило базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Я, как воспитатель отмечаю, что родители, не всегда являются положительным примером по части экологического воспитания своих детей. Например: отдыхая на природе, родители рвут цветы, ломают ветки, оставляют мусор и т. п. Однако, мой опыт работы показал, что объяснение значимости экологического воспитания для общего развития ребенка (его речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т. п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношение родителей.

Вопросы экологического образования были включены в программу консультаций родителей «Лес – наше богатство», папки-передвижки «Правила поведения в лесу», «Домашний зоопарк», «Времена года – что мы изучаем», «Человек и природа», буклет «Доброту и человечность воспитываем природой». Совместная деятельность родителей с детьми велась при подготовке и проведении праздников «Волшебница вода», «Осенние листочки» и др. Родители изготавливали атрибуты, шапочки, костюмы.

Совместно с родителями создаю коллекции природных материалов, поделок из природного материала, для оформления уголка природы. Организую выставки рисунков, поделок из природного материала «Моя семья в лесу», «Наши домашние питомцы», «Насекомые» и др.

Родители учавствуют в природоохранных акциях (уборка территории детского сада, изготовление кормушек, посадка цветов). Привлекаю внимание родителей к проблеме загрязнения воздуха, которым дышим, через анкету «Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок», «Природа в жизни дошкольника», «Что такое экология Результаты анкетирования обсудили на родительском собрании.

Совместно с родителями и детьми средней группы проводила родительские собрания: «Экология и мы»

Итак, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы коллектива.

Таким образом, необходимо вести дальнейшую работу по экологическому воспитанию дошкольников, с учетом их возрастных особенностей. Расширять, формировать, конкретизировать экологические представления о ценности природы, жизни на Земле и ее единстве с человеком; о жизненно необходимых проявлениях человека, растений, животных, которые помогают развить сопереживание, сочувствие, уважительное отношение к живым объектам природы. Вырабатывать у детей экологически грамотное и безопасное поведение в природе, привлекать к практическому участию в природоохранной деятельности в своем крае.

Эффективность формирования экологических знаний дошкольников подтверждена опытно-экспериментальным путем в процессе которого были выбраны критерии, по которым определились уровни сформированности экологических знаний.

Сравнительные данные показали необходимость в продолжении педагогической работы в этом направлении через различные методы и средства, апробацию и внедрение новых технологий, а также планирование данной работы в течении учебного года.

Публикации по теме:

«Формирование основ опытно-экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы) Как природный исследователь окружающего мира, малыш открывает мир через опыт личных ощущений, действий и переживаний. Он изучает все как.

«Формирование у детей младшего возраста основ экологической культуры» (из опыта работы) Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице (из опыта работы) «Самое дорогое у человека-это жизнь,-писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста (Из опыта работы) Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Из опыта работы Подготовила: Оробей Любовь Михайловна.

Игра, как наиболее эффективный способ развития детей раннего возраста (из опыта работы) Учитель –дефектолог Трясова Т. В. Воспитатель Якутенко И. А. Работа по развитию детей раннего возраста строится поэтапно. Выделяют два этапа,.

Из опыта работы на тему: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах» С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных.

Описание опыта педагогической деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста» Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни Давно известно, что.

Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Моделирование- это исследование каких- либо процессов, явлений.

Выступление из опыта работы «Использование экологического аспекта в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Выбранная нами тема очень актуальна в наше время, т. к. в современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей стоит очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологического развития детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)
Опубликовано: 23 марта 2017 в 06:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологического развития детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Поморцева (УИ 902342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД