Ольга Кулакова
Формирование экологической культуры и заботливого отношения к родному краю у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Жизненный путь человека с первого шага не мыслим вне мира живого, поэтому каждому необходимо знать родную природу.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент дальнейшего осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Публикация «Формирование экологической культуры и заботливого отношения к родному краю у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. В связи с этим перед нами ставятся следующие задачи:
воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;
формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Следовательно, знакомя детей с природой, мы должны не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Выдающийся советский педагог-исследователь В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий». Наши дети, живущие в сельской местности, имеют большие возможности, наблюдать «чудесное приволье». Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества. «Потребность в красивом, - говорил В. А. Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому… Зло и подлинная красота не совместимы…»
Задача формирования экологической культуры и заботливого отношения к родному краю тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей созидательной деятельности.
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки. Любовь к природе и формирование экологической культуры определяется прежде всего, действенным, бережным отношением к ней и к родному краю. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т. д.
Знакомя дошкольников с природой, мы учитываем возрастные особенности детей и организовываем их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями. Для успешной работы по формированию у детей экологической культуры и заботливого отношения к родному краю нам помогают специально организованные занятия, наблюдения, прогулки, игры с экологическим содержанием, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видеофильмов, уход за животными, растениями, экспериментально-опытническая деятельность в природном уголке группы.
Прежде всего, мы создаем условия для проявления самостоятельной деятельности по уходу за растениями уголка природы и участка детского сада. Предоставляем возможность самостоятельно поливать растения, удалять пыль с листьев, засохшие части растения, отцветшие бутоны и т. д., осуществляем дежурство. Предоставляем возможность детям включаться в посильные трудовые поручения и коллективно трудиться на участке детского. Также в нашем саду есть небольшая теплица, в которой дети сами выращивают овощи. Привлекаем детей к посильной природоохранной деятельности. Совместно с детьми и родителями изготавливаем кормушки, постоянно подкармливаем птиц, после чего наши дети испытывают радость при участии и помощи живому. Предупреждаем вытаптывание кустарников, вымерзание корней, ломание веток, сохранение первоцветов, необычных растений, поддерживаем чистоту на участке. Так же способствуем накоплению опыта эмоционально положительного отношения к природе родного края и в целом.
Большая роль по формированию экологической культуры и заботливого отношения к родному краю детей отводится прогулкам. Наблюдения на прогулках должны быть яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Для этого мы используем много стихотворений, закличек, активизируем детей, обращаясь к каждому из них, выражаем собственную заинтересованность происходящим. Используем разные объекты для непосредственного наблюдения.
Всегда обращаем внимание детей на то, какое солнышко во время прогулки. Весной оно ласково светит, пригревает. Дети могут убедиться в этом сами, приложив ладошки к разным поверхностям: деревянной песочнице, стволу дерева, металлическим стойкам, своей одежде. А летом солнце бывает жарким.
На прогулках, во время экскурсий, путешествий по экологической тропе, слушания музыки, рассматривания пейзажной живописи создает условия для восприятия прекрасного в природе, переживания эстетических чувств, высказывание эстетических суждений. С этой целью мы используем имитационные игры: «Пробуждение цветка», «Подснежник проснулся от зимы», «Милый олененок», «Медвежонок играет», «Озорные котята»; игры-этюды: «Сон фиалки», «Мечты листочка», «Что вспоминает ель»; беседы на тему «Бывает – не бывает», «В природе всё красиво?», «Бывает ли мусор полезным?»
Во время наблюдения за небом, входя в парк, отдыхая на большом лугу, загорая и купаясь, мы обращаем внимание детей на ощущение единства с природой, чтобы дети почувствовали себя маленькой частью большого природного мира, огромного и доброго по отношению к человеку.
В процессе труда в природе, на прогулках, в наблюдениях способствуем тому, чтобы стремление к гуманным поступкам по отношению к природным объектам уголка природы, домашним питомцам у детей становились более устойчивыми.
Во время наблюдений в природе, при чтении художественной и познавательной литературы обсуждаем с дошкольниками интересные особенности внешнего вида, повадки непривлекательных животных (лягушки, пауки, слизни, мухи и т. д., особенности строения непривлекательных растений (крапива, чертополох, лопух). Подводим детей к выводу о том, что внешняя непривлекательность животного или растения – это его жизненная необходимость, способ защиты от врагов, тем самым способствуем появлению терпимости к ним.
Собственным поведением демонстрируем пример сдержанного отношения к животным и растениям (оставить в покое, обойти, перешагнуть, не трогать). Наиболее интересным представляется экологическое воспитание через изобразительную деятельность. В процессе изобразительной деятельности ребенок получает реалистические знания об окружающем мире, который расширяет кругозор и развивает интеллект. В процессе рисования с детьми проводится беседа о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т. п., о жизни людей в городе, деревне, праздниках, прогулках, о жизни животных и т. д.
С целью формирования основ экологической культуры и заботливого отношения к родному краю большая работа проводится с родителями. В нашем саду уже сложилась традиция проведения различных мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников. Ежегодно организуется выставка поделок из природного материала. Родители вместе с детьми создают великолепные работы, используя природные ресурсы родного края : бересту, дерево, сухоцветы, плоды, ягоды, семена и т. д. Также родители оказывают большую помощь в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой. В воскресный день по нашим рекомендациям, родители едут с детьми в лес, на водоем, собирают природный материал для поделок, определяют лекарственные травы или редкие растения.
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, педагогов. Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирование экологической культуры и заботливого отношения к родному краю.
Литература:
1) Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. Под ред. Козловой С. А. – 3-е издание, перераб. и доп. -М. : Просвещение, 1990.
2) XII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (21-25 апреля 2008 г.) : В 6 т. Т. 3. Педагогика и психология. Ч. З. -Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009.