МААМ-картинки

Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса

Светлана Таныгина
Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса.

Таныгина С. В. воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Светлячок» г. Байкальск

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного. Период дошкольного детства является благоприятным для приобщения детей к истокам экологической культуры. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных технологий, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации образовательного процесса по данной теме.

Публикация «Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса» размещена в разделах

Экологическая культура выступает сегодня регулятором отношений общества и природы, определяет характер и закономерности социо-природных взаимодействий, уровень экологического, физического и социального благополучия людей. Образовательные учреждения должны стать эталоном экологической культуры общества. Особое место здесь отводиться учреждениям начальной ступени образования -дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ, где необходимо уделять внимание развитию экологической культуры всех субъектов образовательного процесса – педагогов, детей и их родителей.

Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной край – Прибайкалье. В настоящее время, когда оказались, утрачены многие моральные, нравственные и духовные ценности, очень важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его.

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования нацеливают педагогов на то, что вариативная часть основной образовательной программы дошкольной организации должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на региональный компонент как на важнейшую составляющую образовательного процесса, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно – исторический и другие компоненты.

Задача современной дошкольной организации — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи являются основой методического обеспечения нравственно-патриотической направленности. Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента дает детям дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения. Развивает у дошкольников интерес к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям.

Вместе с тем, для эффективного функционирования системы по внедрению регионального компонента сделано очень мало. В настоящее время вышло достаточно много пособий по изучению родного края для школьников, а вот для дошкольников их практически нет. Поэтому педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения, имея большой практический опыт и наработанный материал, пришел к выводу о необходимости создания пособия, отражающего специфику и уникальность именно нашего региона.

При создании методического пособия в 2015 году, авторским коллективом были учтены местные историко-культурные и климатические особенности, конкретные традиции, национальные, географические, и регионально-культурные особенности социальной среды.

Пособие рассчитано на ознакомление детей дошкольного возраста со всеми особенностями родного края (территорией, климатом, природой, организацией общественной жизни, особенностями языка и быта) поэтапно и в системе, опираясь на возрастные особенности детей.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам дошкольной организации адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Период дошкольного детства является благоприятным для приобщения детей к истокам экологической культуры. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных технологий, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации образовательного процесса по данной теме.

Введение в образовательный процесс краеведческого материала оказывает положительный эффект на развитие музейной педагогики, способствует привлечению детей к участию в праздниках города, народных праздниках. Экологическое воспитание предусматривают ознакомление дошкольников с родным краем через естественное вхождение в целостный образовательный процесс, который выстраивается на основе определения доминирующих целей основной образовательной программы дошкольной организации, решаемых на фоне краеведческого материала. Установление связи поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Реализация регионального компонента предъявляет особые требования и к организации пространственной предметно-развивающей среде в групповых комнатах. Поэтому расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют некоторые отличительные признаки.

В группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания (фотоальбомы семьи, фотографии детского сада и ближайших к нему объектов).

У старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания (образцы символики края, альбомы: родословные семей воспитанников, профессии местности, родные фотопейзажи и выставки детских работ, гербарии растений района, дидактический материал).

Предлагаемый детям материал меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков (макеты, подборки фотографий, пейзажей, выставки и т. д.) Создана фонотека с записями звуков природы: шелеста листьев, плеска воды, пения местных птиц, крика диких животных края.

Региональный компонент по своей природе многогранен, он объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

Непосредственно образовательная деятельность экологического содержания реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей и решения конкретных образовательных задач в соответствии с перспективным планом. Этому способствует совместная деятельность, интегрируемая в разных сочетаниях образовательных областей, включая фольклорные праздники и развлечения. Региональный компонент в нашей дошкольной организации реализуется по следующим направлениям:

1. Природно-климатические особенности родного края.

«Природа Прибайкалья»

В этом разделе мы знакомим детей с экологическими особенностями родного края, где рассматривается животный и растительный мир, климатические особенности Прибайкалья. Формируем желание больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, акции, целевые прогулки, турслеты, труд в природе, наблюдения, эксперименты и опыты, связанные с объектами природы. Воспитываем умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.

2. Национально-культурные и исторические особенности края.

«Слюдянский район - капелька России»

Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном крае Знакомство с историей возникновения г. Байкальска, с особенностями быта и семейного уклада предков. В комнате Байкаловедения и этнографическом мини-музее ДОУ дошкольники знакомятся с народными традициями народов Прибайкалья, с предметами быта их назначением, названием, рассматривают русскую и бурятскую национальную одежду, обувь. Взаимодействие ДОУ с байкальским историко-художественным музеем дает возможность знакомить детей с историческим и культурным наследием города и района. У детей формируются представления о том, что в родном крае, проживают люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами, закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своему региону, народу, его культуре

3. Литературное и художественное наследие

«Байкал в творчестве художников и поэтов»

Красоты озера Байкал, его уникальная природа вдохновляют на творчество талантливых художников, поэтов, музыкантов, воспевающих наш край в своих произведениях. Произведения, доступные для понимания дошкольников, позволяющие развивать в детях эстетическое восприятие родной природы, используются педагогами в образовательном процессе.

Наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития является "Музыкальная гостиная" как синтез различных видов искусств и интеграции художественной деятельности. В нашем дошкольном учреждении музыкальные гостиные проводятся ежеквартально, по временам года. Профессиональная культура педагогов и музыкального руководителя показывают удивительные результаты работы с детьми в проводимых музыкальных гостиных раз в квартал. На которых передаётся любовь к музыке, желание поделиться с детьми своими впечатлениями, увлечь их общением с прекрасным. В результате у ребёнка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребёнок постигает культуру родного края.

Принцип отбора знаний о природе, который позволяет маленькому ребенку понимать ценность окружающего его мира, знать обитателей местной флоры и фауны. Знакомиться с объектами живой и неживой природы родного края, с учетом его историко-географических и этнографических особенностей необходимо при эффективном взаимодействии с семьей воспитанников.

Необходимо выстроить систему партнерских отношений с родителями для внедрения регионального компонента, т. к. многие взрослые нуждаются и дополнительной информации по данному вопросу. Поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения свою работу строят по трем направлениям: наглядно – агитационное, просветительское и практическое взаимодействие. Для родителей были подготовлены тематические выставки детской литературы на тему «Произведения для детей сибирских авторов», Фото выставка «Родная природа широко открытыми глазами», творческие работы семей на тему «Удивительное рядом». Совместные работы по изготовлению поделок из природного и бросового материала «Очумелые ручки», стали традиционными, т. к. родители настолько прониклись и увлеклись ими, что выставки длятся целый месяц, а работы пополнялись свежими идеями.

Одной из интересной формой является создание книжек – малышек, рефератов, сочинение историй и сказок про обитателей сибирских лесов. Дети совместно с родителями изготавливают понравившийся образец, после чего воспитанник защищает свою работу перед сверстниками. Традиционны у нас экскурсии и целевые прогулки в разные времена года на Байкал, речку Солзан. Так же совместно с родителями посещали социально значимые объекты города: городскую библиотеку, музей, школу искусств, Дом детского творчества, пожарную часть и т. д.

Проводились акции «Покормите птиц зимой», «Посади дерево», «Зеленый патруль», родителям совместно с детьми необходимо было нарисовать плакаты в защиту природы родного края, изготовить кормушки, принести корм для птиц, очистить берег от мусора.

Наши воспитанники совместно со своими родителями рисовали рисунки для всероссийского конкурса Арт-талант на тему природа родного края, где стали лауреатами. Ежегодно дети участвуют в районных и городских конкурсах, олимпиадах: Чип, «Апрельская капель», «Смуглянка», «Я=Я», «Принцесса Байкала».

Экологическая культура личности – это особое свойство личности как субъекта культуры, проявляющееся в его духовной жизни и поступках как способ самореализации, основанное на осознании себя частью социо- природной среды во взаимозависимых связях с нею и на внутренней потребности в сохранении окружающей среды, исходя из принятия абсолютной ценности жизни и нравственной ответственности перед собой, обществом и природой, перед настоящим и будущим.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры средствами познавательно-исследовательской деятельности Актуальность работы: Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно.

Формирование экологической культуры детей средствами дополнительного образования 1. Экологическое воспитание по программе С. Николаевой. Чтобы знать, как относятся дети к окружающему миру и оценить степень экологической.

Формирование первоначальных навыков экологической культуры дошкольников .

Формирование экологического пространства и экологической культуры у всех участников образовательного процесса УДК 373.21 И. Р. Гудова (магистрант 2 курса, направление 44.04.01 Педагогическое образование, «Управление инновационным развитием дошкольной.

Презентация «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы» Воспитатель МБДОУ д/с №33 «Золотой ключик»:Бобова В. В. Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической.

Формирование экологической культуры дошкольников Современное человечество стоит перед необходимостью переосмысления и осознания своей ответственности за сохранение окружающей природной.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 10 комбинированного вида Сообщение на педсовете: Формирование экологической.

Формирование экологической культуры в средней группе. Летом дети большую часть времени проводят на участке, что позволяет воспитателю организовывать различные мероприятия, которые помогут детям.

Консультация «Формирование образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кантемировский детский сад №1 Кантемировского муниципального района Воронежской области.

Формирование экологической культуры в дошкольном возрастеФормирование экологической культуры в дошкольном возрасте [b]Борисова Елена Александровна воспитатель МБДОУ детский сад № 1 ЗАТО Озерый Тема «Экологическое воспитание дошкольников»[/b] Экология.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 16:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Таныгина (УИ 43589) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД