Получи документы

Формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Ольга Ерошова
Формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Экологические игры

- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Основные виды игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Публикация «Формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

1. Игры с природным материалом

(семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

2. Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др.

Подбор картинок по общему признаку.

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды», дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.

Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Если в младших группах картинки дети разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и слух, воображение и творчество. Часто ребенок для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Если в игре «Кто как кричит» дети по издаваемым звукам должны определить животное, то в игре "Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.)

3. Словесные игры.

Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

«Когда это бывает?»- взрослый называет явление, ребенок – время года.

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит. д.).

«Что бывает Желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»- взрослый называет растение или животное, ребенок - общую группу, к которой они относятся.

«Назови, одним словом»

-кошка, собака, корова…домашние животные, звери.

«Что третье?» - взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:

-Ворона, воробей…сорока

«Так бывает или нет?» правилами игры требуется заметить в тексте, что правда, а что нет.

«Игры-путешествия»: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. Детям старшей группы очень нравится в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды, как в игре «Путешествие по зимней стране» освободить Весну из страны Снежной королевы. Действовать по схеме - карте, на которой расположены пункты остановок с интересными заданиями, которые задала Снежная королева.

«Игры поручения»: По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа, которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу, нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь.

«Игры-предложения»: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Детям старшей группы была задана такая ситуация: «что было бы, если бы исчезла вода?». Дети давали объёмные ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде, и о последствиях при исчезновении воды.

«Игры-загадки»: В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Отгадывать загадки любят дети разного возраста, малышам больше нравятся загадки про животных.

«Игры-беседы»: В основе их лежит общение, основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Структура проведения дидактической игры:

1. Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.

2. Игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

3. Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

4. Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

5. Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Используемая литература

1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду. М. Мозаика-Синтез, 1999.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду : работа с детьми ср. и ст. групп детского сада. М. Просвещение, 2004.

3. Рыжова Н. Наш дом – природа. Программа экологического воспитания дошкольников. Ж. Д. В. №7 1998.

4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Т. Ц. Учитель, Воронеж, 2006.

5. Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание. Ж. Д. В. № 12 1994.

6. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М. Просвещение,1981.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологии «Ромашка»Дидактическая игра по экологии «Ромашка» Экологические игры - это форма экологического образования, основанная на развёртывании особой (игровой)деятельности участников, стимулирующая.

Метод проектов в экологическом образовании дошкольников В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 21 декабря 2014 в 17:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД