Получи документы

Формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Ольга Ерошова
Формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Экологические игры

- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Основные виды игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Публикация «Формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах

1. Игры с природным материалом

(семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

2. Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др.

Подбор картинок по общему признаку.

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды», дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.

Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Если в младших группах картинки дети разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и слух, воображение и творчество. Часто ребенок для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Если в игре «Кто как кричит» дети по издаваемым звукам должны определить животное, то в игре "Отгадай кто это?" ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.)

3. Словесные игры.

Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

«Когда это бывает?»- взрослый называет явление, ребенок – время года.

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит. д.).

«Что бывает Желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»- взрослый называет растение или животное, ребенок - общую группу, к которой они относятся.

«Назови, одним словом»

-кошка, собака, корова…домашние животные, звери.

«Что третье?» - взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:

-Ворона, воробей…сорока

«Так бывает или нет?» правилами игры требуется заметить в тексте, что правда, а что нет.

«Игры-путешествия»: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. Детям старшей группы очень нравится в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды, как в игре «Путешествие по зимней стране» освободить Весну из страны Снежной королевы. Действовать по схеме - карте, на которой расположены пункты остановок с интересными заданиями, которые задала Снежная королева.

«Игры поручения»: По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа, которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу, нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь.

«Игры-предложения»: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Детям старшей группы была задана такая ситуация: «что было бы, если бы исчезла вода?». Дети давали объёмные ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде, и о последствиях при исчезновении воды.

«Игры-загадки»: В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Отгадывать загадки любят дети разного возраста, малышам больше нравятся загадки про животных.

«Игры-беседы»: В основе их лежит общение, основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Структура проведения дидактической игры:

1. Дидактическая задача определяется целью обучающегося и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающуюся деятельность.

2. Игровая задача: осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована в предмет перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

3. Игровые действия – основа игры. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

4. Правила игры. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

5. Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры: подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды победительницы и так далее. Необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Используемая литература

1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду. М. Мозаика-Синтез, 1999.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду : работа с детьми ср. и ст. групп детского сада. М. Просвещение, 2004.

3. Рыжова Н. Наш дом – природа. Программа экологического воспитания дошкольников. Ж. Д. В. №7 1998.

4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Т. Ц. Учитель, Воронеж, 2006.

5. Николаева С. Н. Игра и экологическое воспитание. Ж. Д. В. № 12 1994.

6. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М. Просвещение,1981.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по экологии «Ромашка»Дидактическая игра по экологии «Ромашка» Экологические игры - это форма экологического образования, основанная на развёртывании особой (игровой)деятельности участников, стимулирующая.

Метод проектов в экологическом образовании дошкольников В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Опубликовано: 21 декабря 2014 в 17:10
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ерошова (УИ 119836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД