Папки-передвижки

Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру

Эльмира Исатова
Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру» размещена в разделах

Как известно основными задачами в развитии ФЭМП в младшей группе является умение детей определять :

-Количество

Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов : много – один (один – много, много – мало (мало – много).

-Величину

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом —маленький домик, большая матрешка– маленькая матрешка, большие мячи – маленькие мячи и т. д.).

-Форму

Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

- Умение Ориентироваться в пространстве

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить находить спальную, игровую, туалетную и другие комнаты.

- Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

2. Ход работы

За время работы и обучения детей Фэмп я пришла к выводу, что в развитии мышления дошкольников большую роль играют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. Образовательная область «Познание», и в частности, формирование элементарных математических представлений обладает уникальным развивающим эффектом. А обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Чтобы повысить показатели по формированию элементарных

математических представлений детей, я поставила перед собой цель,

разработала задачи. Изучив необходимую литературу, я узнала о своеобразии дидактических игр, их структуре, классификации. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деятельности детей: игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, результат или оценка.

Основная цель - решение конкретных обучающих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей.

Игровая задача заложена в самом названии игры («Узнаем, что в волшебном мешочке?», «Что бывает такого цвета?»). Интерес к игре, стремление выполнить дидактическую задачу активизируются игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Дидактические игры которыми пользуюсь я в своей работе я, делятся по характеру используемого материала на игры с предметами, настольно - печатные и словесные. Играя с детьми в игры по формированию восприятия формы, я применяла такие виды работы, как совместная игра-забава, выполнение задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого; использовала такие приёмы, как показ действий с предметами, обучение целесообразным действиям с данными предметами, прямой показ, показ с объяснением, словесное указание.

Зная о том, что мышление ребёнка носит наглядно-действенный характер, различение параметров величины предметов и фигур в играх я осуществляю с помощью практических действий: приложения, наложения, ощупывания, группировки на два признака: величину - форму.

Для игр подбираю знакомые игрушки, чтобы детям они были знакомы. Игры хороши тем, что предполагают принцип добровольности и самостоятельного выбора. В группе есть такие игры:

-Найди такой же

-На что похоже

-Бабочка

-Большой маленький

-Геометрический поезд

-Гномики и домики

- Скажи сколько

-Разноцветная посуда

-Противоположности

Играя с детьми в дидактические игры, отметила их положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей. Например, использую дидактические игры «Подбери по цвету», «Воздушные шары», «Спрячь мышку» для закрепления представлений о шести цветах, учила выделять цвета, отвлекаясь от других признаков. В играх «Подбери по форме», «Чудесный мешочек» учила детей выделять форму в конкретных предметах и на ощупь.

Любая деятельность детей 3-го года жизни создает благоприятные условия для формирования представлений о множестве, равенстве, неравенстве групп предметов. Играя в игру «Найди свой домик», закрепляю с детьми умение различать цвет, форму. Формировала представления о символическом изображении предметов. Эта игра очень нравится детям. Помимо закрепления цвета и формы, у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.

Дидактическая игра «Разрезные картинки» позволяет мне формировать у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорю детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.

В дидактической игре «Украсим елочку» дети учатся подбирать предметы, обозначающие цвет, по слову. Я рассказывала детям о том, что скоро праздник Новый год. Все будут наряжать елки. Елка будет и у нас в группе, но не настоящая, а игрушечная. Мы ее сами нарядим, но есть одно условие: шар будете вешать того цвета, который я назову. Дети наряжают елку сначала разноцветными шарами, а затем и разноцветными игрушками. В данной игре развиваются не только познавательные, но и речевые способности детей: дети называют игрушку, которую берут и ее цвет. Или же после того, как елка украшена, дети перечисляют, какого цвета игрушки на елке. Дети самостоятельно выполняют задание, но в случае затруднения, обращаю внимание на шар такого же цвета: Найди игрушку такого же цвета, как этот шар».

Так же при проведении дидактических игр по формированию восприятия величины я использую дидактические игрушки : пирамидки, матрёшки, грибочки, вкладыши.

Работая с детьми младшего возраста я сама всегда включаюсь в игру. Вначале привлекаю детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Я вместе с детьми разбираю и собираю их, тем самым вызываю у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.

Я учу детей действовать с предметами (собирать однородные предметы вместе, отбирать их по цвету, величине, форме, нанизывать, накладывать один предмет на другой. Сначала мы учимся собирать из 3-5 колец одноцветные, а затем разноцветные пирамидки, нанизывать на штативы шарики, раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания/возрастания, разбирать и собирать игрушки-вкладыши (народные дидактические игрушки : матрешки, яйца, бочонки и др., выкладывать из строительного материала одноцветные и разноцветные, короткие и длинные дорожки, и т. д. На первых играх учу детей выделять какой-то один сенсорный эталон. Успешности обучающих воздействий способствуют резкие контрасты формы (шар - куб, цвета (красный - желтый, величины (большой - маленький).

Играя в строительные игры с детьми c напольным, настольным конструктором, Лего, я развиваю умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие. Также закрепляю умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, различать и называть цвет: желтый, синий, красный. Формирую умение различать и называть форму, заменяя название формы названиями соответствующих предметов : круг, квадрат, прямоугольник, развиваю умение различать и называть величину контрастную: большую и маленькую (больше, меньше, очень большой, очень маленький, самый маленький). В результате экспериментирования дети узнают, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Тут же закрепляли представления о круге и шаре : шар катится, а круг нет, о кубе и квадрате: из кубов можно строить, а из квадратов нет. Строя, считали этажи: один, много. Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству. Мы с детьми группируем посуду по цвету, величине, сравнивали, чашки и блюдца. Сравнивали кукол по величине, подбирали соответствующую одежду. Всегда обращаю внимание внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Варят дети суп, спрашиваю, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. В течении дня использую игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки.

Читая книги, мы различали их по величине: большие и маленькие, толстые и тонкие. Рассказывая сказки, сравнивали героев по росту. Называли героев сказки «Репка» начиная с деда и, наоборот, с мышки. Ориентировались в последовательности выполняемых действий в сказке, пользуясь словами «сначала - потом». Обращаю внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост.)

Играя на прогулке, мы сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки. Я знакомлю детей с разными понятиями, например «далеко-близко». «Артём уехал далеко на велосипеде, а Оля близко». Так же считали ведерки и совочки: ведерок столько - же сколько и совочков, полное - пустое. Гуляя вокруг сада находили длинные и короткие дорожки, широкую и узкую тропинку, высокие деревья и низкие кусты. Упражняю детей в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки по цвету, но разного размера; мячи: один красный мяч, другой синий; большой кубик — маленький кубики т. п.).

Работа с родителями. Для улучшения игровой деятельности детей, я веду работу с родителями, беседую с ними. В результате выяснилось, что игрушек у детей в семье достаточно, но покупаются они без учета их возраста и интересов, в основном это дорогие мягкие игрушки, куклы, машины. Родители мало играют с детьми, никак не руководят детскими играми. Проанализировав эти недостатки, я помогаю родителям советом как создать условия для игр детей, какие игры, игрушки нужны детям для формирования ФЭМП. Для пропаганды педагогических знаний я использую письменные консультации.

-Математика для малышей

-Первые шаги в математике

-Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста».

-Математика – это интересно

Результативность. Используя такой подход к работе в формировании ФЭМП в течении года я замечаю, что мои воспитанники проявляют высокую познавательную активность, задают много разнообразных вопросов об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети стали пользоваться разнообразными обследовательскими действиями: группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; составлять целое из 2-3частей;

Сейчас я планирую еще пополнить свою группу новым дидактическим материалом, но уже можно сказать, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Дидактические игры дают действительно большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. В мае я проведу диагностику по данной теме. Надеюсь, что результаты значительно улучшатся по сравнению с началом года. И тогда поставленные задачи будут выполнены, цель достигнута.

Заключение. Считаю важным вдохновить ребенка, укрепить и развить познавательные интересы дошкольников, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Стараюсь воспитательно-образовательный процесс сделать богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными.

Обучая маленьких детей через игру, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к познанию.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений младших дошкольников через исследовательскую деятельность Важным фактором успешного формирования элементарных математических представлений является их актуализация. В дошкольном возрасте ребёнок.

Доклад «Формирование элементарных математических представлений через сказку» «Формирование элементарных математических представлений через сказку»[/b] Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игры Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игры. Разработала: Воспитатель.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Консультация для родителей «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через игру» Консультация для родителей: «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников через игру». Форма обучения элементарным.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры» Занятия по формированию у детей математических представлений о должны носить живой, интересный характер и ни в коем случае не превращаться.

Опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру» Игра- это открытое светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра-это.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое.

Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Важнейшим источником развития.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру Основное условие правильного воспитания ребенка дошкольного  возраста – обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру
Опубликовано: 23 октября 2018 в 20:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД