Татьяна Ивина
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ивина Т. Н.
МБДОУ №86
2 Слайд
Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается
и обучается, а развивается, воспитываясь и обучаясь,
т. е. само созревание и развитие ребенка в ходе обучения
и воспитания не только проявляется, но и совершается.
С. Л. Рубинштейн
Общество начинает все больше и больше понимать,
что его основы закладываются в детстве и психическое
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
здоровье – одно из наиболее ценных приобретений.
Конвенция о правах ребенка и реальности детства.
3 Слайд
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
4 Слайд
Для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т. д.
5 Слайд
В соответствии с ФГОС, в рамках деятельностного подхода стараемся, чтобы дети чаще получали знания не в готовом виде, а проявляя воображение, мышление, память, добывали их в совместной деятельности со взрослым, а потом и самостоятельно, активно участвовали в обсуждении.
6 Слайд
Основная цель: помочь усвоить ряд представлений, понятий, отношений, закономерностей (количество, величина, форма, ориентировка в пространстве и во времени). Занятия по ФЭМП проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия 10-12 минут.
7 Слайд
Задачи:
1. Формировать элементарные математические представления у детей.
2. Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях с детьми младшей группы.
3. Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.
4. Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.
8 Слайд
В своей работе я хочу рассказать о формировании элементарных математических представлений у дошкольников, рассказать, с чего начинать, выделить аспекты обучения, являющиеся наиболее важными для умственного развития дошкольников.
9 Слайд
Предмет математики содержит разделы:
• Количество и счет;
• Величина и форма;
• Ориентировка во времени;
• Ориентировка в пространстве.
10 – 11 Слайды
Предметно-развивающая среда по математике в группе.
12 Слайд
Формирование у детей понятий:
- форма;
- цвет;
- величина;
- количество;
- размер.
13 Слайд
• Так же различаем понятия: «один», «много»;
14 Слайд
• Обозначаем результат сравнения словами «длинный - короткий»
15 Слайд
Обозначаем результат сравнения словами «широкий - узкий»
16 - 17 Слайды
• Обозначаем результат сравнения словами: «Большой - маленький»
18 - 19 Слайды
• Сравниваем предметы по высоте и величине;
20 Слайд
• Формирую умение детей называть геометрические фигуры;
21 Слайд
• Д/и: «Угадай на какую фигуру похож овощ или фрукт»;
22 Слайд
• Д/и: «Угадай на какую форму похожи игрушки?»;
23 – 24 Слайды
Д/и: «Подбери по цвету»;
25 Слайд
• Д/и: «Подбери по контуру и форме», А так же многие другие Д/игры.
26 Слайд
Ожидаемые результаты:
Результаты работы ориентированы не только на формирование отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Именно поэтому начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый до числовой период обучения, когда младший дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота, сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.
В процессе непосредственно образовательной деятельности, организованной в игровой форме я формирую умение детей рассматривать различные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину); группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя понятиями «много – один», «один – много», «много – мало», «мало – много».
Список литературы
1. Сербина Е. В. Математика для малышей: (Мл. разновазрост. Группа): Кн. Для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 2002.-80 с. : ил. -ISBN 5-09-004373-6.
2. Сай М. К., Удальцова Е. Н. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду. - Мн. : Нар. асвета, 1999. - 95с.
3. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. /Перевод с польского О. А. Павлович. - М. : Просвещение, 1991. 159с., ил.
4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М. : ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
5. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для
студентов средних педагогических заведений. - М., 1998 - 160 с.
6. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984 256 с