Папки-передвижки

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игрового занимательного материала

Аня Еремеева
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игрового занимательного материала

Современному обществу нужны грамотные, образованные специалисты, способные ориентироваться в современном мире, владеющие информационными технологиями. В век развития электроники от них зависят будущие открытия в медицине, физике, судьба нашей страны возможно и планеты. Развитие математических способностей, на мой взгляд, сможет обеспечить таких специалистов.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игрового занимательного материала» размещена в разделах

Проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня проблем дошкольной педагогики. Крайняя разнородность взглядов на само понятие «математические способности» обуславливает отсутствие обоснованных методик, что в свою очередь порождает сложности в работе педагогов. Возможно именно поэтому не только среди родителей, но и среди большинства воспитателей распространено мнение, что «математические способности либо даны, либо не даны, и тут уж ничего не поделаешь». Безусловно, способности к тому или иному виду деятельности обусловлены индивидуальными различиями психики человека, в основе которых лежат генетические комбинации. Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умений применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности. Еще в древности владение математическими знаниями считалось важнейшим достоинством человека. Слово математика в переводе с греческого обозначает «знание», «наука». С развитием науки и техники, всеобщей компьютеризации определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

«Математика остается для учеников трудной работой» - так утверждал два столетия назад русский писатель-критик Д. Писарев. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только приводит в порядок ум, но и формирует личностные качества, жизненно важные для каждого человека - внимание, память, мышление, речь, аккуратность, трудолюбие, арифметические навыки и творческие способности.

В обучении детей развитию элементарных математических представлений я ставлю перед собой цель - сформировать у воспитанников интерес к математике, понимание ее значимости для последующего обучения в школе, дать ребенку почувствовать, что он справится, что он может усвоить не только частные понятия математики, но и общие закономерности. Создать ситуацию успеха, а главное - познать радость от преодоления трудностей.

Исследования последних лет показали, что для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов в том числе и дошкольное детство стал ступенькой для следующего. Дошкольное детство - это важнейший этап в становлении человека, синзетивный период для развития многих психологических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие отдельных участков коры головного мозга, установление связи между ними. Это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи. Результаты исследований психологов показывают, что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько верным будет обучение ребенка в семье и детского сада. Традиционные программы по ФЭМП советского периода (Леупшна, Метлина, Тарунтаева) и комплексные программы сегодняшнего дня «Радуга», «Детство», «Развитие» определяют содержание математического образования дошкольников вокруг понятия «натуральное число и действия с ним». При этом ни один из авторов этих программ не утверждает и не гарантирует в качестве результата - появление у ребенка математических способностей. Под понятием «математические способности» исследователи А. Н. Колмогоров, В. В. Давыдов, В. Дубровина, Л. В. Виноградова и другие отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса как гибкость мышления, неординарность, умение варьировать способами решения познавательной проблемы, легкость решения от одного пути к другому.

Вот поэтому для реализации задач математического образования детей мне хотелось отойти от традиционных программ. Так я подошла к решению об использовании технологии Е. М. Фадеевой, которая большую часть состоит из заданий занимательного игрового характера. Именно использование этой технологии позволило достичь определенных целей в развитии математических способностей детей. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным», - говорил известный математик Б. Паскаль.

На первых занятиях я заметила, что дети очень активны в восприятии этого материала. Занимательный материал не только вызывает интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждал детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Для успешного обучения математике и формирования математических способностей, я использовала предметы, окружающие ребенка и модели изучаемого материала. Это необходимо, чтобы ребенок понял, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. И этому условию отвечает материал по ФЭМП Е. М. Фадеевой. Используя технологию обучения Фадеевой Е. М в старшей группе, я проводила диагностику ежеквартально. Сделала вывод, что на данном этапе (ст. гр.) результаты диагностики не высоки.

Необходимы были дополнительные средства обучения для того, чтобы дети с легкостью усваивали материал. Несмотря на серьезность раздела, мне хотелось создать на занятиях атмосферу доброжелательности, атмосферу уважения, в которой ребенок не боится сделать ошибку, может высказать свои соображения, отстаивать свое мнение, доказывать что-либо.

Для реализации задач обучения, я использую педагогику сотрудничества, игровых проблемно поисковых ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимного обучения, использования различного вида праздников и досугов.

Ориентируясь на положение видного отечественного психолога Л. С. Выготского о том, что «личность дошкольника - это сплав интеллекта и аффекта», я придаю большое значение состоянию эмоционального комфорта в процессе обучения. Положительное подкрепление эвристических находок, эмоциональное невербальное общение с детьми (взглядом, жестом, мимикой) - это фон на котором строится мое общение. На занятиях дети не только познают математические понятия, но и овладевают первичными навыками учебной деятельности, умением выделять учебную задачу, оценивать полученные результаты, исправлять ошибки. Занимательный материал я рассматриваю как одно из средств, которое обеспечивает рациональную взаимосвязь своей работы в непосредственно образовательной деятельности и вне ее. Роль при этом занимательного материала может быть разнообразна:

- активизировать умственную деятельность,

- заинтересовать,

- увлечь или развлечь детей,

- расширить, углубить математические представления,

- закрепить полученные знания и умения.

Я использовала занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и игровых упражнений.

«Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» - эти слова принадлежат французскому писателю А. Франсу и с ним трудно ж согласиться. Знания, данные детям в игровой форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими сухими упражнениями. Как загораются глаза ребенка, когда ему говорят «Сейчас мы поиграем!» или «Теперь я расскажу вам интересную историю». В процессе обучения, я использую множество математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи. Они видоизменяются по мере усложнения программного содержания. А использование наглядного материала делает игру привлекательной для детей.

Из всего занимательного материала наиболее приемлемым моим помощником стали дидактические игры. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений у детей. Место дидактических игр в структуре занятий по ФЭМП я определяю в зависимости от цели игры, а так же содержания занятия. Дидактические игры дают положительный результат в индивидуальной работе с детьми. Мною были изготовлены дидактические игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Волшебный круг», «Поиск девятого», «Геовизор», «Найди пару», «Цифра по порядку».

Также в своей работе я активно использую игры математического содержания отечественных производителей. Мои новинки - игры В. В. Воскобовича - «Геоконт», «Волшебные льдинки», «Конструктор цифр». Также в процессе обучения я применяю словесные ИГРЫ: «Да и нет, не называйте, круги квадрат не повторяйте», которые также усиливают умственную работу детей на занятиях и вне их.

На занятиях по ФЭМП я широко использую дидактические упражнения от дидактических игр они отличаются необычностью постановки задачи (найди все предметы треугольной формы, догадайся, где спрятался клоун, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо героя (Почемучки, Любознайкина и др.). Назначение дидактических упражнений - упражнять детей с целью закрепления знаний, умений, навыков.

А вот разгадка загадок развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. У детей вызывает радость, восторг сам процесс и результат этого своеобразного состязания с самим собой, со своей мыслью. ^Активная жизнь детской мысли - это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, твердых и глубоких знаний» -говорил замечательный педагог, тонкий знаток детской психологии В. А. Сухомлинский. Загадки развивают умение выделять существенные признаки предмета или явления. Наряду с дидактическими играми, упражнениями, задачами-шутками, загадками я дополнила материал поговорками, пословицами, крылатыми словами, физминутками, стихами, где используется упоминание о числах, цифрах, геометрических фигурах и других математических терминах.

Я всегда хотела, чтобы математические занятия были радостными; царством смекалки, фантазии игры творчества Моим непосредственным помощником в этом является развивающая среда. Скрытое обучение обеспечивается накоплением чувственного и информационного опыта, может быть организовано через обогащенную предметно развивающую среду ( бытовую: трудовую, конструктивную, учебную нематематическую) В группе находится Уголок математики, где детям предлагаются разнообразные математические материалы : ребусы, головоломки, игры, конструктор и др. на занятиях и в свободной деятельности я широко использую диафильмы с математическими заданиями, палочки Кюизенера, счетный материал, жнейки, геометрические макеты, тетради. Важное место отводится организации поисковой деятельности детей. В группе оборудован Уголок детского экспериментирования. В таком уголке посредством многократных математических действий ребенок может подтвердить свои предположения. Утвердится в понимании протяженности, численности, тяжести, равенства и других свойств. Дошкольников интересует - как люди научились считать, вычислять - кто придумал цифры, кто изобрел часы, составил календарь, как появились приборы для измерения воды сыпучих веществ, весы и др. Для реализации этих задач мы совершаем «Путешествия в историю», где я использую лепты времени, на которых можно проследить за изменением разнообразных приборов в процессе развития науки. Каждое детское размышление мы вместе с детьми анализируем. В результате чего расширяется кругозор ребенка. И он начинает осознавать значение математической науки

Все это позволило мне добиться хорошего результата в обучении детей. Математика - любимое занятие у моих воспитанников. К концу учебного года в старшей группе 7 детей пошли в школу с 6,5 лет.

Впечатления детства остаются с ребенком на всю жизнь. И то, какими они будут, зависит от нас, взрослых, находящихся рядом с ребенком.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Введение На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры и игровые упражнения. Содержание: Введение.

Формирование элементарных математических представлений дошкольников в ходе реализации проектной деятельности Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Задачи на смекалку, головоломки,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств Мастер – класс Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств.

Фотоотчет «Формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Формирование элементарных математических представлений» Фотоотчет "Формирование элементарных математических представлений" Формирование элементарных математических представлений является одним.

Проект по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников» Этапы разработки Сроки реализации Изучение литературы по данной теме Сентябрь Разработать картотеку дидактических игр Ноябрь Создание центра.

Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений» Программа» от рождения до школы «3–4 года…» Принято педагогическим советом МАДОУ №272 протокол № от 30.08.2017 г. УТВЕРЖДАЮ заведующий.

Семинар «Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр с применением ИКТ у дошкольников» Слайд 1 Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свои мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.

Специфика формирования элементарных математических представлений старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие и формирование личности ребенка. Деятельность анализаторов, развитие воображения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игрового занимательного материала
Опубликовано: 25 марта 2018 в 15:41
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД