Добкина Надия
Формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. На современном этапе формирование экологических представлений – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, с которой сталкивается наша страна и вся планета. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы уже в дошкольном возрасте начать формирование экологических представлений [29, с. 17].
Публикация «Формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Н. Н. Авдеева утверждала, что ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера [1, с. 7].
Исследования Т. И. Бабаевой, Л. М. Гурович, З. А. Михайловой раскрыли содержание процесса развития экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста, которое предполагает формирование представлений о предметах (объектах) неживой природы, их отличительных признаках и свойствах; о явлениях живой природы, правилах ухода за ними; о животных, их строении, некоторых особенностях образа жизни; о человеке, его частях тела, лица, отличия мальчиков и девочек, их отдельных переживаниях [3, с. 48].
В настоящее время появляется ряд исследований, раскрывающие особенности экологического воспитания дошкольников в среде родной природы (Т. Климова, Н. В. Сурина, Н. А. Таранова, А. В. Черная и др.).
Анализ научных исследований показал, что вопросы воспитания любви к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста не систематизированы. Огромная практическая значимость этой проблемы в сочетании с недостаточной разработанностью делает её актуальной.
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о наличии противоречия между признанием необходимости и значимости формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края и недостаточной разработанностью методического аспекта проблемы. Актуальность данной темы обусловила выбор темы исследования: «Формирование экологических представлений о природе родного края у старших дошкольников».
Цель исследования: выявить педагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края.
Объект исследования: процесс формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : педагогические условия формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста будет протекать более эффективно, при:
– ориентировке на широкое использование непосредственного природ-ного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление с природой ближайшего окружения;
– использовании специально подобранной детской художественно-познавательной литературы о природе родного края, которая ярко отражает события в природе, служит примером любви, бережного отношения к ней;
– совместной творческой деятельности воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов о природе родного края;
– включение материала по ознакомлению с природой своего края в различные доступные ребенку виды деятельности: досуги, праздники, походы в природу, вызывающие яркий эмоциональный отклик.
В соответствии с предметом и целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у старших дошкольников.
2. Рассмотреть особенности ознакомления с природой родного края и технологию формирования экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию экологических представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологическая основа исследования: положения классиков педагогики о важности общения ребенка с природой (А. Дистервег,
Я. Коменский, Ж. Руссо, В. Сухомлинский, К. Ушинский); исследования по формированию экологических представления у детей дошкольного возраста
(В. О. Вавилова, С. Н. Глазачев, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева,
Т. А. Серебрякова и др.); исследования, раскрывающие особенности экологического воспитания дошкольников в среде родной природы
(Т. Климова, Н. В. Сурина, Н. А. Таранова, А. В. Черная и др.).
В работе использовался следующий комплекс методов:
– теоретические методы, включающие изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические методы, включающие формирующий эксперимент, психолого-педагогическую диагностику.
Теоретическая значимость исследования: раскрыто содержание знаний о природе родного края и выявлены эффективные условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о природе ближайшего окружения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса мероприятий по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о природе родного края. Полученные результаты открывают перспективы применения данной методики в педагогическом процессе детского сада.
Опытно-экспериментальная база: МАДОУ «Детский сад № 89 комбинированного вида» г. о. Саранск.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.