Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Наталья Хрищатая
Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Статья «Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность».

Хрищатая Н. А., воспитатель

МДОУ «Детский сад №241

Дзержинского района Волгограда»

Ходила в детство – каждодневное открытие мира

и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия

(В. А. Сухомлинский)

К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Современное поколение недостаточно знает и интересуется героическим прошлым нашего города. В формировании чувства патриотизма очень важно, чтобы дети дошкольного возраста как можно больше узнали о трагических событиях сталинградской битвы.

Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством является метод проектов. Он открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности детей, педагогов, родителей.

Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию окружающего мира, получает первые уроки нравственного и патриотического воспитания в общении с тем, что ему дорого, прививаются чувственные отношения к своей малой Родине.

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность к родному городу и его истории. Дети – это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Но маленьким детям непонятны слова: страна, патриотизм, Родина. Наша задача - воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!

Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого – со знаний о памятных местах, чувств сострадания и уважения к героям. Дети не задумываются о том, для чего поставлены памятники в городе, как чтят память героев. Не знают ничего о том, что пережили люди в то время.

Использование проектной деятельности в образовательном процессе способствует развитию познавательных способностей детей, формированию умения эмоционально реагировать на памятные места, связанные с героическим прошлым Родины. И здесь очень важно подключение родителей к данной проблеме. И осознание важности своей роли в воспитании маленького патриота.

В качестве реализации данного направления был предложен проект «Мы подвиг ваш помним и в сердце храним»

Чтобы вызвать интерес к родному городу, а особенно памятным событиям необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, вот почему вся работа была построена в этом направлении. Для включения детей в проект можно предложить мотивацию – создание мини музея Сталинградской битвы в группе, где отражены памятные места города.

Подготовительный этап становится погружением детей, педагогов и родителей в проектную деятельность. Вхождение всех участников проекта в проблемную ситуацию при ведущей роли педагога.

Музей «Бессмертен подвиг Сталинграда», созданный в групповом пространстве совместными усилиями мы дополнили информацией о памятных местах города Волгограда. Именно деятельность в этом музее мы использовали как диагностический материал. Весь материал доступен детям, что позволило им самостоятельно добывать знания, задавать интересующие их вопросы. В ходе наблюдения, а так же бесед с родителями пришли к выводу, что наибольший интерес у детей вызывает Мамаев курган. Дети задавали много вопросов, проявляли эмоции на различную информацию, связанную с памятными событиями этого места. Оказалось, что дети совсем не знают, для чего поставлены памятники. Особенно детей заинтересовал «Зал воинской славы». Этими данными мы руководствовались при выборе темы и постановке проблемы для нашего проекта. А так же решили в нашем музее организовать свой «Зал Воинской славы», который стал продуктом проекта.

В зависимости от своих и детских интересов надо продумать мероприятия: подбор стихов, материала для продукта проекта.

В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, дети приносили имеющийся у них материал по теме.

В совместной деятельности дети делились информацией о Мамаевом кургане, которую добывали совместно с родителями, а также при самостоятельной деятельности в нашем музее. Для того, чтобы детям было легче запомнить названия, а также как выглядят памятники, мы использовали пазлы, разрезные картинки, иллюстрации «Мамаев курган». Но основной задачей было вызвать у детей чувство гордости за свой народ, чувство сострадания к тем, кому выпала тяжелая доля военной поры. Использование на протяжении всего проекта таких музыкальных композиций, как: Анс. Им. Александрова. Песня “ На Мамаевом кургане тишина” музыка Роберта Шумана “ Грёзы”, так же художественной литературы (стихи о Мамаевом кургане) помогли вызвать эмоциональный отклик в детях по данной проблеме. Самым трогательным местом по опросу и наблюдениям оказался «Зал воинской славы». Многие родители рассказали о том, что по возвращению домой с экскурсии ребята просили найти запомнившийся им памятник, собранную информацию оформляли в стенгазеты. Мы постепенно подводили детей к вопросу: «Для чего поставлены памятники в нашем городе?» Коллаж «Зал воинской славы» мастерили совместно с детьми на протяжении всего проекта для того, чтобы ребята имели понятия о ритуале почтения памяти героев в нашем городе. На итоговом мероприятии ребята своей творческой деятельностью, а так же художественным словом смогли, как бы отдать своеобразную дань тем, кто не дожил до победы, погиб на поле боя. На итоговом мероприятии дети почтили память героев минутой молчания и возложили цветы, сделанные своими руками, рассказали стихи. Наши мальчики уверенно чувствовали себя в роли почётного караула. А также продемонстрировали полученные знания в игровой деятельности.

Вместе с родителями собрали материал для книги «Памятные места города Волгограда»».

На заключительном этапе дети провели презентацию проектного продукта сверстникам, родителям.

Во время реализации проекта взрослые поддерживали детскую познавательную инициативу, помогали получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – игра. Создание макета «Зал воинской славы» дает возможность ребенку поиграть во взрослую жизнь в исторической обстановке. «Зал воинской славы» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры, попробовать себя в такой ответственной роли как «Почётный караул».

Данный проект позволит приобрести всем его участникам определённые знания, воспитать свободную, творческую личность, способную ориентироваться в современном мире. Проект не требует значительных материальных затрат, может иметь широкое распространение в муниципальной системе дошкольного образования. В его реализацию активно включатся родители воспитанников. Знакомство с историей и достопримечательностями Волгограда доступны и интересны не только детям, но и взрослым и имеет огромную роль в формировании чувтсва патриотизма.

Методическая литература:

О. Н. Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду»,

Л. В. Лосева, М, В, Карепанова «Моя Родина – Волгоград» - методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Л. А. Кондрынский «Дошкольникам о защитниках Отечества».

М. Ю. Картушин «День защитника Отечества».

М. К. Агашина «Мамаев курган» - альбом

О. Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир».

Ж. В. Черноиванова «Утренники, проекты, тематические задания, спортивные праздники, квесты, познавательно-исторические игры»

Прикреплённые файлы:

zaschita-proekta-241_nbrpr.ppt | 4958,5 Кб | Скачан: 8
 
Публикации по теме:

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,.

Формирование у детей старшего и дошкольного возраста потребности в ЗОЖ через привитие интереса к физкультуре и спорту "Формирование у детей старшего и дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни через привитие интереса к физкультуре и спорту".

Формирование чувства патриотизма у дошкольников через воспитание любви к родному краю Аннотация: В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана в конце 19 века основоположником системы музыкально-ритмического воспитания.

Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через проектную деятельность В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Формирование предпосылок УУД через проектную деятельностьФормирование предпосылок УУД через проектную деятельность Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию моё выступление на районной педагогической конференции " Качественное образование.

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» Методическая разработка на тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность».

Опыт работы «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста» «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста» Доклад из опыта работы Рысаевой Светланы Валерьевны, воспитателя МБДОУ.

Проект «Воспитание чувства патриотизма через семейные традиции» Проект «Воспитание чувства патриотизма через семейные традиции.» Тип проекта: Познавательно- творческий Продолжительность проекта:.

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детейСтенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Опубликовано: 2 мая 2018 в 14:53
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...