Наталья Васильевна Ванк
Формы и методы работы в группе раннего возраста по формированию элементарных представлений о сезонных изменениях в природе
▼ Скачать + Заказать документы
В статье раскрывается актуальность формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе с раннего возраста. Доказывается необходимость решения данной проблемы для познавательного развития детей. Рассказывается о системе взаимодействия с детьми и родителями, включающей наиболее действенные формы и методы, позволяющие развивать у детей элементарную поисковую деятельность.
Публикация «Формы и методы работы в группе раннего возраста по формированию элементарных представлений о сезонных изменениях в природе» размещена в разделах
Воспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду начинается с групп раннего возраста. Этот возраст характеризуется повышенным интересом детей ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства или различия, испытывают удивление при встрече с наблюдаемыми предметами и явлениями. На прогулках ребенок сталкивается с миром природы, сезонными изменениями в ней. Для реализации системы работы по развитию представлений об окружающей природе важно учитывать самое благоприятное время – ранний возраст детей. Именно в это время закладываются первые представления о природе. В исследованиях О. А. Соломенниковой, П. Г. Федосеевой, О. Э. Литвиновой и других доказана роль ознакомления с сезонными изменениями в природе для познавательного развития. Необходима система работы, позволяющая в комплексе применять разнообразные формы и методы, направленные на привлечение внимания детей к сезонным изменениям в природе, что позволит заложить элементарную базу для дальнейшего экологического воспитания и познавательного развития в целом. Это позволяет расширить представления детей раннего возраста о природе.
Природа – это внешний мир, подчиняющийся определенным законам. Регулярные погодные изменения в течение года принято называть сезонами.
Что включает в себя понятие «представления»? Это образ, основанный на опыте человека. Само собой разумеется, что у ребенка раннего возраста могут быть сформированы элементарные представления.
Способность дошкольников к познавательному развитию через усвоение элементарных закономерностей в природе подтверждена учеными в области ознакомления детей с природой и экологического воспитания.
По-мнению С. А. Веретенниковой «приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов».
Ознакомление дошкольников с природой Веретенникова считает «средством образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанном на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней». Она придает большое значение верным сведениям о природе уже в дошкольном возрасте.
Веретенникова отмечает важность «приближения детей к природе, широкого ее использования в воспитательно-образовательной работе детского сада» для всестороннего развития детей, в том числе умственного.
Н. Н. Кондратьева считает экологические представления о животных, растениях ядром формирования экологической культуры.
П. Г. Саморукова считает «непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умениями различать, наблюдать, трудовыми умениями»; разработала формы и методы работы с детьми, включая ранний возраст, с учетом сезона.
П. Г. Федосеева отмечает, что умственное воспитание должно быть организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием, в том числе по формированию первоначальных представлений о явлениях природы, сезонных изменениях.
О. Э. Литвинова «основными целями познавательного развития ребенка раннего дошкольного возраста» считает «…формирование познавательных действий, первичных представлений… об особенностях природы».
Целью педагогической деятельности по формированию элементарных представлений о сезонных изменениях в природе у детей раннего возраста является достижение оптимального уровня познавательного развития через вариативные формы развития детей.
Необходимо обеспечить условия, которые способствуют расширению образовательного пространства по знакомству детей с временами года.
Особое значение имеет бизиборд, который помогает детям наглядно увидеть признаки того или иного времени года. Все съёмные детали на липучках, они легко меняются. Малыши активно принимают участие в составлении картинки, соответствующей времени года.
Созданы пособия для поддержания активности детей в детской деятельности по различению свойств предметов и явлений окружающей природы в разные сезоны.
Для ознакомления детей с временами года подобран иллюстративный материал. В групповом помещении выделены места для универсальных пособий для интеграции образовательных областей по теме сезонных изменений в природе. В книжном уголке – книги с красочными картинками, альбомы с играми детей в различные времена года, дидактические игры.
РППС организована таким образом, чтобы у детей была возможность проявить свои интересы и выбрать место для игры. Наиболее распространенные зоны для закрепления понятий сезонов – Зона для игр с природным материалом, Дидактический стол, Зона чтения и рассматривания иллюстраций, Зона творчества.
В связи с обновлением содержания образования применяются такие формы работы с детьми, которые соответствуют ФГОС ДО, обеспечивая деятельность каждого ребенка. Особое значение придаётся игровым образовательным ситуациям, а также опытнической деятельности.
Малыши с интересом включаются в предложенные игровые ситуации с водой и песком. В таких игровых ситуациях они могут выполнять простейшие действия, делать элементарные умозаключения с помощью воспитателя.
Например, из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет; вода была прозрачная, а если добавить краски, она стала цветной.
Применение бизибордов, лэпбуков, позволяют повысить активность исследовательскую детей в развитии представлений о сезонных изменениях в природе (растительном и животном мире).
Формирование элементарных представлений о сезонных изменениях в группе раннего возраста начинается с тем «Фрукты» и «Овощи». Дети знакомятся с признаком осени – созревание яблок, груш, картофеля, томатов, осваивают способ различения их по внешнему виду.
Дальнейшие признаки осени выделяли, наблюдая за осенними листьями, и свои представления совершенствовали в Игровой развивающей ситуации «Листья осенние».
С помощью игры с бизибордом «Осень в лесу» упражняются в выделении признаков осени.
В серии образовательных мероприятий по знакомству со временем года «зима» проводятся наблюдения и игры со снегом, наблюдения за птицами зимой. Дети осваивают способы различения свойств объектов в зимнее время года через лепку снеговиков, игры-драматизации «Играем зимой», сюжетно-отобразительные игры «Уборка машинами снега», «Катание детей на санках», игровые развивающие ситуации «Собери снеговика», рисование доступными способами снеговиков, зайцев в зимних шубках.
При знакомстве с весенними изменениями в природе с учетом личного опыта детей, полученного в наблюдениях, чтении детской литературы и стихов, рассматривания иллюстраций, рассказов воспитателя проводятся игры «Медведь проснулся», игровые развивающие ситуации «Дикие животные», «Домашние животные». Во время поздней весны и лета дети наблюдают за расцветанием растений на участке, играют в подвижные игры «Солнышко и дождик».
Взаимодействие с семьями воспитанников позволяет уделять внимание знакомству детей с сезонными изменениями в природе через участие в совместном проекте «Мои путешествия». Во время отдыха с детьми родители обращают внимание на погоду, окружающую природу летом и осенью. В совместном проекте «Зимние игры» дети знакомятся с признаками зимы, зимними забавами и играми. Активность родителей позволяет принять совместное участие в городском конкурсе «Снеговик – 2019». При создании снежной постройки «Большой корабль» дети имеют возможность совершенствовать свои представления о свойствах зимних явлений природы.
Итогом применения форм и методов формирования представлений о сезонных изменениях в природе стало :
– дети охотно принимают участие в наблюдениях за изменениями в природе;
– проявляют интерес и радость при встрече с привлекательными объектами;
– в ответ на просьбу взрослого называют время года, некоторые их признаки;
–совместно со взрослыми выполняют обследовательские действия, некоторые из них, освоенные ранее, используют самостоятельно.
Библиографический список
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : «Детство-пресс», 2016.
2. Литвинова О. Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. - СПб. : «Детство-пресс», 2015.
3. Павлова Л. Н. Раннее детство : познавательное развитие: Метод. пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. – М. : «Мозаика-Синтез», 2000.
4. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. – М. : «Синтез», 2013.
5. Филиппова Т. Г. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке. – СПб. : «Детство-пресс», 2012.
6. Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, 2015.