ПЕДАГОГ
Формы методической работы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Формы методической работы в дошкольном учреждении[/b]
Процесс обновления содержания образования требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической службы. Поэтому необходимо создать все условия для роста мастерства педагогов. ЦЕЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
1 Повышение познавательной активности
2 Инициатива. Развитие творческого потенциала
3 Установка на творчество и поиск
Публикация «Формы методической работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах
4 Предупреждение утомления, создание комфортных условий обучения
5 Формирование оперативных, профессиональных умений.
6 Создание условий для формирования умений управлять своим эмоциональным состоянием.
ФОРМЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
ЛЕКЦИЯ ВДВОЕМ:
(проводится двумя специалистами: методист-психолог; логопед – дефектолог)
ЦЕЛЬ: осмысление проблемы с позиции разных наук.
1- й педагог ставит вопросы и проблемы.
2 –й – раскрывает, как эти проблемы можно разрешить
ЛЕКЦИЯ С ОШИБКАМИ:
Используется для закрепления речи изученного и контроля за усвоением.
Лекция с ошибками отпечатывается на отдельных листах
ЗАДАНИЕ: изучать, обнаружить ошибки, обосновать суть ошибок при последующем коллективном обсуждении.
Способствует самоконтролю и навыкам критического осмысления.
СЕМИНАР – ИГРА
ТИПА «ЧТО, ГДЕ, КОГДА?»
БРЕЙН – РИНГ
СЕМИНАР – ШОУ
Проводится с 3 - 4 подгруппами.
ЗАДАНИЕ: РАСКРЫТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ, программы в форме спектакля, сказки, телепередачи, рекламы образно, необычно.
ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей, умения перевоплощаться, перерабатывать научную информацию в доступную, образную и конкретную форму на основе инсценирования.
ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА ЗНАТОКОВ ПСИХОЛОГИИ ИЛИ ДР.
2 – 3 раза в год
ЦЕЛЬ: углубление теоретической подготовки по теме (психологии) для расширения общего кругозора.
ТЕМЫ: «Познавательные процессы», «Формирование способностей у детей», «Развивающее образование»
Группа разбивается на 2 – 3 команды, каждая команда знакомится предварительно с литературой по теме и готовит вопросы другой команде.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
- по почерку определить характер человека;
- подготовить тест, анкету, рекомендации, памятки;
- адаптация информации научной темы для среды.
-
СЕМИНАР – АУКЦИОН
Предлагается для обсуждения 1 – 2 проблемы
Например: «Эффективное развитие способностей дошкольников», «Одаренные дети»
ЗАДАНИЕ: Предварительно ознакомиться с литературой по теме и ППО
На аукционе продают свидетельство на авторство идей.
Плата за них также идеи, описание способов и приемов работы с детьми по развитию способностей.
ЦЕЛЬ: творческое самовыражение и самоутверждение педагога.
ИГРЫ В. А. ЩЕНЦЕВА (П. П.) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ:
ЦЕЛЬ: ОВЛАДЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ ПОВЕДЕНИЯ, ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА;
ознакомление с формами работы с детьми по привитию культуры поведения.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ :
- ознакомление с правилами поведения в общественных местах;
- ознакомление с этикой деловых разговоров;
- разбор этических ситуаций и их инсценирование;
- тренинг деловых контактов.
-
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
(по типу сюжетно – ролевых игр)
- принимаем гостей
- моделирование занятий в детском саду.
-
ПРАЗДНИК ИГРЫ
ЦЕЛЬ: обучение педагога детским играм
ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ
«ЭКИПАЖ» для путешествия, разрабатывается маршрут, выделение станций.
ТЕМА: Управление процессом усвоения
Играющие отправляются в страну в страну познания по маршруту с остановками: «Впечатлительная», «Задумчивая», «Станция понимания», «Незабываемая», «Пригожая» и конечная.
УРОКИ – РЕКЛАМЫ
ЦЕЛЬ: формирование умения убеждать человека, формирование диалектического мышления для глубокого усвоения понятий духовных ценностей.
СУЩНОСТЬ: домашнее задание: провести рекламу убедительно доказать, почему человеку необходимо заниматься спортом, трудиться, почему личностно – ориентированное воспитание более прогрессивно, чем массовое.
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ,
обрядовых торжеств. (Масленица, Наурыз, Рождество)
Занятия школы родителей. Дискуссии, ролевые игры.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ РИНГ «КАЧЕЛИ»
Форма – соревнование в виде вопросов и ответов на них поочередно и как можно быстрее. Это создает накал борьбы, интерес.
Содержание: деление на 2 команды, заранее продумайте вопросы. Н-р: «Приемы, активизации интереса к учению». Использование часов- кнопок. Выигрывает команда, которая за меньшее время сможет назвать большее количество приемов.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА
Проектируются совместно с методистом, педагогами, учителями, родителями.
В этой форме проводятся : коллективное планирование на полугодие, праздники, экскурсии. Разрабатываются рекомендации.
РАБОТА ЭКСКУРСОВОДАМИ В МУЗЕЕ, БИБЛИОТЕКЕ, ВЫСТАВКЕ.
ЦЕЛЬ: умение интересно, увлекательно излагать научную информацию.
КОНФЕРЕНЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
УРОКИ – СПЕКТАКЛИ. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ УРОКОВ
Параметры для проектирования:
- учебник, по которому готовится занятие;
- вид занятия (вводная, обобщающая, закрепляющая)
- контингент уч-ся (предшкольная, коррекционная, (младший возраст, логопедическая, смешанные группы);
ТЕЛЕПЕРЕДАЧА, ТЕЛЕРЕПОРТАЖИ ПО ТЕМАМ:
(репортаж о музыке, празднике)
ДЕТСКАЯ ДИСКУССИЯ
ЦЕЛЬ: умения, навыки организации культурно – массовой работы с детьми.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛЬ: знакомство с технологиями педагогической диагностики уровня развития качеств личности, процедурой диагностики, обработки и интерпретации фактов, установки на развитие, самовоспитание.
Н- р: в начале задается вопрос6 «Умеем ли мы слушать?»
Педагоги по критериям проверяют это.
Оговаривается: замысел, процедура диагностики, критерии и показатели развития этого умения. Каждый выполняет предложенный тест и оценивает себя. Примерные темы: «Насколько вы общительны?», «Обаятельны ли вы?», «Умеете ли вы влиять на других»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ
ЦЕЛЬ: Обучение педагогов поведенческим умениям, навыкам, необходимым для решения оперативных, профессиональных задач.
СОДЕРЖАНИЕ: описывается ситуация. Н- р: «Вы ведете урок. Входит директор», «Что делать?» Продемонстрировать варианты.
НЕМЫЕ НОВЕЛЛЫ
(словесные картинки)
ЦЕЛЬ: Формирование навыков невербального (бессловесного) общения и способность понимать людей. (характерные позы, выражение лица). Перевоплотиться в рисунок, схему или отгадать действие, картинку жестов. Разыгрывание мини - сценок, пантомимы. Умение передавать язык жестов, тела и передача информации, спектакля с его содержанием, написанным на бумаге.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ
ЦЕЛЬ: отработать поведенческие умения и навыки.
КОНКУРСЫ: Мисс – Грация, Мисс – Походка, конкурс причесок, шляп. Деловой этикет.
ДИСКУССИИ ЗА И ПРОТИВ.
Использована книга: Решетников «Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей» из-во «Владос» 2001г.