ПОЛОЖАЙ
Формы, методы и средства реализации патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации программы воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать, воспитывать любовь к родным местам, семье, Родине».
Актуальность: проблема данной темы – это острое ощущение «дефицита нравственности» и утрата патриотизма в нашем обществе.
Решение проблемы – это воспитание патриотизма. Для этого необходим постоянный поиск средств, методов и форм воспитания.
Задачи патриотического воспитания :
Публикация «Формы, методы и средства реализации патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации программы воспитания» размещена в разделах
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
Для реализации целей и задач воспитания детей в ДОУ существуют следующие формы организации деятельности образовательного процесса:
– игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие; -тематический модуль, коллекционирование,
-чтение, беседа/разговор, ситуации,
-конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
-проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки;
- праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
-театрализованные игры, инсценировки.
Методы и приемы патриотического воспитания тесно связаны между собой. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов и форм организации воспитательного процесса. Патриотическое воспитание является частью нравственного воспитания, результат методов будет эффективен при условиях:
Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка;
Метод должен быть реальным, с логическим завершением;
При использовании метода должны быть определенные условия;
Метод не должен применяться отднотипно, шаблонно по отношению ко всем детям, в любой ситуации.
Средствами патриотического воспитания старших дошкольников является само окружение (природное, социальное, художественная литература, музыка, изобразительное искусство). Средствами служат та или иная деятельность (игра, традиции, труд, праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду).
Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду –это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности. В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста. Существует традиция, которая входит в уклад детского сада «Поднятие флагов РФ, края и города» с исполнением гимна.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю).
В режимных моментах мы используем региональный компонент программы «Все про то, как мы живем», проводим беседы, такие как «Москва – столица нашей Родины», «Россия – моя страна», «Защитники отечества», «Малая Родина», «Моя семья», «Мои соседи», «Мои имя» и др.
Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление, нужна опора на визуальные впечатления. Играем в игры «Можно –нельзя», «Почему можно», «Плохо-хорошо», «Добро –зло», «Праздники России», «Символы России». Обсуждаем ситуации «Девочка упала, что нужно делать?», «Мальчики поссорились, как помириться?», «Мальчик принес в детский сад машинку, не дает никому играть, как поступить?», «Бабушка зашла в транспорт, ребенок сидит, как поступить?».
В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.
В своей работе с детьми по патриотическому воспитанию мы используем проекты такие как «Древо семьи», «Мой город», «Кубань – житница России», «Кубань многонациональная» и многие другие, где расширяем знания детей о своей семье, своих предках; воспитываем интерес к истории родного города и края, воспитываем толерантность и уважение к разным национальностям проживающих в нашем городе, знакомим с культурой и бытом нашей малой Родины.
В своей работе мы также используем игры-путешествия («Путешествие по России», «Богатыри – защита земли русской», «Кремли России», где проходит знакомство с русскими писателями, художниками, символами и праздниками России, с достопримечательностями русских городов, с историей возникновения русской армии, русской честью и отвагой; - расширяем представление о разновидностях кремлей и о их назначении.
Для представления детей о богатстве земли русской и воспитания бережного отношения ко всему живому проводим экологические акции, экскурсии, такие как «Земля – наш общий дом». «Сортируем мусор – бережем природу». «Покормите птиц зимой».
Участвуем в экологических конкурсах («Черепаха Никольского») с целью воспитания бережного отношения к природе.
Используем социальные акции («Мир книги и поэзии») в воспитании культурных ценностей. Стихи о ВОВ – являются важной составляющей патриотического воспитания. Сила поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще.
Реализуя задачи нравственно-патриотического воспитания, мы не можем обойтись без взаимодействия с родителями, так как именно в семье начинается воспитание в данном направлении.
Благодаря родителям мы осуществили долгосрочный проект «Я – патриот».
Цель: воспитание любви к семье, городу, краю, к родной культуре.
В процессе планирования с детьми выделили 4 блока:
• Моя семья
• Мой город
• Мой край
• Моя страна
Для плодотворного сотрудничества провели родительское собрание на тему «Мы гордимся своими предками», где ввели их в курс предстоящего проекта и предложили помочь в его реализации.
В реализации проекта была выделена интеграция областей:
- познания;
- коммуникация;
- социализация;
- чтение художественной литературы;
- художественное творчество;
- поисковая деятельность;
Ожидаемые результаты проекта:
Это уважение и почитание детьми людей старшего поколения, укрепление семейных традиций, общение со всеми членами семьи. Дети будут иметь представление о истории, традициях города. А также о традициях и культуре страны российского народа.
1. В беседе увлеченно и с любовью рассказывают о своих родных и близких людях, опираясь на изготовленные дома вместе с родителями древа семей. В группе проходит конкурс рисунков «Моя семья».
У детей формируется представление о том, что история семьи – часть истории родной страны.
2. Следующий этап ознакомления детей с нашим родным городом-героем Новороссийск.
Знания полученные, во время экскурсий и бесед используют в игровой деятельности, конструировании. С помощью родителей изготавливают стенгазеты «Достопримечательности Новороссийска», которые рассматривают на выставке нашего детского сада воспитанники других групп. Вместе с детьми изготавливаем альбом «Мой город-герой» и дарим библиотеке, которую посещаем с родителями.
3. Знакомя детей с родным краем Кубанью - житницей России, в беседах и рассматривании иллюстраций говорим о ом, что она – наш общий дом и то, что она многонациональна.
Привлекаем родителей к созданию альбома «Моя Родина», в котором рассказывается о культуре, традициях и обычаях других народов, населяющих Кубань.
Проводим вечер развлечений, который помогают организовать родители; под названием «Мы все такие разные, но мы едины», участниками которого становятся дети, делясь своими традициями, показами костюмов, угощением своих национальных блюд.
4. Знакомя детей с родной страной, расширяем представление о значении государственных символах России. Приобщаем детей к истокам русской культуры. Особое значение придаем художественному творчеству, литературе, природе. Разучиваем с детьми стихи, песни, что способствует развитию личности в духе патриотизма.
Дети участвуют в акции «Бескозырка», в выставках, делают поделки к 23 февраля.
Была организована встреча на дому с малолетним узником, которому дети показали мини концерт и подарили открытки, сделанные своими руками.
Мы должны заботиться, чтобы дети могли отличить плохое от хорошего, чтобы стремления и желание были направлены к добру.
По итогам этого проекта:
1. У детей появился интерес к истории своей семьи, к своему городу, краю, к стране, в которой мы живем. Этот интерес появился не только в беседах, но и в детских рассказах и рисунках.
2. Дети активно участвуют в выставках, конкурсах, в патриотических мероприятиях.
3. Приобретение детьми данного возраста навыков социального общения со взрослыми.
4. Проявления внимания и уважения к пожилым людям, ветеранам, оказание посильной помощи.
Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных праздниках.