Формы организации художественно-эстетической деятельности в ДОУ

Солонина Светлана
Формы организации художественно-эстетической деятельности в ДОУ

Работа по художественно-эстетическому развитию тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны.

Игры – в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступают в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности сходны. Например, в рисовании, как и в игре, происходит «сдвиг мотива на цель».

Специфика детского рисования заключается в том, что рисуя, он реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастает в стремление выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.

Игры-занятия – их основная задача – формировать структуру самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура игр-занятий с дошкольниками повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей и состоит из трех частей: обследовательской, исполнительской и оценочной. Характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, програм-много содержания, уровня подготовки детей.

Во время обследовательской части проводятся:

Рассматривание и анализ образца;

Ощупывание или обведение натуры по контуру;

Чтение и анализ текста;

Беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи;

Составление описания обследованного образца, предмета, ситуации.

Именно в этой части роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводятся рисование, лепка, аппликация по подражанию, по образцу, с натуры, по представлению, по замыслу, по заданной теме.

Роль воспитателя или педагога по изодеятельности сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В оценочной части воспитатель вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изобра-жение с предметом, ситуацией или текстом. Такова структура непосредст-венно организованной образовательной деятельности с детьми по художественно-эстетическому воспитанию. При планировании таких форм на неделю, месяц, год естественно, учитывается все разнообразие ее видов.

Примерная схема

планирования игр-занятий по изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность Рисование

Создание методического обеспечения

Фронтальные игры-занятия 2 раза в неделю, утро

Традиционное:

- предметное;

- рисование с натуры;

- сюжетное;

- по замыслу;

- декоративное

Младшая группа- 2-3 занятия в месяц; средняя-2; старшая и подготовительная к школе – 2.

Старшая и подготовительная к школе группы – 1 занятие в месяц.

Старшая возрастная и подготовительная к школе группы - 2 занятия в месяц.

Младшая и средняя группа – 1 занятие в месяц; старшая и подготовительная к школе – 2.

Средняя группа – 1 занятие в месяц; старшая и подготовительная к школе – 2.

Комплексное По ознакомлению с природой. С музыкальным занятием.

По искусству Одно занятие в месяц, утро.

Индивидуальные:

- домашние задания;

- по отработке приемов рисования;

- связанные с деятельностью детей.

Вечер.

Выставки детских работ – все детские работы воспитатель обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. Они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. Выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Экскурсии – включают подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восп-риятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдения, изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.

Литература: Толстикова С. Н., Виноградова Н. А.

«Художественно-творческое воспитание дошкольников»

Творческий Центр Сфера, Москва 2013 г.

Публикации по теме:

Коллективная аппликация по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе «На улицах города»Коллективная аппликация по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе «На улицах города» Цель:формирование представления у детей о правилах дорожного движения. Задачи:познакомить детей с понятиями "пассажир" и "пешеход"; 2)закреплять.

Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности (аппликация) «Светофор»Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности (аппликация) «Светофор» Предварительная работа: просмотр обучающего мультфильма "Уроки тетушки Совы" (ПДД, чтение сказки К. Чуковского "Айболит" Задачи: Познакомить.

Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности в подготовительной группе по теме «Насекомые луга» Конспект НОД по художественно – эстетической деятельности в подготовительной группе. Тема: Насекомые луга Задачи 1. Расширять и закреплять.

Конспект по художественно-эстетической деятельности «Аппликация «Грузовик»Конспект по художественно-эстетической деятельности «Аппликация «Грузовик» Задачи: систематизировать знания детей о различных видах транспорта,их значении в жизни людей;закрепить знания об основных геометрических.

Конспект по художественно-эстетической деятельности в средней группе «Умелые ручки!» Цели: — Развитие моторики рук посредством пальчиковой гимнастики. — Совершенствование умений и навыков создания аппликации. — Совершенствование.

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности «Пожарная машина»Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности «Пожарная машина» Художественно-эстетическое развитие 2 младшая группа Аппликация Тема: «Пожарная машина» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе.

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Методы и формы организации деятельности детей в ДОУ 1. Понятие о методах воспитания Общая схема любого процесса: цель, средства, результат. Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют.

Педсовет «Развитие творчества у воспитанников в процессе деятельности художественно-эстетической направленности»Педсовет «Развитие творчества у воспитанников в процессе деятельности художественно-эстетической направленности» Форма проведения: Квест-игра Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формы организации художественно-эстетической деятельности в ДОУ
Опубликовано: 10 января 2019 в 22:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября — Международный день конфет. Фотоотчёт о проведении сладкого праздника
Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...