Приложение МААМ

Формы организации педагогического процесса в ДОУ

ЖДАНОВА ДАРЬЯ
Формы организации педагогического процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое «форма организации педагогического процесса»?

Форма организации педагогического процесса – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса.

Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса.

Формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении могут быть классифицированы в соответствии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное на:

Публикация «Формы организации педагогического процесса в ДОУ» размещена в разделах

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Своеобразие образовательной ситуации как формы организации педагогического процесса в ДОУ

Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный с воспитателем и другими детьми характер.

В качестве основной единицы педагогического процесса выступает образовательная ситуация - форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки). так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации могут «запускать» самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.

Образовательная ситуация включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу. Рефлексия помогает детям осознать, что они умели раньше, чему научились «здесь и сейчас», какие чувства и эмоции возникли по ходу образовательной ситуации (чему обрадовались, удивились, огорчились и пр.). Рефлексивная оценка своей деятельности и её результата является значимой в становлении элементарной учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Особенности дошкольного детства определяют ведущее место игровых образовательных ситуаций в педагогическом процессе. Тем самым реализуется положение «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе детского сада. Вместе с тем, соотношение игровых и реально-практических ситуаций зависит от возраста детей и от решаемой педагогической задачи. В младших группах, несомненно, преобладание игровой формы ситуаций. В старшем дошкольном возрасте значительно усиливается роль реально-практических образовательных и условно-вербальных ситуаций. Вместе с тем игра остается любимой деятельностью и старших дошкольников, поэтому игровые образовательные ситуации продолжают включаться в организованную образовательную деятельность, но они становятся проблемными по своему содержанию, включают более сложные игровые задачи.

В качестве особой формы организации образовательного процесса выступает экскурсия. Например, экскурсия по помещениям детского сада, предполагающая знакомство с сотрудниками детского сада, трудовыми процессами, которые они выполняют; экологические экскурсии, направленные на формирование представлений о существовании живого организма в условиях экосистемы (лес, луг, водоем) и пр. Экскурсии на природу, по детскому саду, по родному городу позволяют познакомить детей объектами и процессами в условиях естественной среды, найти ответы на разнообразные проблемные вопросы и интеллектуальные задачи.

Особенности организации организованной образовательной деятельности в ДОУ

Согласно «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» организованная образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, чтения.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Образовательная деятельность носят преимущественно игровой характер и основаны на сочетании разных видов игр: дидактических, сюжетно-дидактических, игр-этюдов, игр-экспериментов и пр.

Игра позволяет решать реальные образовательные задачи в воображаемой (условной) ситуации. Так, например, планирование по теме «Сказки А. С. Пушкина» в старшей группе ориентировано на театрализованную игру по «Сказке о Царе Салтане…». Практически все виды деятельности в проекте носят игровой характер. В образовательной ситуации «Град на острове стоит…» дети совершают воображаемое путешествие в старинный сказочный город и знакомятся с видами жилищ, утварью, одеждой людей в старину. Образовательная ситуация «Торговали мы…» в игровой форме воссоздает картину ярмарки, и по ходу игры дети осваивают измерение, взвешивание, решение задач Пиаже, прямой и обратный счет. В сетке организованной образовательной деятельности (ОД) игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности, основной формой организации образовательного процесса детского сада.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами, безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования, сенсорное и математическое развитие детей.

Продуктивная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструктивной деятельностью. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественно восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и продуктивной видами деятельности. Конструктивная деятельность ребенка носит интегративный характер, так как преимущественно решает задачи образовательной области «Познание».

Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования, к проведению которых, согласуются дошкольным учреждением с положениями СанПин (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164).

Музыкально-художественная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

Чтение организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Трудовая деятельность включает обучение детей общим специальным трудовым умениям, характерным для каждого возрастного периода. В младшем возрасте – это обучение умениям самообслуживания, в средней группе дети овладевают умениями хозяйственно-бытового труда; в старших группах наиболее значимо освоение умений ручного труда.

Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует определения особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. Прежде всего, требуется определить, в чем специфика задач, реализуемых в данной образовательной деятельности. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходит обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что, в свою очередь, позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности, проявлять творчество.

Возможен и другой путь, когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности.

Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, является направленность деятельности воспитателя на сотрудничество с детьми в решении образовательных задач, установление партнерского характера отношений. Образовательная ситуация выступает как часть более широких и разнообразных форм работы педагога с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени

Включает в себя:

наблюдения - в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);

• индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

• создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

• трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);

• беседы и разговоры с детьми по их интересам;

• рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

• индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

• двигательную деятельность детей, активность которой зависит от от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

• работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки

Включает в себя:

• подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

• наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

• экспериментирование с объектами неживой природы;

• сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

• элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

• свободное общение воспитателя с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня

Включает разнообразные формы работы с детьми:

• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной игры.

• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим, условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.).[9] Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

• Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки, игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.).

• Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

• Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др., способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

• Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Ручной труд служит средством реализации у детей творческих способностей, является источником становления самостоятельности ребенка.

• Образовательная деятельность в режимных моментах во второй половине дня организуется с небольшими подгруппами детей или с группой в целом (например, досуги, музыкально-литературная гостиная). Параллельно детям предоставляется возможность для организации самостоятельной деятельности по интересам. Атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. В подгруппах используется прием совместного обсуждения с детьми и последующего практического выбора деятельности: в какие игры поиграть, чем и как лучше украсить группу к празднику, какие экспонаты подготовить к выставке, в каких центрах активности сегодня предпочитают действовать дети и пр. Главное, чтобы сделанный ребенком практический выбор позволял ему успешно решить поставленную воспитателем задачу, понять и оценить связь между целью и полученным результатом.

Особенности организации самостоятельной деятельности детей

Согласно «Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» образовательная деятельность осуществляется в процессе самостоятельной детской деятельности. Это требует создания специальных условий:

Во-первых, организацию предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов.

Во-вторых, использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, к проявлению индивидуальных интересов и склонностей.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности:

• самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

• развивающие и логические игры;

• музыкальные игры и импровизации;

• речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

• самостоятельная деятельность в книжном уголке;

• самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей самостоятельные опыты и эксперименты;

Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются различные центры активности. В зависимости от возрастной группы тематика и наполняемость центров активности будет разной. Самостоятельная деятельность оставляет за ребенком право выбора её содержания, времени, партнеров.

Особенности взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ

Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей по реализации основной общеобразовательной программы являются:

• Подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие совместные выступления детей вместе с родителями, участие в конкурсах.

• Проведение разнообразных встреч с родителями и представителями старшего поколения семей («Очень бабушку мою, мму мамину люблю» - в связи с празднованием Дня пожилого человека; «Папа может все!» - в связи с празднованием Дня Защитника отечества и пр.).

• Привлечение родителей к участию в детских познавательно-исследовательских и творческих проектах, сбору информации, подбору и оформлению вместе с ребенком наглядного материала (альбома, коллажа и пр.). Взаимодействие с родителями могут «запускать» проблемные вопросы и задания. Например, проверить действие магнита на различных предметах, совместно с родителями заполнить красочную таблицу «Испытание магнита» и презентовать её в группе, рассказав о результатах экспериментальной деятельности.

Возможно использование и других разнообразных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе реализации общеобразовательной программы «Детство».

Таким образом, формы организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения проектируются по направлениям:

• образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

• образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

• самостоятельная деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Заключение

Основной формой организации обучении в ДОУ является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ.

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду»Консультация для педагогов «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса в детском саду» Интернет-консультация для педагогов на тему «Использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольникам.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы организации педагогического процесса в ДОУ
Опубликовано: 15 августа 2022 в 20:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы организации педагогического процесса в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем ЖДАНОВА ДАРЬЯ (УИ 2514059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД