МААМ-картинки

Формы работы в технологии экологического воспитания

Светлана Курик
Формы работы в технологии экологического воспитания

Формы работы в технологии экологического воспитания.

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр., но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми, чаще всего используется в повседневной жизни в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы : занятия, экскурсии, прогулки, акции.

Публикация «Формы работы в технологии экологического воспитания» размещена в разделах

Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, заполнение календарей и пр.). Поэтому, составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Можно сказать, что формирование у дошкольников начал экологической культуры зиждется в первую очередь на наблюдении.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги «Экология в картинках» : само чтение рассказов (чаще всего неоднократное, вопросы к тексту, пояснение воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, которые позволяют понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Особое внимание следует уделить такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе, закономерных процессов, восприятие произведений искусства. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы воспитателя с детьми – четкая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно-следственные связи, сформулировать методы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

Особое значение имеет практическая деятельность дошкольников.

Самостоятельный или совместный труд с воспитателем в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т. е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Для закрепления знаний и умений, полученных на занятиях, может быть изготовление книг в картинках и иллюстрациях, которыми будут пользоваться дети. К прочитанным рассказам дети прилагают несколько рисунков, которые интересно раскрывают его содержание. По усмотрению воспитателя и детей могут быть сделаны книги, в которых записаны и проиллюстрированы рассказы детей о самых различных явлениях природы, которые их впечатлили. В конце года дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Новой формой экологического воспитания можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Их проведение может быть связано с известными датами, всеобщими праздниками. В данную технологию включены две акции – предновогодняя «Зеленая елочка – живая елочка» и «Земля – наш общий дом», которая приурочена к «Дню Земли» - 22 апреля. Акции – это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. Их значение в экологическом воспитании чрезвычайно велико : участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения. Технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее воспитание ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависим ости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи : диалог, описание, объяснение, рассказ.

Заботясь о питомцах уголка природы, о растениях в живой природе помогают развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Эстетическое воспитание сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графики, предметах прикладного искусства, и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.

Не остается и в стороне и физическое развитие ребенка: практически через еседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.

Таким образом можно считать, что эстетическое воспитание – это целостная система, ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.

Публикации по теме:

Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Говоря о методах и формах работы по экологическому образованию.

Актуальность экологического воспитания дошкольников: цели, формы и методы работы «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам.

Формы и методы экологического воспитания дошкольников Методы и формы экологического воспитания дошкольников 1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный процесс,.

Инновационные технологии экологического воспитания Пелипенко Анна Васильевна воспитатель, МБДОУ детского сада №4 г. Абинска «Инновационные технологии экологического воспитания посредством.

Инновационные технологии экологического воспитания посредством Рппс в условиях реализации ФГОС в ДОУ Консультация для воспитателей: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной.

Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, прозрачнее стекла,.

Презентация «Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС» Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь,.

Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста в городе Анапе «В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение.

Творческий отчет «Формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по вопросам экологического воспитания детей»Творческий отчет «Формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по вопросам экологического воспитания детей» Творческий отчет «Формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по вопросам экологического воспитания детей» Экологическое образование.

Внедрение технологии исследовательской деятельности Савенкова в процесс экологического воспитания дошкольниковВнедрение технологии исследовательской деятельности Савенкова в процесс экологического воспитания дошкольников В декабре 2017 года проходила III Всероссийская заочная научно-практическая конференция "Дошкольное образование: опыт, состояние и перспективы".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы в технологии экологического воспитания
Опубликовано: 18 марта 2018 в 20:22
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД