Получи документы

Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями

Олеся Лисий
Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями

Цель:

- Обучение детей наблюдению, фиксированию и элементарному прогнозированию состояния погоды.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва, их состояния от погоды;

- научить прогнозировать погоду по реакции неживой природы;

- формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;

- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

Личностно-ориентированные:

Публикация «Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями» размещена в разделах

- разрабатывать наглядные материалы, оказывающие воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей.

- развивать познавательную активность и любознательность;

Воспитательные:

- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

- воспитание навыков применения знаний на практике.

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

Однажды, играя на прогулке, воспитанница группы задала мне вопрос: «Почему вертушка на улице крутится, а на веранде нет?»

Остальные дети группы тоже заинтересовались данным вопросом и включились в обсуждение возникшей проблемы. В результате дискуссии мы пришли к выводу, что причиной всему – ветер. А ветер – это ничто иное, как движение воздуха. Так в средней группе родился наш первый проект «Воздух».

Мы с детьми и родителями увлеклись изучением явлений неживой природы. Параллельно возникла идея обновить и обогатить метеоплощадку в нашем детском саду новыми приборами, с помощью которых дети смогут пополнить свои естественно- научные знания не просто по рассказам и картинкам, а осуществляя практические действия со специальными приспособлениями и метеоприборами во время ознакомления с природными явлениями.

Актуальность проблемы:

- В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней изменениями, в разное время года. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

В детском саду эта проблема актуальна, так как современные исследования педагогов свидетельствует о том, что дошкольный возраст является той генетической ступенью, на которой закладываются основы всего последующего умственного развития. А. В Запорожец (психолог, педагог) говорил: «Громадное количество знаний и умений, приобретаемых в этом возрастном периоде, усваивается мгновенно, фиксируется навечно, до конца жизни и теряются в последнюю очередь при старении».

Так почему же важно развивать умение наблюдать уже в дошкольном возрасте? Потому что, ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке. И где бы не имел место процесс наблюдения – на прогулке, или экскурсии, он должен быть хорошо организован и правильно проведен.

На сегодняшний день методика организации фенологических наблюдений в детских садах разработана не полно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.

Таким образом, была сформулирована тема моего опыта: «Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями».

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС к экологическому воспитанию дошкольников, было предположено, что:

Гипотеза:

- Формирование практических навыков работы на метеоплощадке с метеоприборами будет способствовать развитию исследовательских умений (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать) и воспитанию экологической культуры дошкольников.

Предполагаемый результат:

• Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;

• Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

• Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;

• Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Итак, целью моей работы стало:

- Обучение детей наблюдению, фиксированию и элементарному прогнозированию состояния погоды.

Были определены задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва, их состояния от погоды;

- научить прогнозировать погоду по реакции неживой природы;

- формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;

- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

Личностно-ориентированные:

- разрабатывать наглядные материалы, оказывающие воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей.

- развивать познавательную активность и любознательность;

Воспитательные:

- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;

- воспитание навыков применения знаний на практике.

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

Первым этапом моей работы (организационный этап) стало определение целей и форм взаимодействия с субъектами процесса.

Для этого мною были изучены научные материалы, методические пособия по данной теме, что помогло теоретически подготовиться к следующим мероприятиям. Был организован опрос педагогов с целью изучения осведомлённости участников педпроцесса по данному вопросу, на основе которого в дальнейшем я смогла подготовить информацию, консультации и практикум с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней».

Следующим шагом стало составление «Перспективного планирования по ознакомлению с явлениями неживой природы».

В то время, работая воспитателем в средней группе, организовала работу по обогащению предметно – развивающей среды как в групповом помещении, так и на метеоплощадке. Были созданы своими руками материалы, оборудование, атрибуты для познавательно-исследовательской деятельности, макет «Круглый год»; подобран материал для продуктивной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественная литература экологической тематики, оформлена картотека по теме «Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольника с природными явлениями», куда вошли загадки, стихи и приметы.

Практическая деятельность родителей была направлена на:

• Изготовление приборов-помощников.

• Сбор информации для оформления альбомов.

• Оказание помощи в приобретении экспонатов для мини-музея «Хочу все знать и измерять».

Деятельность воспитателей состояла в следующем:

• Проведение целевых прогулок.

• Знакомство с художественными произведениями, «умными» книгами (энциклопедиями).

• Оформление и работа в уголках природы, изготовление моделей «Времена года», «Термометр».

Деятельность педагогов-организаторов осуществлялось в:

• Проведении с детьми, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану.

• Проведении консультации с воспитателями с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней»;

• Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в дневниках и календарях»;

• Выступление перед педагогами ДОУ на тему «Наблюдение как метод экологического воспитания» ;

• Консультация для педагогов «Моделирование как метод экологического воспитания».

В процессе ознакомления с метеоприборами возникла необходимость разработать единый алгоритм для их изучения.

Алгоритм знакомства с метеоприборами:

- Название прибора;

- Назначение (для чего он используется);

- Строение (внешний вид);

- Правила работы с приборами;

- Правила безопасного пользования.

- Польза (определение важности прибора).

Таким образом, мы постоянно поддерживаем интерес детей к новым знаниям и знакомству с новым оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.

Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах. Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень).

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы.

За время работы в данном направлении у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в системе экологического воспитания дошкольников Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью,.

Использование мультимедийных средств для ознакомления дошкольников с явлениями природы Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы.

Картотека стихов и потешек для мотивации наблюдения за природными явлениями детей младшей группы Картотека стихов и потешек для мотивации наблюдения за природными явлениями в младшей группе «Природа и я» Наблюдение за комнатными растениями.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление детей с природными явлениями в процессе наблюдения»Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление детей с природными явлениями в процессе наблюдения» Конспект занятия по развитию речи в II младшей группе ДОУ №826. Тема: «Ознакомление детей с природными явлениями в процессе наблюдения».

Музыкальное воспитание дошкольников по системе К. Орфа «Шульверк. Музыка для детей» В мировой педагогической практике существуют несколько известных кон-цепций музыкального воспитания детей,.

План проекта по ознакомлению старших дошкольников с явлениями неживой природы «Свет и тень» ПЛАН ПРОЕКТА по ознакомлению старших дошкольников с явлениями неживой природы «СВЕТ И ТЕНЬ» Цель: Дать ребенку элементарные знания о.

Прогулка «Наблюдения за явлениями природы зимой» Конспект зимней прогулки в младшей группе ДОУ. Тема: «Наблюдения за явлениями природы зимой». Подготовила и провела: воспитатель.

Развитие связной речи детей в образовательной деятельности по ознакомлению с природными явлениями Связная речь, как высшая форма речемыслительной деятельности, является показателем уровня речевого и умственного развития ребенка. Практический.

Семинар для воспитателей «Сказка в системе воспитания дошкольников» Семинар для воспитателей. Сказка в системе воспитания дошкольников. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба.

Занятие в средней группе по ознакомлению с природными явлениями в неживой природе «Что Незнайка узнал о воде» Провела воспитатель:Ирина Ивановна Бортникова Занятие в средней группе по ознакомлению с природными явлениями в неживой природе «Что Незнайка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями
Опубликовано: 11 июля 2018 в 20:13
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД