Елена Прасюк
Сценарий досуга «Путешествие в музей. Ожившая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в музей. Ожившая сказка
Сценарий открытого районного досуга
в подготовительной к школе группе
Подготовили и провели:
Музыкальный руководитель Прасюк Е. В.
Воспитатель высшей категории Бринзова И. Е.
Старший воспитатель Бельских И. В.
г. Яхрома. 29 января 2014г.
Направление. Художественно-эстетическое.
Публикация «Сценарий досуга „Путешествие в музей, Ожившая сказка“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Интеграция образовательных областей: музыка, художественное творчество, коммуникация, познание (ФЦКМ, чтение художественной литературы, социализация.
Цель: продолжать развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к музыкальному фольклору, народному декоративно-прикладному творчеству,
Программное содержание:
1. Учить детей видеть и понимать взаимосвязь декоративно-прикладного творчества и русской народной музыки.
2. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам, интерес к русскому декоративно-прикладному творчеству, музыкальному фольклору.
3. Закрепить знания детей о дымковских, филимоновских игрушках, городецких и хохломских изделиях, гжельской росписи, матрешках.
Демонстрационный материал: изделия мастеров русского декоративно-прикладного творчества; аудиозапись русской народной музыки; папки - передвижки «Промыслы России». Оформление музыкального зала в соответствии с тематикой досуга по зонам - «залы музея»
Предварительная работа: слушание народной музыки; разучивание танцев на основе элементов русских народных плясок, хороводов; рассказы педагогов об изделиях декоративно-прикладного творчества; рассматривание альбомов с описанием народных промыслов России: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька», «Русская матрешка»; изготовление детьми изделий декоративно-прикладного творчества; организация выставки «Промыслы России»; совместная работа педагогов детского сада, родителей в изготовлении костюмов, атрибутов к проведению досуга.
Ход досуга
(Под русскую народную музыку входят в зал воспитатели-ведущие)
Ведущие: Здравствуйте, гости дорогие!
1. Ведущий: Все что сделано руками и сердцем русских мастеров,
Живет и будет жить веками, среди сокровищ всех миров
2. Ведущий: Сегодня мы расскажем, где появились такие народные промыслы как хохлома, гжель, дымково, филимоново, матрешки. Для этого приглашаем вас в музей. Благодаря нашей экскурсии, вы сможете понять красоту и своеобразие народных промыслов, музыкального фольклора.
(под музыку входят двое детей-экскурсоводов)
1. Экскурсовод: Здравствуйте, дорогие гости! Пожалуйте в наш музей русского народного творчества - «Ожившая сказка»». Сегодня у нас выставляются изделия старинных народных промыслов.
2. Экскурсовод: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Зал «Гжель»
1. Экскурсовод (к гостям): Отгадайте–ка загадку:
Чашки, чайники и вазы, отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей, синий – небушка синей,
Кружевное это чудо к нам пришло оно откуда?
Гости: из Гжели.
2. Экскурсовод: Вся посуда разная, но есть в ней что-то общее. Что?
Гости: Сине-голубой узор.
1. Экскурсовод: Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана на фарфоровом заводе, который находился в селе Гжель Московской области. Именно в Гжели умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее посуду. Посуду украшали лепными деталями и расписывали сине-голубым узором.
2. Экскурсовод: Мастера рассказывают, что этот цвет подарила им река Гжель. Синие полевые цветы – незабудки и васильки, синие тени на белом снегу. В гжельском промысле всегда отводилось место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки, изображающие персонажей народных сказок, детские игрушки.
Девочки исполняют танцевальную композицию «Гжель»
Зал «Дымковская и Филимоновская игрушки»
(под русскую народную музыку в зал входят дети – экскурсоводы)
3. Экскурсовод: А вот и следующий зал! Отгадайте-ка загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Гости: Это дымковская игрушка.
Экскурсовод: А почему эти игрушки называют дымковскими?
Гости: Эти игрушки делают в селе Дымково.
4. Экскурсовод: Придумали эти игрушки давным-давно. Сначала их изготовляли не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух или трёхглавого. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки: барыни, козлы, бараны, олени, петухи, индюки.
3. Экскурсовод: Похожие игрушки делали в деревне Филимоново Тульской области. И сегодня к нам в музей пожаловали сами мастерицы и они расскажут о своих изделиях.
(под музыку в зал входят две мастерицы - коробейники с изделиями дымковских и филимоновских мастеров, два мальчика с дымковским и филимоновскими варежками-петушками)
Мастерицы: С разных уголков России мы в музей ваш прикатили.
1-я мастерица: Мы из Дымкова, а вы?
2-я мастерица: Мы из Тульской области! Деревня Филимоново, надеемся, знакома вам!
Мастерицы (вместе): Промысел у нас старинный, игрушки лепим мы из глины. Игрушки разные и своеобразные.
1-я мастерица: Удивит ваш чудо взор этот дымковский узор.
Линии волнистые, оборки, клетки, точки,
Здесь колечки всякие, тут – разные кружочки.
Краски многоцветные, и на белой глине
Золота кусочек, чтоб было красивей.
Все игрушки пышные, праздничные, яркие,
Просто чудо - загляденье, настоящие подарки!
Кисточкою мы умело свой узор выводим смело.
Вот так чудо-красота, Дымковская слобода!
2-я мастерица: Наши игрушки немного скромнее,
Ростом повыше они, постройнее.
Красим не кистью – гусиным пером (показывает перо,
Краску на краску с любовью кладем.
Ромб, треугольник, круг солнышка здесь,
Линии, звездочки, елочки есть,
В наших узорах природы краса…
Мастерицы (вместе): И не состарят игрушки года!
Ребенок (с дымковским петушком): Как из дымковской слободки…
Ребенок (с филимоновским петушком): Филимоновской сторонки…
Дети (вместе): Вас порадовать пришли, наши чудо-петушки.
Исполняется песня-игра «Дымковские и Филимоновские петушки», музыка и слова Н. Караваевой, аранжировка Л. Олифировой)
Под музыку «Коробейники» девочки дарят гостям игрушки, сделанные детьми подготовительной группы (рис. 6)
Зал «Хохлома»
(под музыку в зал входят дети – экскурсоводы)
5. Экскурсовод: Удивляя, проростая, как-то празднично жива.
Молодая, непростая, черно-красная трава.
Листья рдеют не редея, от дыхания зимы.
Входим в царство Берендея – в мир волшебной Хохломы.
6. Экскурсовод: Выросла травка золотая на ложке. Распустился огненный цветок на миске. Ягоду клюёт птица Золотое перо. Вы думаете, это сказка? А это - быль! Издавна делали, да расписывали деревянную посуду в лесных заволжских деревеньках: Семино, Кулигино, Хохлома, Хрящи. А названье привилось только одно – Хохлома. Как же началось это удивительное художество?
5. Экскурсовод: Начало золотой росписи ведут от древних живописцев. Есть такая красивая легенда: Давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок- умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
6. Экскурсовод: Это, конечно, легенда. А на самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом. А узоры с лугов да лесов перенесены – травка да листочки, цветы да ягоды. Просто! А восхищеньям да восторгам – конца нет.
Дети исполняют «Танец с ложками», р. н. м. «Во саду ли, в огороде»
Зал «Городец»
(под музыку входят дети – экскурсоводы)
7. Экскурсовод: Там где песни без умолку, бьет веселый бубенец,
Глядится в плесы синей Волги старинный город Городец.
Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса
Городецкие узоры тонко вывела рука.
Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают и розаны расцветают!
8. Экскурсовод: О появлении розанов в мотивах городецких мастеров рассказывают разное: «на Руси летом праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительный цветок папоротника – цветок счастья. Но цветет он всего лишь мгновенье. И если человек успеет сорвать его – всю оставшуюся жизнь будет счастлив. Вот и придумали мастера свой прекрасный цветок счастья – розаны».
(звучит народная музыка, входят двое детей вносят будафорскую прялку).
1. Ребенок: Здравствуйте, хозяева! Здравствуйте, гости дорогие! Приехали мы к вам из старинного городка, что на реке Волга – Городца. Когда-то в нашем городе строили корабли парусные, да не простые, а дивно разукрашенные.
2. Ребенок: И дома у нас в Городце украшали и украшают богатой резьбой, и стоят они, как сказочные терема. В затейливых узорах у нас мебель и прялки. И одну такую прялку мы решили подарить вашему музею, о котором много слышали.
7. и 8. Экскурсоводы (принимая прялку): Спасибо, за подарок!
Танец «Прялица»
Зал «Русская матрешка»
(Под музыку входят дети – экскурсоводы с матрешками в руках)
9. Экскурсовод: А вот и еще одна загадка.
Словно репка, она крутобока, а под алым платочком на нас,
Смотрит весело, бойко, широко, парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко наша русская…
Гости: Матрешка.
10. Экскурсовод: Матрешка – одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Самая первая матрешка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.
9. Экскурсовод : В настоящее время матрешки из Сергиева Посада имеют много подружек, которых делают в других городах и селах нашей страны: Семенове, Вятке, Полхов-Майдане. С большой любовью расписывают мастера своих матрешек, поэтому они получаются очень красивыми и нарядными. Матрешка считается национальным русским сувениром, и поэтому многие иностранные гости покупают такие игрушки на память о нашей стране.
Танец «Матрёшки»
(Под музыку входят ведущие)
1. Ведущий: Вот и подошла к концу наша экскурсия.
2. Ведущий: Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет
Педагоги исполняют песню «Русские умельцы» В. Темнова, С. Абрамова
Дети - участники досуга - выходят под песню и несут в руках изделия народных промыслов России)