Вероника Березюк
Фотоотчет: Награждение родителей за участие в выставке «Осетинских головных уборов»
▼ Скачать + Заказать документы
осетинские орнаменты создавались в течение многих веков. Считаются одними из древних в культуре Кавказа. Осетинские узоры отличаются непохожестью, их нельзя спутать с другими видами орнаментов. Прослеживаются они практически на всех предметах обихода. Это посуда, одежда, различные орудия труда, надгробные камни и многое другое.
Публикация «Фотоотчет: Награждение родителей за участие в выставке „Осетинских головных уборов“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Одежда, обувь, головные уборы
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
Орнамент различных видов декоративного искусства осетин глубоко самобытен и существенно отличается от орнаментального искусства других народов. Истоки осетинского орнамента идут от древних культур – Кобанской, Скифо-Сарматской и Аланской.
По мотивам, которые используются в орнаменте, его разделяют на геометрический, растительный и зооморфный.
Рассмотрим по подробнее осетинские орнаменты.
Геометрический орнамент, как правило, составляют различные абстрактные формы-точки, прямые, ломанные, а также круги, ромбы, звезды, многогранники, кресты, спирали.
Каждая из этих фигур символизирует определенные понятия: ромб-плодородие; круг-солнце, бесконечность мира; треугольник- земное плодородие, обеспеченность, преемственность; в кресте свастике с загнутыми концами –отражался геометрический символ вечного движения солнца сопоставляемый с всадником или конем, а также с веером птичьих голов. Направление движения солнечных лучей разниться в брачной и погребальной орнаментике, оставаясь при этом очистительной силой.
Растительный орнамент стилизует листья, цветы, плоды…
В традиционной культуре осетин растительный орнамент используется для украшения спинок деревянных кресел с трехфазным изображением солярного символа – креста, свастики, круга.
Зооморфный, или животный орнамент – это стилизация фигур, реальных или фантастических животных. Это всевозможные рогообразные завитки,изображения змей, орлов, грифон. Одним из любимых культовых животных является баран. Будучи жертвенным животным, он олицетворяет собой созидательные силы подателя небесных благ, символ плодородия, но уже мужского начала. Птица в осетинском орнаменте символизировала свет, тепло, весеннее пробуждение, сулила урожай и богатство. Являясь посредником между небом и землей, птица остается важнейшим атрибутом Богини -матери, антропоморфный образ которой заменяется Древом-символом жизни. К земной зоне, к ее порождающим силам относятся и образы земноводных (змей, лягушек).
Представляя собой нижний мир, преисподнюю, они в тоже время воплощают образ Матери-земли, ее энергию.
Изображение Богини-матери в традиционном осетинском орнамент
Древо жизни, в аланском-осетинском орнаменте.
В орнаментальное Мировое древо часто вводились образы птиц и головки змей и драконов, а иногда оно изображалось в виде оленьих или бараньих (турьих) рогов.