альбина пшигаушева
Фотоотчет по опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Может ли растение дышать?
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материал: комнатное растение, вазелин.
Оборудование: трубочки для коктейля, лупа.
Ход занятия -экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что растения дышат.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Ребята, нельзя обсыпаться землей и брать грязные руки в рот.
Воспитатель объясняет детям, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Предлагает
Публикация «Фотоотчет по опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
детям взять трубочки, вдохнуть и выдохнуть через нее. Затем одно из отверстий трубочки замазывают вазелином. дети пытаются дышать через трубочку и убеждаются, что вазелин не пропускает воздух. Воспитатель объясняет, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
3. Фиксирование результатов эксперимента.
В течение недели ежедневно фотографировать изменения, происходящие с растением. Через неделю фотографии разложить, пронумеровать и сравнить.
Вывод. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Тема: Что есть в почве?
Цель: помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
Материал: комочек земли, остатки сухих листочков.
Оборудование: металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, пинцет, лупа.
Ход занятия- экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Ребята, нельзя брать грязные пальцы в рот., тереть глаза грязными руками.
Дети под руководством воспитателя с помощью лупы определяют, где какая почва (в лесной много перегноя).
- На какой почве лучше растут растения, почему (В лесу растений больше, в почве больше питания для них.)
Воспитатель сжигает лесную почву в металлической тарелочке, обращает внимание на запах при сгорании. Попробует сжечь сухой лист.
- Что делает почву богатой? (В почве леса много перегнившей листвы.)
Воспитатель и дети обсуждают состав почвы города, уточняют, как узнать богатая ли она; рассматривают почву с помощью лупы, сжигают на тарелочке.
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Дети придумывают символы разной почвы: богатой и бедной.
Вывод. Та почва богаче, на которой растет больше растений и живет больше животных.
Тема: Дышат ли рыбы?
Цель: помочь установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.
Материал: вода.
Оборудование: прозрачная емкость, аквариум, лупа, палочка, трубочка для коктейля.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбками
2. Выполнение эксперимента.
Дети под руководством воспитателя наблюдают за рыбками и определяют
Дышат они или нет (следят за движением жабр, пузырьками воздуха в аквариуме). Затем выдыхают воздух через трубочку в воду, наблюдают за появлением пузырьков. Выясняют есть ли воздух в воде. Палочкой двигают водоросли в аквариуме, появляются пузырьки. Наблюдают, как рыбки подплывают к поверхности воды (или к компрессору, захватывают пузырьки воздуха (дышат).
Вывод. Дыхание рыб везде возможно.
Тема: У кого какие клювы?
Цель: помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида животных.
Материал: плотный ком земли или глины, вода, мелкие легкие камешки, кора дерева, зернышки, крошки.
Оборудование: муляжи клювов из разных материалов, емкость.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям стать «птичками».
2. Выполнение эксперимента.
Дети- «птички» выбирают, чем они хотят питаться, подбирают нужный по размеру, форме, прочности клюв (из бумаги, картона, дерева, металла, пластмассы, «добывают себе пищу с помощью клюва. Рассказывают, почему выбрали именно такой клюв (например, аисту нужен длинный, чтобы достать из воды корм).
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Дети приклеивают птиц с разными клювами.
Вывод. У птиц разные клювы. Их размер зависит от характера питания птиц.
Тема: Как пчелки переносят пыльцу?
Цель: помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений.
Оборудование: ватные палочки, порошок – краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупа.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Дети под руководством воспитателя рассматривают строение конечностей и тельца насекомых через лупу. Воспитатель предлагает детям выяснить, как насекомые могут помочь растениям в опылении.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Ребята, нельзя брать ватные шарики в рот и засовывать в нос.
Воспитатель раздает каждому ребенку ватные шарики.
- Представьте, что ватные шарики- это насекомые. Имитируя движения насекомых, прикоснитесь шариками к цветам.
На макеты цветов воспитатель заранее насыпал порошок- краситель.
- Что осталось на ватных шариках? (К ворсинкам прилипли частички порошка- красителя.)
- После соприкосновения с цветком на конечностях и тельце насекомых остается пыльца.
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Дети под руководством воспитателя составляют модель зависимости размножения растений от животных.
Вывод. К конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца.
Тема: Кто чистит аквариум?
Цель: помочь выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд».
Материал: моллюски.
Оборудование: аквариум со «старой» водой, лупа, кусок белой ткани.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям выяснить, кто чистит аквариум.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Ребята, нельзя брать грязные руки в рот.
Дети под руководством воспитателя рассматривают стенки аквариума со «старой» водой, выясняют, кто оставляет следы (полоски) на стенках аквариума. С этой целью проводят белой тканью по внутренней стороне аквариума, наблюдают за поведением моллюсков. Дети объясняют, мешают ли моллюски рыбам.
3. Фиксирование результатов эксперимента.
В группе вывешивается плакат с экосистемой «Пруд».
Вывод. Моллюски очищают воду от тины.
Тема: Наши помощники - органы чувств.
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением, воспитывать потребность в уходе за органами чувств.
Материал: лимон, яблоко, сахар, вода.
Оборудование: «чудесная» коробочка (с дырочками, коробочка с бубном, «чудесный» мешочек, непрозрачный чайник.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко) с помощью разных органов чувств.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Во время занятия действовать согласно моим заданиям.
Воспитатель предлагает детям понюхать то, что находится в коробочке с дырочками.
Затем предлагает послушать звук, извлекаемый из закрытой коробки.
Далее воспитатель предлагает ощупать предмет, лежащий в мешочке.
Воспитатель демонстрирует непрозрачный чайник с водой.
Затем воспитатель выливает содержимое чайника в прозрачную емкость, добавляет сахар. Предлагает детям попробовать воду на вкус.
- У людей есть помощники, которые позволяют человеку узнавать про все на свете.
- Как вы думаете, что было бы, если не было бы органов чувств?
- Как сохранить органы чувств здоровыми?
Воспитатель обсуждает с детьми опасные травматичные для органов чувств ситуации, правила охраны органов чувств.
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Поместить плакат, отражающий все органы чувств.
Вывод: У человека есть органы чувств: глаза для того, чтобы смотреть, уши – чтобы слушать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности. Необходимо их беречь.
Тема: Носорий.
Цель: познакомить с функцией носа, его строением.
Оборудование: рисунки (контурные) профилей, изображающие разную форму носа (орлиный, пуговкой, курносый и др., схематичное изображение носа.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель загадывает детям загадку про нос.
Воспитатель и дети совместно обсуждают значение выражений: нс задрал, нос повесил, нос картошкой, курносый, орлиный. Рассматривают изображение различных форм носа. Глядя в зеркало, определяют форму своего носа.
2. Выполнение эксперимента.
Для чего нужен нос?
Воспитатель предлагает детям определить, что лежит в коробочке. Не глядя, зажав нос рукой. (лимон)
Дети под руководством воспитателя делают вывод о том, что при вдохе ртом запах не ощущается. Чтобы ощутить запах, надо сделать несколько вдохов носом. Дети, зажав нос, рассказывают стихотворение. Воспитатель обращает внимание на то, что вдох и выдох можно делать ртом, но при этом прекращаешь говорить, постепенно начинаешь задыхаться.
Дети под руководством воспитателя определяют, как нос выполняет свою работу. Рассматривают схематичное изображение носа. Воспитатель объясняет его строение.
- Что для носа полезно (Регулярно освобождать его от содержимого.)
- Что для носа вредно? (Нельзя засовывать в нос инородные предметы)
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Поместить в групповой комнате схематичное изображение носа и рисунки с изображением разных профилей носа.
Вывод. Нос нужен, чтобы дышать. Нельзя ничего засовывать в нос.
Тема: Умный нос.
Цель: научить определять предметы по запаху; познакомить с особенностями работы носа.
Материал: различные цветы, продукты (рыба, котлета, хлеб и пр.) с характерным запахом.
Оборудование: контейнеры из – под «Киндера - сюрприза», содержащие пахучие вещества (укроп, чеснок, лимон, духи, лекарственные травы и т. п, картинки с изображением соответствующих продуктов (предметов, растений и пр.).
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям определить предметы по запаху.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Ребята, нельзя брать продукты, с которыми мы работаем на занятии, в рот.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Каждому ребенку подносит цветок.
- Определите, какой это цветок.
Воспитатель подносит контейнер от «Киндера- сюрприза».
Дети определяют, что находится в нем и устанавливают соответствие запаха и картинки с изображением соответствующего продукта.
Вывод. Продукт или предмет можно узнавать по запаху, не видя его.
Тема: Язычок - помощник.
Цель: познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнения в определений вкусов продуктов.
Оборудование: набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый; соленый вкус, схематичное изображение языка с вкусовыми зонами.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель загадывает детям загадку про язык.
- Для чего нужен человеку язык?
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Продукты, ребята, берите только по моему заданию.
Воспитатель предлагает детям прижать язык к низу и попробовать произнести звуки без помощи языка. Дети под руководством воспитателя делают вывод о том, что без помощи языка нельзя произнести звука, после чего дети пробуют произнести звуки «л» и «ж». Определяют, что положение языка разное. Язык помогает издавать звуки, занимая при этом разные положения.
Затем воспитатель предлагает узнать название продукта (мандарин) не глядя, попробовав.
- Как помогает язык при жевании? (Переворачивает кусочки пищи при жевании.)
Язык реагирует на разный вкус специфическими вкусовыми сосочками, которые расположены на нем большими группами. У человека вкусовых сосочков очень много (около 9-10 тысяч, и разный вкус чувствуют разные сосочки, расположенные в разных частях языка.
2. Фиксирование результатов эксперимента.
Дети приклеивают на стенде картинки, изображающие продукты разных вкусов.
Вывод. Язык нужен человеку для того, чтобы разговаривать, определять вкус пищи.
Тема: Глаза – орган зрения.
Цель: познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз
Материал: вода.
Оборудование: непрозрачный чайник.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Ребята, нельзя лазать пальцами в глаза.
- Что вы видите?
Дети называют все, что они видят. Воспитатель просит детей закрыть глаза.
- Что теперь видите? (Ничего.)
- У человека есть очень хорошие помощники- глаза, которые позволяют видеть все вокруг. Что было бы, если бы помощников- глаз- не было?
- Как их сохранить?
Воспитатель совместно с детьми рассматривает различные опасные ситуации, правила охраны глаз.
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Поместить на стенд плакат с изображением органов чувств человека.
Вывод. Глаза нужны, чтобы видеть. Необходимо их беречь
Тема: Проверка зрения.
Цель: выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.
Оборудование: картинки с изображением предметов.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, поднести вплотную к лицу лист с изображением предмета, открыть глаза и посмотреть.
-Что вы видите (Ничего.)
- Что надо сделать, чтобы увидеть изображение (Отодвинуть лист подальше от лица)
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель выставляет перед детьми зрительный ряд с изображением различных предметов.
Воспитатель. «Проверим зрение: у кого самый острый глаз; кто может видеть на большом расстоянии.
Воспитатель отмечает расстояние, с которого становятся видны предметы на картинке (несколько в первом ряду).
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Дети зарисовывают результаты эксперимента.
Вывод. Чтобы видеть предмет, надо как бы обхватить его взглядом; трудно рассмотреть предмет, если он очень близко или далеко.
Тема: Ухо – орган слуха.
Цель: познакомить с органом чувства (ухом, его назначением, с охраной органов чувств.
Оборудование: коробочка с бубном, музыкальные инструменты, знаки, запрещающие действия, которые могут привести к опасности для ушей.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям послушать, как звучат различные музыкальные инструменты.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель предлагает детям узнавать инструмент по звучанию, не видя его.
Воспитатель. Чем вы слышите звуки (Ушами.)
- У человека есть помощники- уши, которые позволяют слышать звуки. Что было бы, если бы помощников (ушей) не было?
- Как их сохранить?
Дети под руководством воспитателя рассматривают опасные ситуации, обсуждают правила охраны ушей.
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Воспитатель помещает знаки, запрещающие действия, которые могут привести к травме ушей.
Выводы. Уши необходимы, чтобы слышать. Их надо беречь.
Тема: Как распространяется звук?
Цель: помочь понять, как распространяется звуковые волны.
Материал: вода, камешки, стол с ровной поверхностью.
Оборудование: емкости, шашки (монеты).
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает выяснить почему мы можем слышать друг друга.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Действия, дети, выполняйте только по моему заданию.
Воспитатель предлагает детям бросить камешки в емкость с водой.
-Что увидели? (По воде расходятся круги)
- То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она по воздуху.
Воспитатель располагает шашки (монеты) вплотную друг к другу на гладкой поверхности. Резко, но не сильно ударяет по крайнему предмету.
- Что произошло (Последний предмет отскочил.)
- Силу удара передали последнему предмету остальные предметы, так же передается звук по воздуху.
Дети под руководством воспитателя выполняют опыт по алгоритму : ребенок прикладывает ухо к емкости (или краю бассейна, другое ухо закрывает тампоном; воспитатель бросает камушки. Ребенок говорит, услышал он звуки падающих камешков или нет.
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Воспитатель говорит детям, что звук передается по воздуху и по воде.
Тема: Где живет эхо?
Цель: помочь понять, как возникает эхо.
Материал: веточки.
Оборудование: пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, мяч.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель. Что такое эхо? (Ответы детей)
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Ребята, нельзя бить мячом по окнам и по различным предметам.
- Где можно услышать эхо (В лесу, пустой комнате, в лесу)
Воспитатель предлагает детям проверить их предположения. Дети сначала произносят какое- нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро.
- Есть ли в нем эхо? (Да, звуки повторяются.)
Затем дети под руководством воспитателя заполняют емкость тканью, веточками, сухими листочками. Произносят звуки.
- Повторяются звуки в этом случае? (Нет.)
Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети отбивают мяч от пола, стены, кресла, ковра.
- Как скачет мяч? (Хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы.)
- Так же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха.
Выводы. В пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью – нет (звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).
Тема: Почему не слышно?
Цель: помочь выявить причины ослабления звука.
Материал: вода.
Оборудование: большая емкость, маленькие бумажные и пробковые кораблики.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, другом городе, на другом конце большой поляны.
2. Уточнение правил безопасности.
Во время занятия:
- не брызгаться водой;
- не бросать сильно камешки;
- не создавать сильных волн.
3. Выполнение эксперимента.
Дети под руководством воспитателя помещают кораблики из бумаги (пробки) в большой емкости с водой у одного края. У противополоного края бросают камешки.
Воспитатель. Что происходит с водой, корабликами? (По воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны.)
Распределяют кораблики по всей поверхности емкости, бросают камешки.
- Как ведут себя кораблики на волне? (Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается.)
- То же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише.
Дети под руководством воспитателя закрепляют в емкости преграды- «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны» и наблюдают за их распространением.
- Есть ли волны за преградой? (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают.)
- То же самое происходит со звуками в городе, помещении.
Выводы. Чем источник звука дальше, тем тише его звук.
Тема: Спичечный телефон.
Цель: познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям изготовить простейший телефон.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Аккуратно действовать с материалами.
Дети под руководством воспитателя выполняют действия по алгоритму: через центры двух спичечных коробков протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек.
Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, - слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим.
- Что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложить палец к нитке, к коробку? (Палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания.)
- Спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: : там звук бежит по проводам.
Дети зажимают нить посредине рукой- «телефон» не работает.
Выводы. Звук передается при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передается.
Тема: Как появляется песенка?
Цель: познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.
Оборудование: ксилофон, металлофон, деревянная линейка.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию, затем повторить мелодию на другом регистре.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Одинаково ли звучали песенки? (Нет. Первый раз- нежнее, второй раз- грубее.)
Воспитатель обращает внимание детей на размер трубочек инструмента. Дети повторяют эту же мелодию на высоких нотах.
Выводы. У трубочек большого размера звук грубее (ниже, у маленьких – тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие ноты.
Тема: Починим игрушку.
Цель: познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей, с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.)
Оборудование: образцы контура стана человека, частей тела (рука, нога, стопа, шея, голова с ушами, туловищ разного размера; изображения различных состояний человека (разные выражения лица, причесок; одежда для девочек и мальчиков.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям починить игрушки, которые сломались.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель. Ребята, аккуратно обращайтесь с материалами.
В процессе подбора частей тела куклы воспитатель объясняет необходимость подбора всех частей по размеру, как на образце в виде контура. Когда все части подобраны и наложены на контур, воспитатель предлагает детям наклеить их на образец. При выборе головы воспитатель обращает внимание детей на то, что лица- с неодинаковыми выражениями.
- Чем лица различаются? (Разным настроением)
- Как догадались? (По линиям рта, бровей, глаз.)
Воспитатель предлагает детям выбрать лицо с определенным настроением, подумать, мальчик это или девочка, подобрать прическу, одежду, придумать им имена. Всех кукол оставить для игр, сделать два гардероба. В дальнейшем для развития игры можно добавлять мебель, посуду и т. д.
Выводы. Люди различаются по полу, прическе, одежде, имени, настроению. Все люди имеют две руки, две ноги, голову и туловище.
Тема: Уличные тени.
Цель: помочь понять, как образуется тень; показать зависимость тени от источника света, и взаиморасположение.
Ход занятия экспериментирования.
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку про тень.
Воспитатель и дети рассматривают образование тени на улице днем- от солнца, вечером- от фонарей, и утром- от различных предметов; в помещении- от предметов разной степени прозрачности.
2. Выполнение эксперимента.
Воспитатель ведет обсуждение с детьми.
1. Когда появляется тень? (Когда есть источник света.)
2. Что такое тень? (Ответы детей.)
3. Почему она образуется? (Ответы детей.)
Воспитатель. Тень появляется при наличии источника света. Тень- это темное пятно. Она образуется когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.
Воспитатель и дети рассматривают тени в зависимости от источника света, предмета, их расположения, и делают выводы:
- от одного предмета, например от самого себя, может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. ;
- чем выше источник света, тем короче тень (например солнце днем и фонарь вечером);
- по мере удаления от источника света тень удлиняется и контур становится менее четким;
- очертание предмета и тени схожи;
- чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
3. Фиксирование результатов эксперимента.
Поместить в групповой комнате плакат с картинками, изображающими тень в зависимости от источника света и предмета, их взаиморас
оложения.
Выводы. Тень образуется, когда на предмет попадает свет.