Мария Галанина
Проектная деятельность логопеда в старшей группе компенсирующей направленности «Нейрозимушка», нейроигры
Проектная деятельность логопеда в старшей группе компенсирующей направленности "Нейрозимушка".
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : воспитанники старшей логопедической группы, учитель-логопед Галанина М. С.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Публикация «Проектная деятельность логопеда в старшей группе компенсирующей направленности „Нейрозимушка“, нейроигры» размещена в разделах
- Логопедия. Работа логопеда
- Педагоги компенсирующей направленности
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
По данным статистики, за последние десятилетия наблюдается существенное повышение числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей речевая недостаточность имеет недифференцированный, мозаичный характер, и переплетается с недостатками в двигательной, когнитивной, перцептивной и других сферах психической деятельности. Речь – первостепенная и наиболее совершенная форма общения, присущая исключительно человеку. В процессе коммуникации люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь является основной психической функцией, поэтому при наличии мозговых дисфункций она одной из первых принимает удар на себя. Нарушаются все базовые компоненты речевой многофункциональной сферы: звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, словарный запас, и связная речь. Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции. Нейропсихологический поход позволяет логопеду выстроить эффективную стратегию сопровождения ребенка с нарушениями речи, изучить причину нарушения, помочь в формировании основных функций для будущего обучения ребенка, повысить эффективность логопедической коррекции, а также поднять профессиональный уровень современного логопеда. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Нейроигры можно представить как набор физических упражнений, объединение движения и мысли. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Цель проекта : Создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр.
Задачи проекта :
Коррекционно – образовательные:
1. Расширить знания и представления детей о русской зиме и новогоднем празднике.
2. Уточнение и расширение словаря по темам «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние сказки», «Новый год».
Коррекционно – развивающие:
1. Развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
2. работа над гармоничным взаимодействием полушарий; активизация речи;
3. работа над эмоциональной устойчивостью, повышением концентрации внимания.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества.
Планируемый результат.
1. Повысится познавательная активность детей, сформируется интерес к занятиям по развитию речи.
2. Улучшение развития мелкой и общей моторики, процессов памяти, мышления, внимания.
3. Проект будет способствовать повышению речевой активности, активизации и расширению активного словаря.
Содержание проекта :
1. Использовались нейрокарточки для автоматизации звуков (с переключением позы рук)
2. Нейродорожки для автоматизации звуков


3. Нейроигра «Снежные слова»
Педагог произносит слово, дети повторяют и выполняют соответствующие движения:
Снежинка – кружимся (1раз)
Ком – присели, руками обхватили коленки
Снеговик – стоим
Снегирь – машем руками (крыльями)
Снегурочка – выставляем ножки (пляшем)
4. Нейроигра "Кулачок-ладошка-ребро"
(сосулька - ребро, снежинка - кулачок, мешок с подарками - ладошка)

5. "Покажи двумя руками одновременно новогодние подарки» (автоматизация поставленных звуков)
- картинка и её теневое изображение
- две одинаковые картинки


6. Игра «Кто спрятался?»
(зрительно и тактильно определить по силуэту новогодние деревянной фигурки)

7. Надувная перчатка" - «Снегири прилетели»
игра-тренажер для развития речевого дыхания
Задания:
- вспомнить сколько снегирей прилетело;
- на какой веточке снегирь сидел;
- на какой веточке снегирь смотрел вправо, влево;
И т. д.

8. Игра на дифференциацию поставленных звуков
«Сова» – звук «С»
«Мишка» – звук «Ш»
Рядом с картинками, в названии которых есть звук «С», кладём снежинки
Рядом с картинками, в названии которых есть звук «Ш», кладём ледяные шарики

9. Игра «Снеговик расчищает сугробы»
- Ищем картинки и произносим слова на автоматизацию поставленного звука
- Рисуем символ гласного звука и читаем слог, с использованием символа – фишки согласного звука


10. Нейроигра «Клавесы»
- «Помоги Снегурочке и деду Морозу добраться до подарков, выбирая правильный цвет палочки» (произноси заданный звук, слог на каждый отрезок дорожки)
- «Стукни по шарику нужной стороной палочки столько раз, сколько на нём кружочков. Произнести столько же раз заданный звук или слог)


11. Игра «Весёлые ладошки»
Поднимаем пальчики согласно карточкам и называем слова на картинке

12. Нейроигра «Построй башню из стаканчиков»
У Снегурочки синие стаканчики, у деда Мороза – красные. Берём стаканчики в соответствии с цветом резинки на руке и произносим звук, слог или слово

13. Игра «Снежный клубочек»
Наматываем ниточку на клубочек и произносим звук, слог, слово, чистоговорку, стихотворение.
14. Игра «Попади в цель» с использованием балансировочной доски Бильгоу
