Елена Давыдова
Фрагмент рабочей программы «Город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
Публикация «Фрагмент рабочей программы „Город мастеров“» размещена в разделах
Рабочая программа представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
В основе разработки программы :
-Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ
-Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС.
-Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад общеразвивающего вида №87» департамента образования города Воронежа (утвержден председателем департамента образования администрации города Воронежа от г.).
-Постановление от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» действует с 01.01.2014г.
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Срок реализации программы -1 год (2016-2017 учебный год)
Цели и задачи реализации рабочей программы подготовительной к школе группы «Солнышко» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Целью рабочей программы является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организационной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Формы реализации программы : игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность, проектная деятельность.
Реализация Программы осуществляется в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные
отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса.
При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме следует уделять не менее одной недели.
Фрагмент рабочей программы
в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе.
Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем
Образовательная тема недели: «Город мастеров»
Приоритетная образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Формировать знания детей о декоративно-прикладном искусстве, воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Задачи:
- развивать эстетические чувства, художественное восприятие;
- продолжать развивать декоративное творчество детей, умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, мезенская роспись и др.);
- учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;
- закреплять умение создавать композиции на силуэтах предметов и игрушек, расписывать вылепленные детьми игрушки
Дни
недели Приоритетные виды детской деятельности Организационная образовательная
деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах
С учетом интеграции образовательных областей Индивидуальная организационно образовательная деятельность детей Организация развивающей средыдля самостоят деятельности детей Взаимод.
с род. /
социал.
партнерами
Понедельник физическое развитие
Познавательное развитие Ознакомление с окружающим миром
Тема : «Народные промыслы»
Физкультура (по плану специалиста)
Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста). Просмотр презентации «Народные промыслы». Физкультминутки и динамические паузы: «Петрушка», «Матрёшки». Народные подвижные игры: «Перетяни канат»,
Рассматривание разных видов изделий народного творчества. Мини-беседа «О народной игрушке» (Настольный театр «К нам гости пришли»
(с использованием филимоновской игрушки). Чтение: А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Подвижные игры «Третий лишний», «Золотые ворота», «Мышеловка». Пальчиковая игра «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров». Дидактические игры и
упражнения,
настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу»
ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества «Консультация для родителей «Знакомим детей с народными промыслами».
Вторник- Художественное -эстетическое развитие
Рисование
Тема:
Роспись «Хохлома»
Цели: Познакомить с видом
хохломской росписи «травка» «капельки», «усики»
«завиток», «кустик». Дать представление о цветовой гамме орнамента.
Музыка
По плану муз. рука
Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста).
Рассказы, беседы: «Об истории промысла (Хохлома)»; о пословицах, поговорках, о труде, нравственных качествах людей. Разучивание русских народных пословиц и поговорок. Выставка «Полочка красоты» : размещение предметов (изделий) народных промыслов: «хохломская посуда». Сюжетно-ролевая игра «Художественная мастерская». Дидактическая игра «Узоры Хохломы». Изготовление атрибутов для костюма (кокошники, бусы). Слушание любимых песенок. Побуждать к выполнению танцевальных движений. Беседы о значении народного искусства в развитии страны. Составление рассказов (творческих, описательных) «Золотая хохлома». Народные подвижные игры: «Обыкновенные жмурки», «Пятнашки»
ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно - прикладного творчества Попросить родителей принести предметы народных промыслов: «Хохломская посуда»
Среда- Речевое развитие Развитие речи
Тема «Состав рассказа о гжельской розе»
Цели:
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, и в частности, с гжельской керамикой. Развивать связанную речь, обучая детей придумывать сказки: развитие действия, окончание. Учить задавать вопросы
Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста).
Рассматривание альбома «Сказочная Гжель»; репродукции, экспонаты, альбомы, открытки, книги, иллюстрации: «Мастера Земли русской». Дидактические игры и
упражнения,
настольно печатные игры: «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу». Задания: подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки.
Наблюдения вприроде
За красивой формой листьев. За насекомыми, птицами,цветков, яркими росписями. Решение проблемной ситуации: «Как создать уголок народных промыслов?»
Экспериментирование «Делаем свистульку» (из бумаги
Подвижные игры «Третий лишний», «У медведя во бору», «Мышеловка». Пальчиковая игра «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
Дидактическая игра: «Расскажи сказку»
Игра-эксперимент «Свойства бумаги» ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества Пригласить маму Киры Б. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней.
Четверг- Художественно эстетическое развитие Лепка:
Тема: «Игрушка на ярмарку по мотивам дымковской игрушки»
Цели:
Продолжать учить детей передавать в лепке образ дымковского петуха: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями и т. д. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приёмов лепки. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к народной игрушке Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста). Ситуативная беседа - «Какими игрушками играли в старину?» Дидактические игры: Укрась орнаментом посуду», «Раскрась рисунок». Чтение пословиц и поговорок о труде; рассказ Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях); Пермяк Е. «Золотые колечки»; Кочнев М. «Расписной узор» : Стихотворения А. Дьяков «Весёлая Дымка» Игровая ситуация: «Что лишнее?». Загадки на тему «Из чего сделано?». Игра-драматизация «Жихарка» - развивать умение пересказывать сказку по ролям, передавая голосом характер героев. Подвижные игры: «Карусель», «Не оставайся на полу», «Удочка».
Выполнение творческой работы : «Доделай, что задумал мастер»
Физ. минутка «Ярмарка»
Упражнение «Скажи наоборот» ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества 1. Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек.
2. Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме).
Пятница- Организация НОД на основе музыкальной деятельности в интеграции с игровой (двигательной) деятельностью Тема дня: Совместная деятельность с Музыкальным руководителем.
Музыка (по плану специалиста) Прием детей. Утренняя гимнастика (по плану специалиста). Слушание: Русская народная песенка «Ой, ниточка тоненькая»
Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного, сл. О. Левицкого)
Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде»
Развлечение:
«Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка»
Игра: «Прялица»
Подвижные игры «Золотые ворота», «Мышеловка». Пальчиковая игра «Посуда». Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Дидактические игры и
упражнения,
настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу»
ППС насыщена предметами и разнообразными играми соответствующей тематики. Представлены картинки с изображениями декаративно-прикладного творчества Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий.