ФЭМП детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Елена Лиценко
ФЭМП детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Е. Ю. ЛИЦЕНКО

МБДОУ «ЦРР - ДС «Сказка»,

п. Северомуйск, Муйский район, Республика Бурятия

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

«При первоначальном обучении счету…

также не должно спешить и идти дальше

не иначе, как овладев прежним, а овладев

чем-нибудь, никогда не оставлять его

без постоянного применения к делу».

Д. К. Ушинский

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объяснимо, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

В соответствии с ФГОС ДОО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Проанализировав по этому вопросу различные источники, наша образовательная организация для составления ООП использует примерную общеобразовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и систему дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).

Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций, но и широкий развивающих эффект. Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественное изменение в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований педагогического опыта убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение.

В развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристике окружающего. Это дает возможность дошкольникам пользоваться не общепринятыми, а прежде всего условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяженностей. Одновременно у детей развивается глазомер, что весьма важно для их сенсорного развития.

Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач.

Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном, во время специально организованного образовательного события. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области измерения и счета.

Многие психологи и педагоги считают, что формирование у ребят математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которого легче усвоить весь объем знаний, умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, то есть приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Изучение количественных отношений – процесс сложный и трудный. Положения программы, которые посвящены изучению данной темы, должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. С этой целью надо продумывать различные формы образовательной деятельности работы с детьми, то есть обучение необходимо проводить не только непосредственно на занятиях по математике, но и во время других видов воспитательной работы (в различных режимных моментах: на прогулке, в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Этому должны соответствовать и методы педагогического руководства деятельности детей, направленные на обогащение и закрепление элементарных математических знаний, умений, представлений, усвоенных дошкольниками на мероприятиях образовательной деятельности.

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни.Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, познавательные, развивающие, сюжетно-ролевые, игры с правилами, в том числе, шашки, шахматы и др. Для воспитывающих взрослых игра является важным средством всестороннего развития и воспитания малышей.

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей-дошкольников выделяем:

- показать математику как средство развития логического мышления, памяти, воображения;

- проследить связь математики с другими видами детской деятельности.

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие и воспитательные задачи. Развитие речи, окружающий мир, рисование, музыка, математика… «Опять математика!» - Часто мы можем услышать из уст детей. Ведь «математика всегда… остается для детей трудной работой». Так утверждал почти два века назад Д. И. Писарев (русский публицист, литературный критик). Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе, вузе. А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей!

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы «Оздоровление детей дошкольного возраста через закаливание» «…забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) В настоящее время, анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученый пришли к выводу о том, что в современных.

Из опыта работы «Использование сказкотерапии в социализации детей среднего дошкольного возраста» Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее.

Обобщение опыта работы на тему «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Обобщение опыта работы на тему: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста» Подготовила: Воспитатель 1 квалификационной категории.

Обобщение опыта работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Самообразование – один из ключевых принципов, который помогает современному педагогу шагать «в ногу со временем». Самообразование позволяет.

Обобщение опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности.

Презентация опыта работы «Безопасность детей дошкольного возраста в системе ФГОС» Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных. Ей уделяется.

Виртуальное образовательное пространство в развитии детей дошкольного возраста (из опыта работы) Информатизация сферы образования приобретает огромное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения.

Воспитание культуры поведения детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
ФЭМП детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Опубликовано: 6 октября 2019 в 14:54
+54Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...

18 мая. Всероссийский день посадки леса

Очередной тематический день посвящен озеленению — благородному делу, которым можно выразить свою любовь к природе и оставить свой след на Земле. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий,...


Горячие темочки