Лучший педагог года

Педагогический проект «Дымковская игрушка»

Елена Логунова
Педагогический проект «Дымковская игрушка»

Паспорт проекта

Структура Содержание

Тема «Дымковская игрушка»

Участники про-екта Воспитатель группы: Логунова Е. В.

воспитанники средней группы «Семицветик»; родители воспитанников группы «Семицветик»

Возраст воспитанников средняя группа 4 - 5 лет

Особенности проекта Тип проекта : познавательно- творческий

Вид: творческий

Публикация «Педагогический проект „Дымковская игрушка“» размещена в разделах

Продолжительность проекта : краткосрочный

Проект по количеству детей : групповой

Цель проекта Формирование у детей интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой.

Задачи проекта Задачи направленные на детей:

1. Формировать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным искусством, любовь к Родине. Воспитывать гордость за свою страну.

2. Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

3. Развивть умение рисовать простые элементы.

4. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, воображение.

5. Формировать умение создавать узоры.

6. Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству.

Задачи направленные на родителей:

1. Вызвать интерес к народной игрушке;

2. Активизировать творческий потенциал родителей, привлекать их к активному сотрудничеству и сотворчеству участников проекта;

3. Приобщить к истокам русской народной культуры.

Предполагаемые результаты и продукты про-екта 1. Заинтересованность детей и родителей темой русского народного промысла: дымковская игрушка.

2. Познакомятся с разнообразием игрушек, с историей их создания.

3. Дети будут иметь представления и начальные знания о народных промыслах.

4. У детей будет развиваться мелкая моторика рук в ре-зультате продуктивной деятельности: рисование, лепка.

5 Совместная деятельность детей и воспитателей, детей и родителей дома по изготовлению поделок будет способствовать общению.

6. Продолжится знакомство с малыми фольклорными формами.

7. Новые игры по теме проекта внесут разнообразие в игровую деятельность детей.

Этапы работы над проектом I этап – Подготовительный

II этап – Практический

III этап – Заключительный

Пояснительная записка

Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Актуальность

Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно – прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. Воспитывать любовь к прекрасному – это значит познакомить с различными видами искусств. В первую очередь с произведениями народного творчества. Целенаправленное ознакомление детей с дымковской игрушкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры.

История дымковского промысла и на сегодняшний день вызывает интерес у разных категорий людей, как исследователей, собирателей, так и просто зрителей. И каждый задает себе вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки

В наши дни дымковская игрушка превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Схема реализации проекта

1. Подготовительный этап

Работа педагога :

- Выбор темы проекта, постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

- Подбор наглядно – дидактического, литературного, иллюстративного материала;

- Разработка конспектов занятий;

- Подбор методической литературы и музыкального репертуара;

- Подготовка и оформление консультации для родителей.

2. Практический этап

№ Образовательная область

Содержание

1. Понедельник.

1. НОД по ознакомление с окружающим миром «Игрушки в гости к нам пришли».

2. Создание мини-музея игрушек.

3. Сказка про Дымковские игрушки.

2. Вторник.

1. Беседа «Из чего сделано». Определение свойств материалов из которых сделаны игрушки. Познавательно – экспериментальная деятельность.

2. Игра «Дымковское лото»

3. Оформление центра «Познание» на тему «Кра-сота Дымки».

4. Настольная игра «Составь узор»

3. Среда. 1. Рисование «Нарядная Барыня».

2. Игра настольная «Семья» или «Собери в дерев-не фигурки с дымковской росписью».

3. Дидактические игры: «Что изменилось», «Найди лишнее», «Подбери по контуру».

4. Четверг 1. Описание дымковских игрушек.

2. Игра «Собери дымковскую игрушку» (из частей целое).

5. Пятница 1. Лепка «Дымковская свистулька»

2. Конструктивно – модельная деятельность «Домик в селе Дымково» (из коробки) совместно с родителями.

3. Развлечение «Ярмарка игрушек»

6. Обогащение предметно – развивающей среды группы. Работа с родителями. 1. Подбор художественной литературы, иллюстраций, книжек – раскрасок.

2. Оформление макета «Дымковская слобода»

3. Кружковая работа на тему «Веселый хоровод» (из конусов).

4. Творческая мастерская на тему «Карусель».

5. Информационный стенд на тему «Декоративно – прикладное творчество»

3. Заключительный этап:

Презентация проекта.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

«Знакомство с русской народной игрушкой-Матрёшкой»

Цель. Дать представления детям о русской народной игрушке - матрёшке.

Задачи:

1. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой. формировать понятие, из чего она сделана, как украшена.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Формировать интерес и любовь к народному творчеству;

4. Создавать эмоционально положительный настрой.

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла посылка. Вот она. Предлагаю открыть её и посмотреть, что в ней. Откроем?

(Воспитатель достает перевязанную коробку и читает адрес на крышке.)

г. Брянск, д/с «Жаворонок», младшая группа «Цыплята». Это наш адрес? Почтальон не ошибся? Будем открывать. (Воспитатель открывает коробку, достает конверт и читает.). Жители страны игрушек прислали своих друзей посмотреть, как живут ребята в группе «Цыплята», но чтобы они появились из коробки надо отгадать загадку.

Отгадаем? Слушайте внимательно.

Первая сестра — большая,

В ней прячется сестра вторая,

Откроешь, третью ты найдешь,

И так до маленькой дойдешь.

В самой серединке — крошка,

Игрушку ту зовут… (матрешка).

Молодцы. Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали.

(Воспитатель достает матрешку).

Ой, ребята, а тут только одна матрешка, а в письме написано, что игрушек в коробке много, я ничего не понимаю, а где остальные.

(Навести детей на мысль, что матрешки спрятались одна в другой).

А где же они, как же они спрятались, кто знает как открыть эту куколку?

(Воспитатель подзывает 2-3 детей открыть матрешек.)

Ой, как много получилось матрешек. А как вы думаете, кто из них самая старшая, почему? А кто самая младшая, почему?

А я про матрешек одну интересную историю знаю, вот послушайте.

Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть с матрёшками.

(Воспитатель берет 2 матрешки встает в центр и говорит слова, в это время звучит народная мелодия)

Я к вам собиралась,

Долго-долго наряжалась.

Поиграть хочу немножко!

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко.

Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную мелодию пляшут, остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется два раза.

Воспитатель: - Матрешки хотят с вами еще поиграть. Они очень любят иг-рать в прятки. Кто знает, как с матрешкой можно поиграть в прятки. (Вы-звать одного ребенка, чтобы он показал, как прячутся матрешки одна в другую. А потом устроить соревнование, кто быстрее спрячет матрешек – 2 набора матрешек из 3-4 штук. Игру повторить 2-3 раза.)

Воспитатель: Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?

Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам понравилось?

Воспитатель: Матрешкам пора прощаться и отправляться в страну игрушек, к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь понравилось и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.

Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.

Стихи о дымковских игрушках.

Ели спят у большака в инее седом

Спит деревня, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,

Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины

Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Индюк

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, и напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг, птица важная – индюк!

Петушок

Петушок, петушок, золотой гребешок

Ты подай голосок через темный лесок.

Через лес, через реку прокричи «Ку-ка-ре-ку!»

Барашек

Барашек – свисток, левый рог – завиток,

Правый рог – завиток, на груди цветок.

Олень

Через горные отроги, через крыши деревень

Краснорогий, желторогий мчится глиняный олень.

Кони

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

Водоноска

За студеною водицей водоноска – молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Эта девица – краса, туга черная коса,

Щеки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Приглашение на Ярмарку.

Внимание! Внимание! Веселое гуляние!

Приходи народ! Разевай пошире рот.

Добрым людям здесь почет.

Всех нас Ярмарка зовет.

«Свистунья» (праздник)

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка – родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска».

ЗАГАДКИ

Веселая, белая глина.

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

Бегут по дорожке борода, да ножки. (козлик)

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост-

Точно сказочный цветок, а высокий гребешок?

Красной краскою горя, как корона у царя. (индюк)

Заплелись густые травы, закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (баран)

Чок, чок, пятачок. Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок. Голос тонок, звонок!

Кто же это, угадайте! Это …. (поросенок)

Дидактические игры

«Найди цвета Дымковской росписи»

Цель: сенсорное развитие, развитие памяти, мышления.

Найдите основные цвета, которые используют мастера при росписи Дымковской иг-рушки.

Материал: фигурки дымковских игрушек из бумаги, палитра закрытая.

Игровые действия: открывать окошечки палитры и раскладывать на фигурках.

Игра «Найди лишнее»

Цель :развивать логическое мышление, формировать знания о дымковской росписи.

Материал : карточки – таблицы с элементами разной росписи.

Игровые действия : оставить открытыми квадраты с элементами дымковской росписи, закрыть квадраты с другими элементами.

Игра «Дымковское лото»

Цель: формировать знания об элементах дымковской росписи.

Материал: картонные прямоугольники с элементами дымковской росписи.

Игровые действия: составить цепочку из карточек с дымковскими элементами, называть эти элементы.

Дидактическая игра

«НАЙДИ Дымковских барынь»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о народной дымковской игрушке и умение выделять фигурки среди предложенных по определенным признакам.

- воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: карточки с силуэтами барынь.

Игровые правила: искать и называть элементы дымковской росписи.

Игра «Подбери по контуру»

Цель: развивать мышление, имение видеть и подбирать по контуру фигурки дым-ковских игрушек.

Материал: контурное изображение дымковских игрушек.

Игровые действия : соотносить картинку с контуром, накладывать одно изображение на другое.

Дидактическая игра

«СОБЕРИ в деревне фигурки с дымковской росписью», игра «Семья»

Дидактические задачи:

- закреплять знания детей о народной игрушке.

- закреплять умение собирать фигурки по определенным признакам, выделять элементы украшения;

- воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

Материал: дымковские и другие игрушки из картона, макет «Дымковская слобода»

Игровые правила: собрать отдельных дымковских игрушек в определенный сюжет. По-беждает тот, кто быстрее и правильнее подберет и расставит игрушки на макете.

Дидактическая игра

«СОБЕРИ дымковскую игрушку»

Цель: учить действовать детей составлять из частей целое

Развивать моторику пальцев, глазомер; учить ориентироваться на основное целое изображение.

Материал: цветное изображение на листе бумаги, это же изображение в виде пазлов.

Игровые правила: составить картинку из пазлов.

Дидактическая игра

«Составь узор»

Цель: знакомить детей с основными элементами дымковской росписи, учить правильно располагать элементы на силуэте, сочетая между собой по цвету и форме. Формировать чувство пространства на микроплоскости.

Материал: элементы дымковской росписи, вырезанные из бумаги, трафареты, шаблоны дымковских игрушек.

Игровые правила: раскладывать элементы в определенном ритме, правильно их называть.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «Дымковская игрушка»Фоторепортаж «Дымковская игрушка» Познавая красоту народного творчества, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости,.

Дымковская игрушка для мини-музеяДымковская игрушка для мини-музея Пополнили экспозицию мини-музея в группе: Вот что у меня получилось! А это - дети постарались) «Дымковская игрушка» — одна из.

Фотоотчет «Дымковская игрушка из скульптурного пластилина»Фотоотчет «Дымковская игрушка из скульптурного пластилина» Фотоотчет. Дымковская игрушка из скульптурного пластилина. Добрый день, уважаемые коллеги хочу, с вами поделится опытом работы по изготовлению.

Консультация для родителей «Дымковская игрушка» Консультация для родителей по народно-прикладному искусству «Дымковская игрушка» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит.

Педагогический проект «Моя любимая игрушка»Педагогический проект «Моя любимая игрушка» Тема: Игрушки Вид проекта: Информационно – нравственный. Тип проекта: Краткосрочный – 10 дней. Участники проекта: Воспитатели и дети.

Педагогический проект «Моя любимая игрушка»Педагогический проект «Моя любимая игрушка» Педагогический проект «Моя любимая игрушка» для детей второй младшей группы. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуреПедагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Презентация «Дымковская игрушка» Дымковская игрушка — один из самых старинных глиняных художественных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот.

Сценарий мероприятия в рамках проекта «Дымковская игрушка» Презентация проекта «Дымковская игрушка» (дети входят в зал под мелодию №1 садятся на стульчики мелодия выкл.) Вед. :1. Здравствуйте, ребятишки,.

Фотоотчет о проекте «Дымковская игрушка»Фотоотчет о проекте «Дымковская игрушка» Тип проекта:познавательно творческий Вид проекта: творческий Продолжительность: краткосрочный Срок реализации: 1 неделя Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Дымковская игрушка»
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 11:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД