МААМ-картинки

Газета «Музыкальное детство» как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ

Елена Киселева
Газета «Музыкальное детство» как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Газета «Музыкальное детство» как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ.

Одной из таких форм взаимодействия музыкального руководителя с родителями стала родительская газета. Цель данной формы : объединить детей и взрослых вокруг общего интересного дела, стимулировать родителей делиться опытом развития ребенка в семье. Газета для родителей может использоваться в разных возрастных диапазонах, по разным направлениям музыкального развития дошкольников.

Публикация «Газета „Музыкальное детство“ как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ» размещена в разделах

В одной из старших групп ДОУ была выпущена газета по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников «Музыкальное детство».

Почему было выбрано именно это направление?

Наблюдения за детьми данной группы показали, что у них есть потребность выразить себя в движении, но недостаточно наработан двигательный навык, чтобы воплотить в движении нужный опыт. Подавляющее большинство детей группы – мальчики с ярко выраженной потребностью в двигательной активности. Родители совершенно не умеют развить данную сторону музыкальности детей.

При выборе макета газеты был исключен стендовый вариант размещения информации, так как печатный материал должен быть удобен для чтения родителями, доступен для обозрения. Макет газеты был изготовлен на баннерной ткани, помещен в раздевальной комнате группы. Каждый родитель мог, удобно расположившись, познакомиться с материалами газетных публикаций.

Мы постарались сделать газету эстетичной, яркой, красочной, чтобы она привлекала внимание родителей. Размер газеты : 84см на 50см, имеет три кармана, для того чтобы легко заменять один материал другим.

Определили периодичность выпуска газеты «Музыкальное детство» - один раз в месяц.

Структура газеты содержит постоянные рубрики: «Поговорим серьезно», «Поиграйте вместе с детьми», «Придумываем вместе».

В рубрике «Поговорим серьезно» раскрывается актуальность проблемы и от выпуска к выпуску обогащаются теоретические знания родителей о значении музыкального движения в развитии ребенка, о том, развитию каких качеств, умений и навыков помогают музыкальные движения; как в играх, двигательных импровизациях развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимики, мимики. Дается информация о том, что музыкально-двигательные игры – эффективное средство эмоционального развития детей. С их помощью можно организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка; дать возможность сбросить накопившуюся усталость; укрепить мышечный корсет ребенка; развить координацию и пространственные представления; научить дошкольника контролировать свои действия. В эту рубрику вошли статьи: «Телесный опыт – основа интеллекта и здоровья ребенка», «Движения, музыка… и подготовка к школе», «Развитие двигательных навыков общения в музыкально-двигательных играх».

Практика показывает, что знание родителями теоретических аспектов развития ребенка само по себе малоценно, важнее всего всем взрослым, окружающих ребенка дома вместе проживать, проигрывать то интересное, что постиг ребенок в процессе общения со сверстниками в детском саду. Подхватив опыт общения вести за собой, стать соучастником, соавтором, партнером своего чада.

Поэтому практические рекомендации по использованию музыкальных движений с ребенком нашли отражение в постоянной рубрике «Поиграйте вместе с детьми».

Сначала родители скептически восприняли рекомендации, ссылаясь на крайнюю загруженность домашними делами, но когда они познакомились с возможностью использования двигательных упражнений, игр, сказок с музыкальным сопровождением, то возникла заинтересованность и желание попробовать использование этих приемов в досуге ребенка.

Рубрика «Поиграйте вместе с детьми» рекомендует игры и упражнения, направленные на развитие различных качеств и умений детей в музыкально-двигательной деятельности. Для этой рубрики отбирались простые, но яркие и интересные упражнения и игры для совместной деятельности родителя и ребенка в домашних условиях, чтобы родители приобретали опыт общения со своим ребенком в плане музыкально-ритмических движений. Такая совместная деятельность помогает развить творческие способности ребенка, раскрепощает его, побуждает к развитию направленной двигательной активности. Данная рубрика помогает родителям понять своего ребенка, организовать музыкальное общение дома, позволяет наработать опыт творческой деятельности ребенка в семье, организовать досуг детей во время детского праздника. Для того, чтобы родители могли выполнять дома подобные задания, мы предлагаем диски к каждому упражнению, даем сноски на музыкальное произведение.

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях, постоянное включение творческих заданий в детскую деятельность продиктовало необходимость продолжения этого направления развития ребенка в семье. Так родилась рубрика «Придумываем вместе». В данной рубрике от номера к номеру даются задания для родителей, которые они могут выполнить с детьми дома: игра с образами, задания у зеркала, задания к сказочному образу.

Игра с образами дается для того, чтобы родители дома выполнили ее вместе с ребенком, усложнили и творчески переработали. Например, образ зайчика, проигрывается, начиная с простого ритмичного подпрыгивания на двух ногах при согнутых и прижатых руках к корпусу до передачи различных характерных особенностей образов разных зайчиков: замерзшего, настороженного, веселого, грустного, испуганного, осторожного.

Даются задания у зеркала для развития мимики при разных эмоциональных состояниях : интерес, радость, удивление, печаль, страдание, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд.

Например, игра «Страшный зверь».

Взрослый читает стихотворение В. Семенира «Страшный зверь», а ребенок согласно тексту, глядя в зеркало, передает образ глупого и храброго мальчика.

Или, например, игра «Чуня задавака».

Взрослый читает стихотворение, ребенок перед зеркалом выполняет выразительные движения. Для этого ребенок должен принять определенную позу: голова повернута и откинута назад, брови приподняты, плечи развернуты. Ноги слегка расставлены, правая рука лежит на бедре, левая рука делает размашистые угрожающие движения. Советуем родителям при необходимости посоревноваться с ребенком, у кого лучше получится передача данного образа.

Изначально предполагая обратную связь при использовании родительской газеты, мы ее и получили.

Когда в детском саду шла подготовка к постановке музыкальной сказки «Волк и семеро козлят», и дети знакомились на музыкальном занятии с музыкой и содержанием сказки, возникла необходимость через газету обратиться к родителям с просьбой : придумать вместе с детьми движения козлят к данной музыкальной сказке, передать образ разных козлят. Дали совет придумать вместе с ребенком кличку каждому козленку, чтобы она отражала его характер. После этого в детском саду детям было предложено показать образы козлят, придуманные дома.

Как интересно было детям, как горды были родители, выбирая вместе с детьми понравившиеся образы для постановки.

Усложнение материала идет от газеты к газете : когда родители получают теоретические знания о развитии, поэтапности формирования движений и передачи детьми образов сказочных героев.

Газета наряду с секциями помогает организовать музыкальное общение родителя и ребенка дома, позволяет наработать опыт творческой деятельности ребенка в семье. В итоге газета объединяет не только ребенка с его домашним окружением, но и сплачивает родителей старшей группы вокруг общего интересного дела – развития творческих способностей дошкольника. Результатом такого взаимодействия с родителями в форме газеты становится возросшая активность воспитанников, их раскрепощенность, более яркое проявление творческих способностей в движениях. Постепенно и родители втягиваются в общение, проявляют живой интерес к проблеме формирования музыкальности детей. Их интерес мы поддержали, включив в номера газеты еще одну публикацию «Отвечаем на вопросы», где каждый родитель может задать вопрос по музыкальному развитию ребенка (в семье, на детском празднике, на отдыхе и т. д.) и получить ответ через публикацию.

Приложение

Привожу примеры игр, которые вошли в рубрику «Поиграйте вместе с детьми». Перечень игр дан для старшего дошкольного возраста.

«Вопрос - ответ»

Один из играющих жестами и принимаемыми позами «задает вопросы», а другой таким же способом на них отвечает. Каждый «ответ» начинается с движения, которым закончился «вопрос». Пластическое соло каждого ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста. (Диск Т. И. Суворовой №1, произведение №20 «Вальс» Штрауса; Диск Т. И. Суворовой №2,произведение №8 музыка из к/ф «Бум»)

«Точка, точка, запятая».

Играющие стоят лицом друг к другу на небольшом расстоянии. С началом звучания быстрой ритмичной музыки ведущий делает легкие похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам, голове, животу, коленкам, щиколоткам и т. д. (точки придумываются и меняются на ходу). Второй участник игры должен точно копировать движения ведущего. Роль ведущего передается друг другу по очереди. Учитывая быстрый темп музыки, игра оказывается прекрасным упражнением на координацию. (Диск Т. И. Суворовой №1, произведение №1 марш М. Дунаевского «Тридцать три коровы»)

«Магниты».

Играющие стоят друг напротив друга на близком расстоянии и прикасаются друг к другу ладошками. Между ладошками находятся «магниты» : теннисные мячики, брусочки, кубики и т. д. Под плавную, спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают наклоны и т. д. Важно не уронить магниты и чувствовать их «притяжение», то есть приспосабливаться к движениям друг друга, предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего (Диск Т. И. Суворовой №1, произведение №2 пьеса «Турецкий базар», произведение №17 Вальс» Э. Вальдтейфеля).

Многие детские фольклорные игры построены на тактильных ощущениях. Игровые ситуации помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими.

Ярким примером такого рода является танец «Лавата».

Играющие ходят по кругу, взявшись за руки и напевают:

Дружно танцуем мы: Тра-та-та, тра-та-та

Танец веселый наш, это - Лавата.

Своеобразным запевом являются слова ведущего, например: «У меня ушки хороши, а у соседа лучше!». В этом случае играющие ходят хороводом, держа друг друга за уши. Каждый раз ведущий дает новое «задание», и берут друг друга за локти, коленки, плечи, голову и т. д. Чтобы игра состоялась, прикосновения не должны быть грубыми или болезненными для партнеров (Диск Т. И. Суворовой

№ 1, произведение № 22 «Чарльстон»)

Медленная спокойная музыка может стать основой для игры в «Колыбельную». В начале игры дети вместе со взрослыми сидят на полу (коврике). Затем взрослый (ведущий игры) укладывает одного из детей на пол в такт музыке, мягко поглаживает его по спинке. Остальные играющие присоединяются к нему, и все вместе ласково касаются, гладят выбранного в «солисты» ребенка. Постепенно ведущий укладывает еще несколько детей, давая сигнал остальным гладить, баюкать их. На протяжении игры играющие меняются ролями. В ласковых, поглаживающих прикосновениях дети обретают опыт бережных, заботливых действий по отношению друг к другу.

(Диск Т. И. Суворовой № 2, произведение № 9 «Колыбельная медведицы»

Е. Крылатова)

«Космонавты».

Играющие стоят с закрытыми глазами в кругу, взявшись за руки. Круг символизирует борт космического корабля, а пространство в центре круга - открытый космос. В процессе звучания музыки, играющие могут выходить в «открытый космос» - в центр круга, двигаясь с закрытыми глазами. Выходя из круга, играющий должен сомкнуть за спиной руки своих соседей, чтобы сохранить круг. Находясь в «открытом космосе» можно кого-нибудь встретить. При этом нужно постараться обойти «неизвестный объект». Из «открытого космоса можно вернуться на корабль» - снова встать в круг, можно вообще не выходить в «космос», и стоять все время на месте, можно выходить несколько раз. Главное условие: нельзя открывать глаза. (Диск Т. И. Суворовой №2, произведение №9 «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, Диск Т. И. Суворовой № 2, произведение №22 «Только ты» Б. Рем, и Э. Рэнд; Диск «Два жирафа» Классическая музыка, произведение № 2 Концерт «Весна» из цикла «Времена года» Вивальди).

«Тропинка».

В начале игры задается эмоционально - образная ситуация: «Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идет впереди - ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку- помощницу, а те, кто идет за ним, будут копировать его движения. Когда ведущий устанет - он уйдет назад и передаст роль ведущего следующему за ним».

В задачу игры входит: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям - интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая так же звучит негромко; движение «по извилистой тропинке», то есть свободное определение в пространстве себя и идущего следом (Диск 2, №4).

«Водоросли».

Играющие представляют себя в гостях у Морского царя. Они делают под музыку движения, изображая колышущиеся водоросли. Роль «ведущей водоросли» передается вместе с зеленым газовым шарфиком каждому по очереди - по кругу. Шарфик можно не только передавать по кругу, но и перебрасывать его стоящим в кругу напротив. Необходимость соблюдения тишины и внимательного вслушивания в музыку можно обыграть, введя в игру фигуру Морского царя. Морской царь (взрослый или кто-нибудь из детей) забирает к себе (усаживает в центр круга) тех, кто нарушил тишину в его царстве. «Водоросли», которые остались в игре до окончания звучания музыки, получают от Морского царя призы (если призов не оказалось, то в качестве подарка дисциплинированные «водоросли» могут полюбоваться на веселый танец, который для них станцует Морской царь вместе с проигравшими «водорослями»).

Аналогичным способом могут быть организованы игры с эмоционально - образными перевоплощениями на самые разнообразные темы: танцы зверей и птиц, танцы сказочных героев, танцы цветов, танцы огня, воды, облаков, снежинок и т. д.

Публикации по теме:

«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание родителей принимать участие в образовательном процессе своего ребенка. Поэтому.

«Круглый стол» как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) "Круглый стол" - как одна из форм работы с родителями в ДОУ (опыт работы) Ведущим направлением работы педагогического коллектива детского.

Семейная гостиная как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей .

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Интегрированное занятие как одна из форм взаимодействия воспитателя и тифлопедагога в системе комплексной помощи детям «Интегрированное занятие как одна из форм взаимодействия воспитателя и тифлопедагога в системе комплексной помощи детям с нарушением зрения».

Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Социальные сети как одна из альтернативных форм работы с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение -два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мини-музей как одна из форм взаимодействия в ДОУ с родителями воспитанников» Предлагаю мастер-класс для воспитателей в виде формы организационной деятельности как с детьми, но со взрослыми. Цель: Взаимообмен опытом.

Печатная групповая газета как эффективная форма взаимодействия с родителями Многие родители считают наиболее приемлемой для себя формой взаимодействия с детским садом короткие беседы с воспитателем во время утреннего.

Тематические акции как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного детского сада Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акция – это ограниченное по времени (4-5 дней) взаимодействие воспитанников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Газета «Музыкальное детство» как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ
Опубликовано: 1 сентября 2017 в 18:08
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Газета «Музыкальное детство» как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Киселева (УИ 480240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД