Юлия Русяева
Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров
▼ Скачать + Заказать документы
В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, обращая внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол,причем начиная уже с раннего возраста. Ранний возраст считается наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания. Почему?
Публикация «Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
К двум годам ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. Мальчики и девочки 2-3 летнего возраста начинают играть с себе подобными, отдавая предпочтение играм и игрушкам в соответствии с полом: девочки в основном куклам, мягким игрушкам, предметам одежды и домашней утвари, а мальчики – машинкам, конструкторам, заводным игрушкам, а чаще солдатикам и оружию. В три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом. В этот период дети начинают изучать себя, сравнивать с другими людьми и начинают осознавать свою половую принадлежность.
Проанализировав задачи гендерного воспитания в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, мы пришли к выводу о том, что в I младшей группе задачи затронуты очень узко и направлены только на формирование образа «Я», и не решают вопросы становления полового самосознания малыша.
Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания,колыбельные песни, которые формируют модель поведения для мальчиков и девочек. В этих произведениях отражаются те или иные качества, внешние особенности девочек и мальчиков, что так необходимо именно в раннем возрасте. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения.
Опираясь на вышеперечисленные особенности фольклора, нами была апробирована система работы с учетом гендерных особенностей детей раннего средствами фольклорных жанров.
Цель работы: способствовать благоприятному протеканию процесса половой идентификации мальчиков и девочек раннего возраста, формированию начал мужественности и женственности у детей, посредством народных игр, потешек, пестушек, прибауток.
Задачи:
1. Формирование первоначальных представлений детей о различиях полов : физических, поведенческих и нравственно ценных:
внешность;
имя;
«образ Я»
2. Овладение первоначальными способами внешнего усвоения моделей мужского/женского гендерного поведения.
Гендерная идентификация формируется в повседневных отношениях: совместной предметной, игровой деятельности, кроме того, большие возможности для формирования половой идентичности, именно в раннем возрасте,представляют режимные процессы, т. к. они занимают существенную часть активного образа жизни детей раннего возраста. В соответствии с поставленными задачами, нами была разработана модель внедрения гендерного подхода в воспитательно- образовательный процесс с использованием малых фольклорных жанров, в группах для детей раннего возраста основанная на особенности детей раннего возраста к подражанию. Она представлена на слайде.