Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров

Юлия Русяева
Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров

В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, обращая внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол,причем начиная уже с раннего возраста. Ранний возраст считается наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания. Почему?

К двум годам ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. Мальчики и девочки 2-3 летнего возраста начинают играть с себе подобными, отдавая предпочтение играм и игрушкам в соответствии с полом: девочки в основном куклам, мягким игрушкам, предметам одежды и домашней утвари, а мальчики – машинкам, конструкторам, заводным игрушкам, а чаще солдатикам и оружию. В три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом. В этот период дети начинают изучать себя, сравнивать с другими людьми и начинают осознавать свою половую принадлежность.

Проанализировав задачи гендерного воспитания в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, мы пришли к выводу о том, что в I младшей группе задачи затронуты очень узко и направлены только на формирование образа «Я», и не решают вопросы становления полового самосознания малыша.

Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания,колыбельные песни, которые формируют модель поведения для мальчиков и девочек. В этих произведениях отражаются те или иные качества, внешние особенности девочек и мальчиков, что так необходимо именно в раннем возрасте. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения.

Опираясь на вышеперечисленные особенности фольклора, нами была апробирована система работы с учетом гендерных особенностей детей раннего средствами фольклорных жанров.

Цель работы: способствовать благоприятному протеканию процесса половой идентификации мальчиков и девочек раннего возраста, формированию начал мужественности и женственности у детей, посредством народных игр, потешек, пестушек, прибауток.

Задачи:

1. Формирование первоначальных представлений детей о различиях полов: физических, поведенческих и нравственно ценных:

внешность;

имя;

«образ Я»

2. Овладение первоначальными способами внешнего усвоения моделей мужского/женского гендерного поведения.

Гендерная идентификация формируется в повседневных отношениях: совместной предметной, игровой деятельности, кроме того, большие возможности для формирования половой идентичности, именно в раннем возрасте,представляют режимные процессы, т. к. они занимают существенную часть активного образа жизни детей раннего возраста. В соответствии с поставленными задачами, нами была разработана модель внедрения гендерного подхода в воспитательно- образовательный процесс с использованием малых фольклорных жанров, в группах для детей раннего возраста основанная на особенности детей раннего возраста к подражанию. Она представлена на слайде.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-yulija-sknarja_55ddk.pptx | 5938,42 Кб | Скачан: 171
 
Публикации по теме:

Миссия и задачи ДОУ «Детский сад №10 г. Киренска» Миссия нашего детского сада заключается в объединении усилий детского сада и семьи для создания условий, в.

Программа психолого-педагогического сопровождения социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста Одним из главных условий развития ребенка как личности, является его умение общаться с другими людьми, т. к. это залог успешности коммуникативного.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров
Опубликовано: 2 марта 2015 в 11:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День алфавита на МААМ

24 мая славянский мир чествует своих просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Эти святые подарили славянам алфавит, благодаря чему свет христианского учения озарил и славянские народы, говорившие до 12...

23 мая. День Белого короля на МААМ

Многие шахматисты, получив небольшой перевес, с энтузиазмом бросаются в атаку и нередко не только не достигают победы, но и оказываются побеждены сами. Но не такой манерой игры отличается Анатолий Карпов....

Исследовательский проект по выращиванию гороха из семян «Экспериментальный стаканчик»
Исследовательский проект « Экспериментальный стаканчик». ( Экологическое развитие с элементами экспериментирования в старшей группе) Введение Однажды...
Мастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересный мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов для детей старшей...
Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным»
Цель: Воспитание милосердия, доброты к животным. Всегда ли мы правильно поступаем? Учим детей быть добрыми, гуманными, жалостливыми, но только на словах,...