Лучший педагог года

Консультация «Гендерный подход в обучении детей»

Анастасия Лопатина
Консультация «Гендерный подход в обучении детей»

Оглавление

Введение. 3

I.Понятие «гендерные различие». 4

II.Стоит ли обучать девочек и мальчиков вместе? 7

III.Гендерное обучение. Плюсы и минусы. 9

Заключение. 12

Список литературы: 13

Введение.

Публикация «Консультация „Гендерный подход в обучении детей“» размещена в разделах

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, нейропсихологов, педагогов, врачей. С поиском новых методов встает ряд важных вопросов стоит ли обучать мальчиков и девочек вместе? Стоит ли их одинаково воспитывать?

В российской педагогической науке на стыке XX - XXI столетий появилось новое направление – гендерология, наука, занимающаяся рассмотрением социального взаимодействия между представителями мужского и женского полов, основанных на межполовой социальной предрасположенности. Осуществлять гендерный подход в образовании детей значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола.

В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.

I.Понятие «гендерные различие».

И так, что же такое гендер и в чем заключаются различия?

Гендер - обозначает "социальный пол", т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ-половые различия, определяющие набор ожидаемых образцовповедения.

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.

Как полагают основатели нового направления в нейропсихологии и нейрофизиологии – нейропедагогики – В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, отличия деятельности мозга у девочек и мальчиков уже с периода новорожденности выявляются по записям биотоков мозга, причем с такой степенью достоверности, что по электрофизиологическим показателям можно определить пол ребенка. У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. Причем в правополушарном варианте преобладает интуитивный, объемный, пространственный, синтетический тип восприятия информации, в левополушарном – логический, аналитический. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия, оба полушария относительно взаимозаменяемы, кроме речевых функций; однако в правополушарном типе деятельности преобладает эмоциональная реактивность и эмоциональная образность мышления; при левополушарном – вербализация явлений, последовательность, пошаговая обработка информации, а при выборе решения – использование шаблонных, консервативных стереотипов, возможен педантизм.

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

- в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;

- организации внимания;

- в формах активации эмоций;

- в мотивации деятельности и оценки достижений;

- в поведении.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки:

- быстрее схватывают новый материал;

- легче усваивают алгоритмы и правила;

- любят задания на повторение;

- чаще используют ближнее зрение;

- воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

- лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

- новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

- труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

- им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;

- лучше выполняют задания на сообразительность;

- не терпят однообразия;

- лучше выполняют задания при ярком свете.

II.Стоит ли обучать девочек и мальчиков вместе?

Страшные цифры обнародовали ученые: к 9му классу 96 % юношей развиваются по женскому типу, у 60–70 % девушек отмечаются симптомы маскулинизации, т. е. развития по мужскому типу [2, 3]. Смешение девочек и мальчиков в школах по календарному возрасту ведет к тому, что девочки, которые опережают мальчиков на два три года духовно и физически, невольно становятся духовными лидерами, под «образ и подобие» которых стал подстраиваться мир мальчиков. Но для любого мальчика позорно и унизительно, буквально саморазрушительно осознание того, что он слабее девочек. Что происходит при этом? У одних мальчиков формируются сугубо женские черты характера, у других — комплекс невротического неудачника, а у девочек разрушается нравственное чувство стыда. Важно иметь в виду, что совместное обучение не исключает воспитания и формирования традиционно мужских и женских качеств.

А ещё преимущественно женский состав педагогических коллективов лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. В школе мальчики приобретают и закрепляют опыт подчинения взрослой женщине, что приводит к формированию специфических типов мужского поведения: феминизированного, излишне послушного и робкого или, напротив, активно протестующего «хулигана», что выражается и во взаимодействиях с девочками.

Организованная женщинами-учительницами общая жизнедеятельность мальчиков в школе резко ограничивает их двигательную активность. В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии, которое, по данным специальных исследований В. Ф. Базарного, в десятки раз превышает их физиологические потребности. Последнее особенно тяжело переносится мальчиками. Вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.

Особенности девочек в совместном классе оказываются также неучтенными. Выявленные в психологических исследованиях особенности поведения девочек – чувство взаимосвязанности, предпочтение сотрудничества соревнованию как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям, направленность на практические аспекты знаний, их вербализация и одновременное стремление к применению их в жизни, по существу не учитываются в обучении. В среднем и особенно в старшем школьном возрасте девочки часто становятся невидимыми членами класса, опасаясь показывать свои знания.

Разделение учащихся уже давно практикуется на уроках физкультуры и технологии, а также на некоторых внешкольных мероприятиях. Так что элементы гендерной педагогики давно применяются там, где это эффективно.

Целью гендерного подхода в образовании является переосмысление традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов учения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных.

III.Гендерное обучение. Плюсы и минусы.

Гендерная педагогика - это педагогическая система, которая учитывает волеизъявление двух социальных статей - женщин и мужчин - в гражданском обществе как равных в возможностях и правах с учетом их гендерных интересов и потребностей (Л. Смоляр)

Гендерно образовательно-воспитательная система предполагает ряд основополагающих принципов:

1. Принцип демократизации. Мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы. Мальчики и девочки не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. Конфликтные ситуации между мальчиками и девочками рассматриваются не как конфликт между представителями разного пола, а как конфликт между конкретными людьми.

2. Принцип гуманизации. Равноправие не означает отрицание биологических и психофизиологических особенностей и различий, а дает возможность более полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и внеучебной деятельности.

3. Принцип природосообразности. Формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения их целесообразности и могут быть разными в классах мальчиков и девочек.

4. Принцип соответствие требованиям времени. При гендерном подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.

Плюсы гендерного обучения.

1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.

2. Выше успеваемость и дисциплинированность на уроках, что подтверждено многочисленными исследованиями. При этом отмечается, что наиболее эффективным будет разделение по полу не только учеников, но и учителей. У мальчишек большим авторитетом пользуются мужчины-преподаватели, нежели женщины. Это объясняется идентификацией учителей-мужчин с отцами у мальчиков, которым они хотят подражать во всем и слово которых - закон.

3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 45 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.

Отрицательные стороны раздельного по полу обучения :

1. Закрепление гендерных стереотипов. Образовательные учреждения выполняют не только когнитивную функцию, но и способствуют успешной социализации учеников. В случае раздельного по полу обучения в сознании школьников закрепляется стереотип о традиционных социальных ролях мужчины и женщины. То есть укрепление патриархальных стереотипов у мальчиков, когда в процессе обучение акцент делается на физическое развитие и естественные науки. Когда как для девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве.

2. Так же раздельное обучение укрепляет позицию изначального неравенства возможностей в обучении, как следствия психофизиологических особенностей учеников. При этом в социализации немаловажную роль играет и общение между противоположными полами. При раздельном обучении ощущается недостаток опыта общения, следствием которого может явиться неумение уже во взрослой жизни строить любовные взаимоотношения с противоположным полом.

Заключение.

Гендерное подход в образовании осуществляется под влиянием учителя, семьи, средств массовой информации, религии, искусства, языка, правовой и государственной политики. Применение гендерного подхода в формировании гармонично развитой личности предлагает новый способ познания действительности, в котором отсутствуют неравенство и иерархия «мужского» и «женственного». Так же гендерное образование помогает развиваться человеку с учетом всех психо-физических свойств и особенностей личности. Но в свою очередь гендерный подход имеет ряд минусов таких как, укреплении позиции неравенства и осложнения общения и выстраивания отношения с противоположным полым.

Таким образом, однозначного мнения по данному вопросу не существует, так, что каждый выбирает свое.

Список литературы:

1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2–е изд., перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2000. – 288 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 364 с.

3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить поразному, любить поразному. М. : Изд. Дом Федоров. Учебная литература, 2007.

4. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. СПб. ,2000.

5. Сёмина Н. К. «Раздельно или параллельно»,Журнал «Здоровье детей» № 4/2008.

6. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М. : Компания Спутник+. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. 2006.

7. Смирнова Виктория Гендерное обучение в школе. Польза и вред раздельного обучения мальчиков и девочек [Электронный ресурс]-Режим доступа семейный сайт www.list7i.ru , https://www.list7i.ru/?mod=boards&id=1283 (Дата обращения 08.04.2017)

8. Сердидкина Т. А Гендерный подход в обучении в начальной школе. [Электронный ресурс ]-Режим доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/11/23/gendernyy-podhod-v-obuchenii-uchashchihsya-nachalnoy-shkoly (Дата обращения 08.04.2017)

9. Сенина Н. К Гендерный подход в воспитании и обучении детей. [Электронный ресурс]-Режим доступа https://gigabaza.ru/doc/98496.html (Дата обращения 08.04.2017)

10. ЩЕРБИНИНА В. П. «Гендерный подход в обучении», Журнал «Начальная школа» №7/2013. С-11-12.

Прикреплённые файлы:

gendernyi-podhod_kar4s.pptx | 1931,06 Кб
 
Публикации по теме:

Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это установленный и проверенный факт, который невозможно.

Доклад «Гендерный подход к воспитанию личности полоролевое воспитание» Доклад на тему: «Гендерный подход к воспитанию личности полоролевое воспитание». В Концепции модернизации образования на период до 2017.

Гендерный подход в воспитании дошкольников среднего возраста (презентация) Презентация опыта работы по теме: «Гендерный подход в воспитании дошкольников среднего возраста». ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА – ЭТО ТОТ ПЕРИОД,.

Консультация «Инклюзивный подход в образовании» Проблема инклюзивного подхода в образовании стала чрезвычайно актуальной, особенно в последние десятилетия в связи с осознанием необходимости.

Консультация для педагогов ДОУ «Интегрированные занятия — комплексный подход к развитию интеллекта детей» Важность решения проблемы интеллектуального развития подрастающего поколения актуальна на сегодняшний день. В дошкольный период, когда закладываются.

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома при обучении счёту» Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома при обучении счёту». Устный счет хорошо развивает память, логику, мышление,.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Консультация «Индивидуальный подход к физическому развитию ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА» Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического.

Личностно ориентированный подход в воспитании и обучении Свою педагогическую деятельность строю с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Приоритетным направлением моей деятельности являются.

Метапредметный подход в обучении как условие преемственности современного образования. Метапредметный подход в обучении как условие преемственности современного образования. Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Гендерный подход в обучении детей»
Опубликовано: 17 ноября 2017 в 09:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД