Получи документы

Гендерный подход в составлении календарного плана

Дарья Фомина
Гендерный подход в составлении календарного плана

Календарный план на один день, в соответствии с «Методическими рекомендациями по гендерному воспитанию детей» старшей группы.

Педагогам, воспитателям и родителям нужно учитывать гендерный фактор в воспитательном процессе, прежде всего потому, что развитие личности, в основе которого стоит формирование человеком своих жизненных ролей, не может быть гармоничным без гендерно-ролевой социализации.

Публикация «Гендерный подход в составлении календарного плана» размещена в разделах

Воспитатель должен знать, что недостатки формирования гендерных ролей приводят к нарушению половой и гендерной идентичности, а это, в частности, может причинить проблемы в будущем: в семейной жизни, в воспитании детей.

Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола

При воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. Из результатов продолжительных исследований психологов и педагогов выяснено, что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, т. к. одна и таже деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.

На одном из таких исследований стоит заострить внимание. С. В. Железнова, Т. А. Фалькова, И. В. Велиева считают главной задачей в работе с детьми – перестроение учебно-воспитательного процесса на основе гендерного подхода, иллюстрирующего личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком. В методическом пособии «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада», разработанная данными авторами, предложена карта «Критериев оценки гендерных проявлений дошкольников в разных видах деятельности» (таблица 1). Она призвана помочь педагогам дифференцировать детей на условные подгруппы в соответствии с гендерной типологией по их уровню психофизиологического развития, демонстрируемым способностям, личностным качествам. [1]

Таблица 1. «Критериев оценки гендерных проявлений дошкольников в разных видах деятельности»

1 Гендерный тип. Яркие андрогинные проявления, высокий уровень развития способностей и личности в целом

(Условно «одаренные дети»)

Основные общие характеристики личности

• Равномерное, на высоком уровне, развитие способностей (или некоторых, особенно ярко проявляющихся, яркие лидерские качества;

• Высокий уровень логического и проблемного мышления, склонность к обобщениям, высокая работоспособность в процессе обучения к определенным направлениям деятельности;

• Отличная память, повышенная концентрация внимания, интерес ко множеству видов деятельности

Мальчики

• Интерес к удаленным предметам, к особенному, редкому;

• Способность следить за несколькими объектами, событиями сразу; острое чувство юмора;

• Ранняя речь, большой словарный запас, быстрое усваивание литературных оборотов речи, склонность к раннему речевому фантазированию;

• Высокие моторно-двигательные способности – танцы; богатое воображение, эстетизм, утонченность;

• Проявляет склонность к доминированию, требовательны, непостоянны, однако при этом чувствительны, заботливы, иногда пассивны

Девочки

• Конкретность мыслительной деятельности; быстрая реакция на смешное; интерес к практическим вещам, умеет сосредотачиваться на мелочах, тоньше различают видимое, слышимое, осязаемое;

• Очень ранняя речь (до года, большой словарный запас, речь эмоциональна, окрашена, быстрое освоение переносного смысла слов, нахождение метафор;

• Проявляет высокую моторную деятельность, способность любить мужские виды спорта;

• Интуиция, склонность к манипулированию, эмпатийность, решимость, высокая самооценка и чувство ответственности, независимость

2 Гендерный тип «Типичные девочки»

(девочки и мальчики)

Основные общие характеристики личности

• Равномерное, на достаточно высоком уровне, развитие способностей с возможным преобладанием художественных, музыкально-театральных способностей. Повышенный интерес к продуктивным видам деятельности, сюжетно-ролевой игре;

• Хорошо развитая речь;

• Двигательная деятельность во всех видах не вызывает затруднений;

• Способность принимать чужую точку зрения превалирует над отстаиванием собственной позиции, отсутствуют претензии на лидерство; повышенная эмпатийность, чувствительность к эмоциональным проблемам других, высокая тревожность; невысокий уровень соревновательности в двигательной деятельности

Мальчики

• Часто дружат с девочками, не склонны к лидерству;

• Склонность к пассивности, меланхолии, плаксивости, в практических ситуациях уход реакции на агрессию, обидчивость;

Девочки

• устойчивый интерес к художественным видам деятельности;

• способность общаться равномерно с большинством детей;

• умение самоорганизовываться, дисциплинированность

3 Гендерный тип «Типичные мальчики»

(девочки и мальчики)

Основные общие характеристики личности

• Равномерное, на достаточно высоком уровне развитие способностей с возможным преобладанием интеллектуальных, двигательных и недостаточно ярко выраженных художественных и музыкальных способностей

Мальчики

• Высокий уровень логического и проблемного мышления; низкая и неразвитая эмпатийность; средний и выше среднего уровень развития связной речи (становление речи не раньше 2-2,5 года);

• Проявление лидерских качеств в игровой и двигательной деятельности;

• Стремятся к отстаиванию своей точки зрения

Девочки

• Устойчивый интерес к конструированию, шахматам, шашкам, дидактическим играм интеллектуального характера;

• Выше среднего уровень развития связной речи, ей несколько недостает эмоциональности, красочности, полноты;

• Двигательные навыки проявляются достаточно ярко, любят соревноваться;

• Отсутствие яркой реакции на переживания других людей при ярких собственных проявлениях эмоций; проявление вербальной и невербальной агрессии; лидерские качества в двигательной и игровой деятельностях.

4 Гендерный тип «Недефференцированный гендер»

(или условно ситуационная группа)

Основные общие характеристики личности

• Способности во всех направлениях проявляются на среднем уровне, неравность эмоциональных реакций на ситуацию; память избирательна, логика слабо развита, интерес к определенным видам деятельности;

Мальчики

• Проявляют чаще «слабые» мужские качества;

• Речь мало выразительна, ситуативна, не умеют принимать решения в трудной ситуации; не склонны к рефлексии и объяснению своих чувств, эмоций;

• Двигательные навыки хорошо развиты, быстро запоминают и воспроизводят любые двигательные навыки;

• Часто проявляют трусость или чрезмерную осторожность; не претендуют на роль лидера в игровой деятельности, кроме подвижных игр; могут раскрываться в среде, где их принимают и любят безусловно; склонны подчеркивать недостатки других детей, отрабатывая таким образом собственные

Девочки

• Чаще проявляют «слабые» женские качества, неряшлевы в еде, одежде, в процессе продуктивной деятельности; замедленная реакция на смешное;

• Речь невыразительна, бедна эпитетами, литературными оборотами;

• Проявляют устойчивый интерес к бытовой, игровой и некоторым видам продуктивной деятельности, т. к. движения запоминают и воспроизводят хорошо;

• Чаще всего принимают чужую точку зрения, не умеют отстаивать свою; самооценка чаще всего снижена; поддаются постороннему манипулирования, очень внушаемы.

Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.

На основе данного подхода, предлагается образец календарного плана на один день, в соответствии с характеристиками гендерных типов. Составлен воспитателем Фоминой Д. А. (таблица 2)

Таблица 2. Календарный план на один день

Условные обозначения: ТД – типичная девочка, ТМ – типичный мальчик, УО – условно одареный

Непосредственная образовательная деятельность

Утро Утренняя гимнастика: «Мы едем, едем, едем». (Групповая, подгрупповая)

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге, закреплять двигательные навыки, дать детям эмоциональный заряд на предстоящий день. Включить упражнение на эмпатию «Поприветствуй соседа» для развития эмпатийности Феди Л. («типичный» мальчик)

-Предварительная работа с Денисом М. («Типичная» девочка): беседа «Машины на нашей улице». Цель: назвать различные виды транспорта, выделив наземный транспорт среди разнообразных видов транспорта. Закрепить правила дорожного движения.

(Индивидуальная деятельность) Дидактическое упражнение с Матвеем С. («Типичный» мальчик)«Потому что…». Цель: развивать умение строить связные высказывания (пример: автобус остановился, потому что…»)

Образовательная деятельность в режимные моменты

Формирование культурно-гигиенических навыков: умение детей правильно мыть руки перед едой, соблюдая последовательность.

Самостоятельная деятельность

Игра-драматизация по сказке «Как Незнайка катался на автомобиле». Цель: помочь распределить роли, вызвать у детей желание попробовать себя в разных ролях. Воспитывать артистические качества, желание выступать перед сверстниками. Поощрять юмористические проявления у Карины Н. (ТМ)

Взаимодействие с социумом и семьями воспитанников

Предложить родителям консультацию на тему: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов»

НОД

1. Познавательно-исследовательская деятельность

Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Обогащать активный словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.

Формировать самостоятельную творческую

деятельность детей. Развивать умение у Насти Ф. (ТД) отстаивать преимущества собственной работы.

Развивать связную, грамматически правильную речь

Формировать основы безопасного поведения в быту, позитивных установок к различным видам труда.

2. Изобразительная деятельности

Рисование транспорта с использованием геометрических фигур

Развивать мелкую моторику обеих рук

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Развивать умение видеть достоинства в своей работе и работе других у Димы М. («Типичный» мальчик)

Образовательная деятельность в режимные моменты

Предложить Андрею П. (ТМ) проблемную ситуацию «Как поступить, если ты будешь в лифте с незнакомым человеком» и поощрить его за полные яркие высказывания

Самостоятельная деятельность

Самостоятельное рисование, выбранного транспорта по собственной задумке

Прогулка 1

Наблюдение за разными видами транспорта. Цель: расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении.

-Подвижная игра «Автомобили». Цель: объяснить правила игры, выполнять движения согласно содержанию игры.

-Инд. работа с подгруппой детей. Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге на месте и с продвижением вперед, развивать ловкость.

Мотивирование Насти Ф., Юли Б., Насти Ч. («Типичные» девочки) перед началом упражнения, объяснение пользы физических упражнение.

Образовательная деятельность в режимные моменты

Закреплять умение детей после прогулки развешивать одежду на батарею (по мере необходимости)

Самостоятельная деятельность

-Игры с выносным материалом

Вечер

Гимнастика после сна «Бодрящая»

Цель: поднять настроение и мышечный тонус детей.

Для ТД давать установку, повышающую самооценку и веру в свои силы.

Дидактическая игра «Один – много» Цель: развивать умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (автобус – автобусы – автобусов). Обогащение словарного запаса Вани М. (ТМ)

- Индивидуальная работа по лепке «Машинка». Цель: развивать ручную умелость, мелкую моторику, воображение. Проследить, чтобы Полина Ш. («Условно» одаренная) выполнила работу аккуратно и качественно.

Образовательная деятельность в режимные моменты

-Беседа с решением проблемных ситуаций «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается!»

Цель: формировать умение адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех, или иных ситуациях. Уделить особое внимание доказательности собственных утверждений, поощрить за это Митю А. (ТД)

Самостоятельная деятельность

- Сюжетно ролевая игра «Водители». Цель: обогащать и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать вежливость в обращении с Полиной Ш. в процессе общения «водитель-пассажир», «водитель –полицейский», поощряя за выдержку и терпеливость, корректность. Воспитывать уважение к труду водителя, полицейского.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Порекомендовать родителям ТМ проговаривать звуки р, л встречающиеся в названии наземного транспорта

Прогулка 2

Наблюдение за проходящим транспортом.

Цель: формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

Предоставить возможность Феде Л. (ТМ) высказать по теме в первую очередь

-Подвижная игра «Автомобили». Цель: закрепить правила игры. Упражнять в умении быстро передвигаться парами, держа друг друга за локти. Выполнять действия строго по сигналу. Развивать коммуникативность у ТМ.

-Инд. работа «Сбей кеглю» Цель: упражнять в метании, развивать ловкость, глазомер.

Дополнительная подготовка Ксюши С. («Типичная» девочка) к метанию.

Образовательная деятельность в режимные моменты

Совершенствовать умение детей наводить порядок в игровой комнате перед прогулкой, расставляя игрушки на свои места.

Самостоятельная деятельность

-Игры с выносным материалом

Список используемой литературы.

Железнова С. В., Фалькова Т. А., Велиева И. В. Гендерное воспитание дошклдьников в условиях детского сада / методическое пособие из опыта научно-практической деятельности ДС № 122 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти. – Инноватика образования, 2008, С. 128

Публикации по теме:

Алгоритм составления календарного плана воспитателя ДОУ 1. Титульный лист 2. Список детей группы 3. План работы с родителями 4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий.

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Рекомендации для родителей «Мы мальчики» Во время занятий физической культурой взрослый уделяет внимание на такие умения и качества как:.

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников. Беликова В. Н., воспитатель МБДОУ д/с № 33 Самоделко Е. В., педагог-психолог МБДОУ д/с № 33, г. Белгород ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ.

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников. Беликова В. Н., воспитатель МБДОУ д/с № 33 Самоделко Е. В., педагог-психолог.

Гендерный подход в организации развивающей среды группыГендерный подход в организации развивающей среды группы Для реализации данной задачи необходимо создать мобильную развивающую среду с учётом возрастных возможностей детей. Усвоение гендерного поведения.

Консультация для педагогов ДОУ «Формы написания календарного плана в детском саду согласно требованиям ФГОС ДО» .

Разработка фрагмента календарного плана одного рабочего дня Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №126» г. Нижний Новгород 2015 г. Разработка фрагмента календарного.

Разработка календарного плана на один день «Дикие животные» 2 младшая группа. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Группа 2 младшая Тема: «Братья наши меньшие», «Дикие животные» Задачи: Обогащать знания.

Разработка календарного плана на один день «Мой город». Старший возраст Разработка фрагмента календарного плана на тему «Мой город». (старший возраст) Макарова Ольга Анатольевна воспитатель МБДОУ д/с №32.

Разработка календарного плана на один день в соответствии с ФГОС на основе комплексно-тематического планирования Разработка календарного плана на один день в соответствии с ФГОС на основе комплексно-тематического планирования. II младшая группа Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерный подход в составлении календарного плана
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 10:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД