Дарья Михайловна Мерешко
Гибкое планирование в ДОУ. Тема недели «Африка»
Гибкое планирование в ДОУ -это многовариантный режим дня, который позволяет организовать занятия в соответствии с изменяющимися условиями (напр. пошёл дождь). Его разработка предполагает отсутствие жёстких рамок и календарных планов.
Дети участвуют в принятии решений, при поддержке взрослых реализуется их потенциал, обогащаются знания об окружающем мире, поощряется активная позиция. Должен быть баланс между активностью ребёнка и взрослого. В гибком планировании отталкиваются от интересов детей, их потребностей в познании окружающей среды.
Публикация «Гибкое планирование в ДОУ, Тема недели „Африка“» размещена в разделах
- Африка. Животные жарких стран
- Животные жарких стран. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Гибкое планирование направлено на выстраивание образовательного процесса от интереса ребёнка. Дети живут настоящим, им важно и интересно то, что происходит с ними, вокруг них именно в настоящий момент. Совместное планирование детей и педагогов повышает мотивацию в образовательной деятельности, позволяет детям выбирать самостоятельно форму и вид деятельности. Нахождение собственных решений детьми стимулирует мышление, принятие на себя ответственность, развивает речь. При планировании чаще всего используется технология 4х вопросов "Что я знаю?" "Что ты можешь рассказать?" "Что хотел бы узнать?" "Где можно найти информацию?" (также может использоваться модель 3х, 5и вопросов). Самое главное это создание "мотивационной точки", от которой у детей возникает масса вопросов для исследований и открытий. Все детские вопросы фиксируются, если вопросов много, они объединяются по смыслу, проходит детское голосование, набравшие меньшее кол-во голосов вопросы фиксируются в "месте ожидания" (парковка, по согласованию с детьми, с обязательным указанием имён ребят, чей вопрос. Детский интерес обеспечивает длительную устойчивую мотивацию к долговременному разностороннему изучению выбранной детьми темы, что позволяет решать задачи различных образовательных областей, включая ребёнка в разные виды детской деятельности.
Я считаю, что гибкое планирование помогает детям развивать речь, кругозор, они задают много вопросов по темам, которые им интересны, воспитатель вместе с родителями ищут ответы, речь детей пополняется новыми словами, затем они рассказывают сами что узнали нового, с родителями ищут дома ответы на домашние задания. Итак, наша работа проходила таким образом: 1ДЕНЬ. Проектный круг. Выбор темы недели. Рисуем картинки к своим вопросам.
Голосование цветными стикерами, в итоге 2 темы:"Бабочки" и "Жаркие страны" набрали одинаковое количество голосов, при помощи считалочки выбрали тему"Жаркие страны".

Была составлена модель 3х вопросов.

2Й ДЕНЬ. Конкретизировали какую именно тему будем разбирать, выбрали яркую тему "Африка". Утром воспитатель записал что знают дети, что хотели бы узнать, и спросили,что хотели бы узнать родители.

В течении дня воспитатель рассказывал детям про Африку, рассматривали книги, энциклопедии, нашли Африку и реку Нил на географической карте.


Вечером воспитатель записала, что узнали дети.
3Й ДЕНЬ. Детям была предложена загадка дня.


Ребята проголосовали за правильный ответ на неё магнитами. Мы с детьми выполнили коллективную аппликацию"Пальма" на которой были вопросы, ответы на них дети вместе с родителями должны были найти дома и ответить на них в группе на следующий день.

4Й ДЕНЬ. При помощи родителей и детей были наполнены центры детской активности по теме "Африка"
5Й ДЕНЬ. Путём голосования дети своими фото в "Паутинке"выбрали центр активности, победил уголок рисования, ребята выбрали раскраски на африканскую тему :маски, животных и т. п.



Во 2й половине дня я предложила ребятам выбрать лист цветной бумаги который ассоциировался у них с темой "Африка", каждый ребенок вырезал по одному пёрышку для попугая и вот что у нас получилось) :

.Затем были подведены итоги недели. Игра в кругу:передай мяч и скажи что нового ты узнал про жаркие страны, что понравилось больше всего? Многим понравились способы голосования:стикерами, магнитами, фотографиями. Оля:"Наконец-то я узнала почему фламинго розовые, они кушают очень много рачков. Костя:" Класс!теперь я знаю, что африканские маски могут быть разных форм и такие большие, аж от лица и до пояса, а крепятся на кожаные ремни, бывают для разных целей:для охоты, для колдуна,для просьбы об урожае и не только!А ещё я обалдел от людей с чёрной кожей и кучей кучеряшек на голове, которым не страшна жара, это африканцы. Тимофей и Андрей:теперь мы знаем где находится эта страна и ещё и Австралия на географической карте, как много нового мы узнали! Вера и Тимофей:а сумочка у кенгуру есть только у мам, они прячут и растят там кенгурёнка,ведь он рождается размером с фасолинку! Интересно было всем:и детям и педагогу и родителям. По окончании работы по данной теме, всё, что мы делали в течении недели было вывешено в раздевалку, получилась выставка)