Татьяна Джулай
Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия.
▼ Скачать + Заказать документы
Стопа, благодаря своему уникальному строению и важным функциям, возложенным на неё, оказывает непосредственное влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы, начиная уже с раннего возраста.
Нами было отмечено, что в рамках плановой диспансеризации дошкольников в старшем дошкольном возрасте всё чаще ставиться диагноз плоскостопие- в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов (избыток массы тела, частые простуды, хронические болезни, недостаточная двигательная активность)
Публикация «Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия,» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Основным средством профилактики плоскостопия является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней, она также благотворно влияет и на общее укрепление организма.
Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Такая гимнастика оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод стоп.
Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности так и в самостоятельной двигательной активности.
В своей работе мы используем гимнастику для стоп:
-на утренней гимнастике;
- на физкультурных занятиях в водной и заключительной части занятия;
-в ходе физкультурных праздников и досугов в ходе разминки, а также как соревновательные игры и эстафеты.
- в виде физкультминуток в ходе специально-организованных занятий;
-на прогулке;
-в игровой деятельности;
Продолжительность такой гимнастики невелика, а оздоровительный эффект очень большой.
При выполнении комплексов гимнастики для стоп мы используем упражнения из различных исходных положений, но для обеспечения разгрузки стоп наиболее эффективны упражнения из исходных положений сидя и лёжа.
Хорошо когда такая гимнастика сопровождается легко запоминающимися стихами или потешками. Дети, повторяя запомнившееся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту и в самостоятельной игровой деятельности.
Упражнения из И. п. Стоя.
«Часы»
1. Стрелки в часиках живут. Ходьба приставным шагом по обручу,
И по кругу всё идут. положенному на пол.
Сосчитают все минутки,
Дважды круг пройдут за сутки.
«Шли бараны по дороге»
2. Шли бараны по дороге Ходьба на носках.
Промочили в луже ноги Ходьба на пятках.
Раз. Два, три, четыре, пять, Приподниматься на носки соответственно счёту.
Стали ноги вытирать-Средней частью правой стопы (подошвы) скользить
Кто платочком,по внутренней стороне голени левой ноги от стопы к колену
Кто тряпицей, i]и обратно, ступня как бы обхватывает голень. [/i]
Кто дырявой рукавицей. То же левой ногой. 6—8 раз
Упражнения из И. п. сидя на стуле.
Жили у бабуси Поджимать и выпрямлять пальцы ног
Два весёлых гуся
Один серый, Другой белый, Приподнимать от пола то носки, то пятки.
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи,
У кого длиннееПриподнимать и одновременно разводить пятки в стороны.
Один серый,
Другой белый, Приподнимать и одновременно разводить носки в стороны.
У кого длиннее.
Мыли гуси лапки Вращение стопы в ту или другую сторону
В луже у канавки. с небольшим усилием в сторону большого пальца.
Один серый,
Другой белый Поджимать пальцы,
Спрятались в канавке. держа ноги на внешнем крае стопы.
Вот кричит бабуся: Развести носки врозь, затем пятки.
-Ой, пропали гуси-
Один серый,
Другой белый – На четыре счета врозь, на четыре счета вместе.
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси, Поджимать и выпрямлять пальцы ног,
Кланялись бабусе. продвигая стопу вперед не отрывая от пола.
Один серый,
Другой белый – Приподнимать от пола носки.
Кланялись бабусе.
И. П. стоя, держась руками за спинку стула.
Наши ножки с утра
Делают зарядку.
Вот так встанут на носочки, Приподниматься на носки,
А потом на пятки с переносом тяжести тела на пятки.
На носочках постоим Приподниматься на носки
Вместе в даль все поглядим, с одновременным разведением пяток
Опускаемся на пятки-
Танцевать начнём в присядку Приседания, на полной стопе.
Снова на носках стоим, Приподняться на носки,
Вправо, влево поглядим.
Опускаемся на пятки, Опуститься на всю стопу. [/i
Мы закончили зарядку.
Самомассаж.
Наши маленькие ножки, Ходьба на месте возле стульчика.
Всё шагали по дорожке.
Через мостик перешли- Ходьба на пятках на месте.
По тропиночке прошли. Ходьба на носках вокруг стульчика.
Но устали наши ножки,
Отдохнуть хотят немножко.
Ногу на ногу кладём, Сидя на стуле, удобно положить левую стопу на ногу
И стопу свою берём. Пододвинуть стопу поближе к себе.
Чтобы ножки нам размять,
Мы их будем растирать Массировать подошву от пальцев к пятке,
Так, от пальчиков до пятки,
Массажируем ребятки.
Вот теперь, наоборот, Массировать подошву от пятки к пальцам.
Трём от пяточки вперёд.
А сейчас на каждый пальчик Разминать каждый пальчик поочерёдно.
Мы оденем свой кафтанчик.
Ножку левую размяли,
И несколько не устали.
Ножку правую берём, Сидя на стуле, удобно положить правую стопу на ногу.
На коленочку кладём
И теперь для этой ножки Повторяются все действия из первой части.
Снова мы массаж начнём.
В ходе физкультурных праздников и досугов.
Соревновательная игра «Каракатица»
Цель: Быстро пробежать этап, перекатывая стопами массажный мячик или гимнастическую палку.
Содержание: Участник принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. По сигналу воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до ориентира, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать мячик.