Получи документы

Гимнастика пробуждения как условие оздоровительно-физического воспитания дошкольников

Анастасия Степнова
Гимнастика пробуждения как условие оздоровительно-физического воспитания дошкольников

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Гимнастика пробуждения как условие оздоровительно-физического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Здоровье – значительный дар, без которого нелегко сделать жизнь яркой, насыщенной и долгой. Я считаю что, здоровье ребенка самый главный ключик к формированию характера. Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. С раннего детства мы стараемся заложить фундамент здоровья ребенка, в этот период происходит его интенсивный рост и развитие, приобретаются базовые физические качества, формируются основные движения, осанка, вырабатываются черты характера, осознанное понимание культуры здоровья, без которого невозможно формирование здорового образа жизни.

По моему мнению утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в детском саду – это самые важные кирпичики в формировании фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематической работе.

В своей деятельности уже стало закономерностью провождение гимнастики после сна в определенное время. Правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом[8, с – 38,39].

Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что гимнастика пробуждения помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Во время проведения гимнастики после сна целесообразно использую музыкальное сопровождение. Я заметила, что музыка положительно влияет на эмоции детей, помогает создать у них хорошее настроение, у них появляется бодрость, радость. Дети учатся слушать музыку и согласовывают движения с ее характером, выполняют движения выразительно, плавно. Часто использую спокойную приятную музыку, но можно использовать любимые детские песни, под которые дети просыпаются намного быстрее и веселее. Одна из главных качеств для педагога это улыбка, не нужно забывать о ней. Первое, что должен видеть ребенок после сна: улыбающееся лицо, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, независимо от того, каким голосом произносит их взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих.

Гимнастика пробуждения состоит из нескольких частей:

· разминочные упражнения в постели;

· выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа;

· выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);

· ходьба по массажным коврикам;

· Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног) [15].

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:

I часть – гимнастика в кровати - это нужно для того чтобы ребенок просыпался постепенно, постепенно переходил ото сна к бодрствованию. Желательно проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Я использую такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Самое главное правило, и оно основное, — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Продолжительность гимнастики в постели – около 2 – 3 минут.

II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры – направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, рекомендую в основных движениях использовать (ходьбу на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др. упражнения воздействующие на закаливание организма). Обязательно эта часть гимнастики должна проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, изготовленных родителями детей.

III часть – заключительная – она направлена на повышение физического и эмоционального тонуса ребенка, должна создавать положительный эмоциональный настрой группы, располагать к дальнейшей активной деятельности. Ее можно проводить как гимнастику в игровой форме с использованием 3 - 6 имитационных упражнений. Гимнастика игровой направленности имеет сюжет, в ней присутствуют знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания движениям животных, растений, а также дает возможность детям создать различные образы («конькобежец», «лыжник» «петрушка», «гимнаст», «цветок» и т. д.). Они принимают на себя определенный игровой образ. С образом дети быстрее понимают технику выполнения упражнении. Мои дети второго младшего дошкольного возраста очень любят комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально – ритмических упражнений. Танцевальные движения формируют развитие физических сил, координацию движений, укрепляют мышцы, улучшают дыхание. Иногда я использую такие комплексы, как элементы точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики. Точечный массаж сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле. На мой взгляд проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько задач: развитие у них двигательного воображения, оздоровление детей, формирование осмысленной моторики. А самое главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения необходимо проводить в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, не нужно его заставлять выполнять упражнения, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять его частично[14].

В течении года я использую каждый месяц разные комплексы бодрящей гимнастике, которые были подобраны с учетом возрастных особенностей детей.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса бодрящей гимнастики, разработанной с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, они является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижает неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Если грамотно составить комплекс гимнастики, то он не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка.

Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом [4].

После выполнения гимнастики я провожу водные закаливающие процедуры: намочить ладошки и провести ими по рукам от кистей до локтей, а также по груди. Всё это способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и даёт возможность детям укрепить здоровье [6].

Всем нам хорошо известно выражение «встал не с той ноги», знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют. Я стремлюсь к тому, чтобы дети просыпались после дневного сна в хорошем настроении, бодрые и энергичные. И считаю, что и родители должны к этому стремиться дома. Поэтому мною были разработаны индивидуальные комплексы пробуждения дневной гимнастики, для того, чтобы дома, родители продолжали формировать основы здорового образа жизни. А главное, что целенаправленная работа с родителями в данном направлении помогло мне донести основную мысль правильно. Данная совместно проведенная работа позволит сформулировать у ребенка ответственное отношение к своему здоровью, образу жизни и правильному использованию физических упражнений в процессе всего дня, а в последующем - жизни.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Я: - Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги! - Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли вы на мастер-класс,.

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения как один из компонентов оздоровительной работы» Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и.

Мастер-класс «Фитбол-гимнастика как средство физического развития детей» Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Деток вы любите? (Нет или да) Пришли вы учиться, Иль сил совсем нет?.

Организация подвижных игр на прогулке как средство физического воспитания дошкольников Физическое воспитание дошкольников является системой применения педагогических мер и средств физической культуры с целью гармоничного физического,.

Подвижные игры и их место в системе физического воспитания дошкольников Потребность у детей-дошкольников в двигательной активности колоссальна, движение – физиологическая потребность для них. Через движение ребенок.

Пространственно-предметная развивающая среда как важное условие гендерного воспитания ребенка Пространственно-предметная развивающая среда в младшей группе выступает важным условием гендерного воспитания ребенка, стимулирует выражение.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие экологического воспитания дошкольников Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Н. Г. Гарин-Михайловский Экологическое образование.

Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников. «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский. Что же это такое – духовно-нравственное.

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» как нетрадиционное средство физического развития детей дошкольного возраста Хочу познакомить вас с интересной оздоровительно-развивающей программой по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» Ж. Е. Фирилевой,.

Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната. Этнокультурная среда, как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната. Создание условий для развития воспитанников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гимнастика пробуждения как условие оздоровительно-физического воспитания дошкольников
Опубликовано: 31 мая 2017 в 13:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД