МААМ-картинки

«Годится ли глина для кувшина?» Конспект НОД для подготовительной группы

Елена Аверьянова
«Годится ли глина для кувшина?» Конспект НОД для подготовительной группы

«Годится ли глина для кувшина

Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Автор: воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР «Детский сад N161» г. Перми Аверьянова Елена Владимировна.

Программные задачи:

Публикация «„Годится ли глина для кувшина?“ Конспект НОД для подготовительной группы» размещена в разделах

Активизировать и обобщить у детей знания о свойствах сухой и сырой глины. Совершенствовать умение детей пользоваться условными обозначениями. Развивать доказательную речь, опираясь на причинно-следственные связи, выявленные в процессе наблюдения за глиной. Развивать у детей познавательные способности средствами экспериментирования со знакомым минералом. Учить обследовать глину и выяснять ее особенности и наиболее характерные признаки. Дать представление о значении глины в жизни человека (строительный материал, материал для изготовления посуды и т. д.). Воспитывать познавательную активность. Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Активизировать словарь: гончары, формование, пластичная, природная, плотная и др.

Методы и приемы: сюрпризный момент, работа со знаками, разгадывание загадки, наблюдение.

Предшествующая работа: лепка из глины, сравнение свойств глины и песка,

Оборудование: почтовая коробка-посылка, карточки с пиктограммами о свойствах глины (6 шт., миски с влажной и сухой глиной, комочек влажной глины, миска с водой, пластина сухой глины, влажная салфетка.

Ход занятия:

Организационный момент

- Ребята, к нам сегодня пришла посылка. В ней письмо. «Дорогие ребята! Пишет вам Баба Яга. У меня разбился кувшин, теперь мне совсем негде хранить воду. Мне посоветовали сделать кувшин из этого материала, его я вам посылаю в посылке. Скажите, можно ли эти камешки использовать, чтобы сделать новый кувшин? Где я их могу достать в достаточном количестве? И кто мне может помочь сделать кувшин?» Давайте посмотрим, что это?

Разворачивают коробку, находят пластину глины.

– Как вы думаете, что это такое?

Варианты ответов детей.

Основной ход занятия:

- Я вам предлагаю подсказку-загадку:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

- Правильно, это глина. Ребята, что мы знаем с вами о глине?

Дети рассматривают миску с кусочками сухой глины; перечисляют, что она светлая красноватого цвета, твердая, крошится и т. д.

- Для того чтобы Бабе Яге было понятно, пригодится ли глина для кувшина, мы с вами сделаем маленькие рисунки-пиктограммы. Откуда глину берут, где добывают?

Варианты ответов детей.

- Какая картинка подходит для этого ответа?

Дети выбирают картинку, на которой изображена природа.

- Правильно. Глину добывают из земли, в карьерах экскаватором. Глина это осадочная порода земли, получается в результате разрушения и выветривания самых маленьких песчинок. В зависимости от места происхождения глина бывает разного цвета. Бывает глина белого цвета. У нас в Пермском крае часто встречаются места с красной глиной. А еще бывает глина голубая. Как вы думаете, глина тяжелая или легкая?

- Как узнать?

- Обычно для того, чтобы узнать легкий предмет или тяжелый, испытывают его, тонет ли он в воде. Если наш кусочек глины останется плавать на воде, значит глина легкая. Если глина утонет, значит, она тяжелая.

В миску с водой опускают небольшой кусочек глины, он тонет. Дети делают вывод, что глина тяжелая.

- Да, тяжело будет Бабе Яге тащить глину для своего кувшина! Как мы изобразим, чтобы показать, что глина тяжелая?

Дети выбирают картинку с гирей.

- Что ж, верное решение. Ребята, а теперь понаблюдаем за нашим кусочком глины. Посмотрите и оцените, быстро ли размокает глина.

Воспитатель пытается разрушить кусок глины в воде, получается разрушение не сразу, после того, как глиняный кусок намок.

- Ребята, почему у меня не получается сразу разрушить глину в воде?

Варианты ответов детей.

- Глина не разрушится, пока вся не намокнет. Процесс разрушения происходит медленно. Я вам сейчас покажу две картинки ( воспитатель выставляет две картинки с нарисованными шариками: в одном случае нарисованы хаотично, в другом очень плотно друг к другу). Если сверху этих шариков налить воду, на какой картинке вода медленнее добежит до дна миски?

Дети выбирают картинку с плотно нарисованными шариками.

- Вы приняли правильное решение. Почему так произойдет?

Дети объясняют, что воде больше препятствий для проникновения среди шариков плотно прижатых друг к другу. Дети должны назвать слово «плотный»

- Ребята, а для глины какая из этих картинок нам подойдет?

Выбор детей.

- Значит, глина плотная, плохо пропускает воду. Этому свойству соответствует эта картинка.

- А теперь давайте представим себя маленькими гномиками.

Гномик

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)

Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

- Ребята, свойства глины сильно изменяются, когда она соединяется с водой. Посмотрите на миску с сухой и мокрой глиной. Как изменилась глина, когда она соединилась с водой?

Дети отмечают, что глина стала темнее, размылись комки. Воспитатель отделяет комок влажной глины, лепит из нее сначала колобок, потом вытягивает колбаску. Предлагает детям сделать тоже. Помесить глину в миске.

- Ребята, была у нас глина сухая, крошилась на мелкие кусочки. А теперь мы можем сказать, что глина хрупкая? Какое свойство появилось у глины в соединении с водой?

Дети говорят, что она стала липкая, пластичная, пригодная к лепке.

- Ребята, теперь можно из этой глины слепить Бабе Яге кувшин. Какие картинки можно подобрать к этой фигурке (воспитатель показывает фигуру капли и свою грязную ладонь?

Дети указывают на последние оставшиеся картинки. Закрепляют в «волшебном сундучке» слово «пластичная».

- Молодцы. Глина — основа гончарного производства. Потому, что люди, которые работают с глиной, называются гончары. Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность и липкость. Глина — единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве. В смеси с водой глина образует тестообразную массу, подходящую для дальнейшей обработки. Для чего нужна глина человеку (дети смотрят презентацию о гончарах и изделиях из глины?

С древних времен керамические изделия служили человеку. Они различались по виду используемого сырья, способу производства, по своему назначению. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и оформлению горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы, необходимые в быту. Многие предметы не только исправно служили человеку, но и становились произведениями искусства.

o Что в наше время делают из глины?

Сейчас керамика широко используется в интерьере в виде декоративных перегородок, решеток. Из керамических кирпичей сооружают камины. Большой популярностью пользуются различные по форме и размеру вазы, настенная керамика — декоративные блюда, тарелки. Даже картины пишут на керамике.

o А кто делает все эти предметы из глины?

Мастера – гончары. Изготовление изделия из глины включает несколько этапов: приготовление тестообразной массы, формовка изделия, сушка на воздухе или обжиг в печи. Перед формованием глиняная масса подвергается дополнительной обработке: из нее удаляют пузырьки воздуха, переминая, придают ей однородную структуру. Нанесение рисунка.

Формование керамических изделий осуществляют различными способами: формовка изделий вручную и формовка изделий на гончарном круге. Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.

Работа на гончарном круге требует мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет раскрашивание и декорирование.

– Ребята, так кто же такие гончары, что это за люди? (занимаются изготовлением предметов из глины).

- Как вы думаете, смогут гончары вылепить из глины кувшин для Бабы Яги?

Ответы детей.

– Предлагаю вам поиграть в гончаров. Одна часть детей будет мастерами-гончарами, а другая – будет глиной, из которой гончары будут делать различные предметы. Выбирайте себе карточки. У кого на карточке изображение человека – тот будет гончаром, у кого круг с точками – тот глиной. У каждого мастера свой кусок глины (выбирают карточки и разбиваются на пары).

Физ. минутка “Гончары”

(звучит классическая музыка, гончары надевают фартуки для работы)

Итоговая часть:

- Ребята, что расскажут карточки Бабе Яге про глину?

Дети перечисляют согласно карточкам свойства глины : природное происхождение, плотное, тяжелое, липкое, пластичное вещество, из нее гончары изготовят различные керамические изделия: посуда, игрушки. И кувшин для Бабы Яги.

Публикации по теме:

Глина, для чего нам она?Глина, для чего нам она? Сейчас мы отправимся в путешествие по нашей квартире, особенно на кухню. Что же интересного там? Конечно же, посуда. А какая она бывает?.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Глина и песок» Цель: Обучать детей экспериментировать и делать выводы. Задачи: Образовательные: • Познакомить со свойствами песка и глины. • На основании.

Конспект НОД для подготовительной группы «Кожа человека» «Кожа человека» Цель:Развивать мышление, повысить осведомленность детей в вопросах ухода за собой Задачи: Развивать познавательный интерес. Создать.

Конспект НОД по ИЗО (нетрадиционная техника) «Астры для Незнайки» для детей подготовительной к школе группы Муниципальное образовательное учреждение – средняя образовательная школа№3 г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой структурное.

Конспект НОД по математике «Дом для трех поросят» для детей подготовительной группы Конспект НОД по математике «Дом для трех поросят» (подготовительная группа) Программное содержание: - классифицировать геометрические.

Конспект НОД «Волшебная глина» в подготовительной группе Цель. Познакомить с гончарным промыслом, показать разнообразие изделий из глины. Способствовать применению полученных знаний на практике.

Конспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Камень и глина» для старшей группыКонспект открытого показа НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Камень и глина» для старшей группы Цель: сформировать представления детей о свойствах глины и камня. Задачи: 1. Образовательные: развивать познавательно-исследовательскую.

«Волшебная глина». Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА«Волшебная глина». Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА онспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА Воспитатель: Леонтьева Светлана.

Конспект занятия по региональному компоненту «Роспись осетинского кувшина» Цели: 1. Приобщение детей к традиционному декоративно - прикладному искусству, народным промыслам Осетии. 2. Развитие чувства композиции,.

Презентация проекта «Волшебная глина» для детей старшего дошкольного возраста Развитие тактильного восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации проекта «Волшебная глина». Светлана Геннадьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Годится ли глина для кувшина?» Конспект НОД для подготовительной группы
Опубликовано: 4 июля 2018 в 21:14
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД