Аноним
Консультация для родителей «Готовность детей к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителем и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Но далеко не каждая семья может представить, как поведет себя ребенок в тех разнообразных ситуациях, в которые он попадет в школе.
Что же могут и должны сделать родители, чтобы вступление детей в новую пору жизни было не только безболезненным для всех (включая родителей, но и радостным и результативным?
Публикация «Консультация для родителей „Готовность детей к обучению в школе“» размещена в разделах
В первую очередь необходимо позаботиться о нравственной и психологической готовности детей к школьному обучению. Воспитать в детях ряд качеств, необходимых для успешного осуществления любой деятельности, таких как: ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.
Организованность проявляется и в малом и в большом: без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры, труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение; убрать на место вещи, игрушки и т. д.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок не только выполняет требования взрослых, но начинает предъявлять требования к самому себе, становится инициативным. При формировании инициативности важно:
- уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых. Ожидание инструкций развивает безынициативность, тормозит проявление самостоятельности и творчества;
- поощрять любую инициативу, даже если она кажется взрослому никчемной. Поблагодарить, похвалить за проявленную инициативу, раскрыть ее достоинства, предостеречь, если есть недостатки.
Самостоятельность – активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье, в детском саду. Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье, например: поливать комнатные растения, мыть посуду после завтрака, делать уборку в своем игровом уголке, помогать в приготовлении завтрака, обеда, ужина, сервировка стола и т. д.
Ответственное выполнение трудовых обязанностей постепенно становится первичной деятельностью и в значительной мере определяет готовность детей к обучению в школе.
Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащегося, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Чтобы развить это необходимое качество, родителям следует разъяснять детям, зачем люди учатся, почему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.
Каждый ребенок 7 лет хочет пойти в школу. Этот интерес к школе проявляется в детских высказываниях: «Хочу учиться!», «Хочу в школу!», «Буду хорошо учиться!», в детских вопросах: «Какая учительница?», «Что мы будем делать в школе?», «Учительница строгая?» и т. д. Поддерживая такую заинтересованность, родители рассказывают о том, как много нового дети узнают в школе, как полезно учиться.
Иногда желание поскорее сесть за парту пропадает - «Не хочу идти в школу!», «Играть хочу!». Это происходит тогда, когда у ребенка не сформировано отношение к учебе, как к серьезной деятельности, важной работе. А интерес к школе ограничивается внешними признаками: новое здание, незнакомая учительница, тетради, учебники и т. д. поэтому, готовя ребенка к школе, необходимо воспитывать у него глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.
Каждый ребенок, идущий в школу, должен обладать достаточной школьной зрелостью, то есть быть интеллектуально, эмоционально и социально развитым.
Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Для этого предлагайте детям следующие игры и игровые упражнения: «Четвертый лишний», «Разложи картинки по группам», «Выкладывание из спичек по образцу», «Раскрась по правилу и по образцу», «Дорисуй узор», «Графический диктант», «Подбери по форме и цвету», «Дорисовывание предметов» и т. д.
Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности внимания.
Социальная зрелость – подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Хорошими помощниками родителям в подготовке детей к обучению в школе будут книги с практическими советами, играми и заданиями, направленными на: развитие у детей логического мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия, воображения, речи, математических навыков; формирование умения ориентироваться в окружающем мире и на листе бумаги; развитие графических навыков и т. д.
Рекомендуемые книги:
- С. К. Нартова – Бочавер, Е. А. Мухортова «Скоро в школу!», ТОО «Глобус», 1995 г.
- М. Н. Ильина, Л. Г. Паромонова, Н. Я. Головнева «Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе?», «Дельта», 1999 г.
- Л. Г. Паромонова «Как подготовить ребенка к школе?», «Дельта», 1997 г.
- О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова «Путешествуем слева направо» М., 2000 г.
- С. В. Коноваленко «До школы 3 месяца?», альбом заданий и упражнений, М. 2001 г.
- С. В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» М. 2000г.
И многие другие подобные книги из серии «Скоро в школу!»
Желаю удачи Вам и вашим детям!