Любовь Куприянова
Готовность педагога к использованию мультимедиа как средства повышения эффективности обучения в школе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА развития инновационных процессов
Муниципальное образовательное учреждение
«Тереньгульская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Готовность педагога к использованию мультимедиа как средства повышения эффективности обучения в средней общеобразовательной
школе»
Публикация «Готовность педагога к использованию мультимедиа как средства повышения эффективности обучения в школе» размещена в разделах
Актуальность исследования. Развитие цивилизации в настоящее время обусловлено, прежде всего, переходом от индустриального к информационному обществу, характеризующемуся ростом интенсивности информационных процессов, а также потребностью современного общества в гибких, адаптивных системах образования. Процесс развития информационного общества влечёт за собой интенсивные процессы становления новой образовательной политики, формирования ее новых целей, направленных не столько на получение конкретных знаний в различных областях, сколько на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности посредством открытости образования на протяжении всей жизни.
В «Концепции модернизации российского образования», отмечается что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». Первостепенной задачей модернизации средней общеобразовательной школы, как «базового звена модернизации образования», является достижение нового, современного качества образования, обеспечивающего современные жизненные потребности развития страны. В педагогическом плане - это задача разностороннего развития детей, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям.
Новые информационные технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. В этом плане заслуживает внимания макроконтекст, который предусматривает изменения сложившейся системы образования в соответствии с требованиями складывающегося информационного пространства и предлагает для этого средства решения путем использования новых информационных технологий, в том числе мультимедиа.
Мультимедиа представляет собой средство обучения, с помощью которого плодотворно реализуются идеи интенсификации, направленные на поиск максимальных эффективных методов и средств обучения, адекватных его целям и содержанию; интеграции педагогической науки, практики; целостности и непрерывности педагогического процесса. Однако при решении дидактических задач в рамках использования мультимедиа в обучении мы сталкиваемся с противоречием между желанием педагога максимально использовать ресурсы мультимедиа и отсутствием навыка его использования как средства повышения эффективности обучения.
Проблема использования средств информационных технологий при преподавании общеобразовательных дисциплин является одной из наиболее актуальных проблем современного общего образования. В последнее время ряд отечественных и зарубежных исследователей рассматривали в своих работах применение компьютеров и информационных технологий в образовании (С. А. Бешенков, Б. С. Гершунский, Ю. С. Иванов, А. А. Кузнецов, В. В. Монахов, И. В. Роберт, Н. В. Софронова и др.). Анализ результатов исследований, посвященных проблеме использования мультимедиа в учебно-воспитательном процессе, позволяет сделать вывод об отсутствии общих концепций, которые позволяли бы в единой системе понятий охватить и представить множество фактов, накопленных в практике обучения и воспитания.
Проблемой нашего исследования является изучение готовности педагога к использованию ресурсов мультимедиа в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе.
Актуальность проблемы исследования определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения, эффективность самостоятельной работы.
Под средствами повышения эффективности обучения на основе информационных технологий, в частности мультимедиа, в соответствии с положением о порядке аттестации и сертификации педагогического программного продукта, будем понимать комплекс, состоящий из пакета педагогических программных средств, адаптированный к определенному контингенту обучаемых, включающий контролирующие, обучающие, моделирующие, инструментальные и интегрирующие программные средства, а также методики их применения в процессе обучения. Мультимедиа – это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимися видео, анимированными компьютерными изображениями и движущимися видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком.
Объект исследования: использования мультимедиа в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: готовность педагога к использованию мультимедиа в учебном процессе.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить психолого-педагогические условия готовности педагога использования мультимедиа в реализации образовательных и развивающих функций обучения в средней общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования выражается в следующем предположении: если в процессе обучения в средней общеобразовательной школе использовать мультимедиа, то это способствует:
- повышению эффективности обучения в средней общеобразовательной школе (улучшение усвоения учебного материала; уменьшение времени решения стандартных задач; сформированность практической направленности знаний обучаемых; улучшение поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам, повышение информационной культуры учащихся, развитие познавательной и творческой активности учащихся);
- формированию у учащихся обобщенных представлений о возможностях мультимедиа, умение самостоятельно добывать информацию о структуре и приемах работы с конкретным программным средством (текстовый редактор, музыкальный редактор, графический редактор, систематизация полученных данных.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы по выявлению готовности педагога к использованию мультимедиа как средства повышения эффективности обучения в средней общеобразовательной школе.
2. Раскрыть сущность, специфику и особенности использования мультимедиа как средства повышения эффективности обучения.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых использование мультимедиа становится средством повышения эффективности обучения.
4. Выявить общие закономерности изменения успеваемости учащихся.
5. Выработать научно-методические, практические рекомендации по обновлению содержания образования, последовательному и логическому включению в него разработок по использованию мультимедиа.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности, методы математической обработки экспериментальных данных, непосредственный опыт работы в школе.
Организационные условия инновационной работы
Масштаб экспериментальной площадки – Муниципальное образовательное учреждение «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа».
Предполагаемая продолжительность инновационной работы – 4 года.
Этапы опытно-экспериментальной деятельности
1 этап: сентябрь 2015 г. – июнь 2016 г.
Содержание работы: Теоретический анализ состояния проблемы. Конструирование модели готовности педагога к использованию мультимедиа как средства повышения эффективности обучения в средней общеобразовательной школе.
Отчетные материалы: Готовность педагога к использованию мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в средней общеобразовательной школе (теоретическая разработка).
2 этап: сентябрь 2016 г. – июнь 2017 г.
Содержание работы: Подготовка диагностических материалов и определение показателей педагогической эффективности для учащихся, затрат времени учителя на передачу учебной информации, мотивационной устойчивости трудовой деятельности учителя.
Отчетные материалы: «Оценка готовности педагога к использованию мультимедиа как средства обучения в средней общеобразовательной школе» (комплект диагностических материалов).
3 этап: сентябрь 2017 г. – июнь 2018 г.
Содержание работы: Разработка научно-методических рекомендаций по включению всех участников педагогического процесса в использование мультимедиа как средства повышения эффективности обучения в средней общеобразовательной школе
Отчетные материалы:
«Готовность педагога к использованию мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в средней общеобразовательной школе» : методические рекомендации.
4 этап: сентябрь 2018 г. – июнь 2019 г.
Содержание работы: Анализ и обобщение результатов эксперимента.
Отчетные материалы: Научный отчет.